Круглые щиты

Георгий Тележко
Это маленькое расследование возникло в связи с перечитыванием очерка "О происхождении германцев", который, признаюсь, сам считаю тяжёлым для чтения, ибо ставил тогда задачу другую перед собой: собрать побольше разнообразного материала pro и contra автохтонности германцев на севере Европы. Теперь, когда ситуация для меня прояснилась: германцы - разноплемённые пришельцы с юга - мне, с одной стороны, хочется ясно и лаконично выразить основные тезисы, противоречащие их северной автохтонности; с другой стороны, хочется нащупать пути прояснения, а кто же на севере Европы жил до германцев лет так за тысячу. Кельтов ещё не было, во всяком случае, на севере Центральной Европы. Остаются иберы, балтославяне, иллирийцы, кто-то ещё?

Начнём с первой стороны. Против автохтонности германцев на севере говорят следующие данные.
Будь германцы коренными жителями побережья северных морей, они бы освоили кораблестроение сами. Можно было бы сказать, что им это было не надо, типа лениво - хватало и на суше чем заняться. Но наскальные изображения в Скандинавии, относимые к бронзовому веку, говорят, что у жителей Скандинавии уже был свой гребной флот. В начале 1 тысячелетия до н.э. заимствовать корабельные термины в Скандинавии было не от кого - верно? Но в языках германской группы название важной детали гребного судна - уключины - заимствовано из древнегреческого языка.

Не удастся найти общеиндоевропейского слова с таким значением. В словаре ПИЕ этимологий С. Старостина, во всяком случае, его нет, да и кораблестроения во времена ПИЕ единства, похоже, не было. Какие-то простые плавсредства, конечно, были, поэтому "ручка весла" в словаре есть: *(s)kelэm- - она породила родственные хеттское, древнегреческое, армянское, германские и балтские слова (все эти языки взаимодействовали друг с другом на юге), но даже при наличии ПИЕ реконструкции значения производных слов варьируют от "уключина" в древнегреческом, "ручка руля, просто ручка, крышка люка" в германских - до "пень, корень, обрубок" в балтских языках. Не очень однозначное слово, это *(s)kelэm-.

Привожу слова, которые, без сомнения, имеют значение "уключина" (язык - слово):

турецкий - iskarmoz
испанский - esc'alamo
древнегреческий - skalm'os

древнегреческий - (th)alami'a (с кустом родственных слов)
английский - thole
немецкий - Dolle
польский - dulka
эстонский - tull

литовский - i,kaba
чешский - havlenka, havlinka
русский - уключина.

Первая группа слов - оригинальное древнегреческое skalm'os и заимствования в испанский и турецкий, совсем не индоевропейский язык.

Вторая группа слов - очевидная цепочка заимствований с упрощением слов по мере удаления от древнегреческого оригинала - (th)alami'a - включающая в себя и слова германской группы. Заканчивается эта цепочка словом эстонского языка, также не индоевропейского.

Третья группа слов - это пара, видимо, родственных между собой литовского и чешского слов (с соответствием "-kab-" - "hav-", как мне кажется) и самостоятельное русское "уключина". Здесь нет заимствований.

Видно, кто у кого что перенимал, а кто разрабатывал кораблестроение самостоятельно. Это ведь не единственный пример заимствования германцами древнегреческих терминов.

Следующий понятный довод, препятствующий принятию североевропейской автохтонности германцев, - это имена богов, которым они поклонялись. Тацит свидетельствует, что свебы поклонялись Изиде (Isis):
"Часть свебов совершает жертвоприношения и Изиде; в чем причина и каково происхождение этого чужестранного священнодействия, я не мог в достаточной мере выяснить, но, поскольку их святыня изображена в виде либурны, этот культ, надо полагать, завезен к ним извне (23)"
А лангобарды, согласно Тациту, поклонялись Матери-Земле Нерте (Nerthus).
Дело здесь в том, что Isis - это древнегреческий вариант транскрибирования имени древнеегипетской богини, а имя Nerthus произведено латынью из древнегреческого ner(th)e, что суть "внизу, из преисподней", согласно древнегреческому словарю. Тацит упоминает также среди почитаемых и хранимых в германской памяти: Меркурия (в греческой мифологии - Гермеса), Геркулеса (Геракла), Марса (Ареса) и Улисса (Одиссея) - первые два имени интерпретированы современными комментаторами как "Вотан" и "Донар", а Марса-Ареса и Улисса-Одиссея, греческого царя и героя, в прочтённом мной издании перевода вниманием обошли. Мне странна такая логика - ведь по отношению к именам кельтских богов римляне были вполне терпимы и лишь установили примерные соответствия между кельтскими и римскими богами, не переименовывая богов кельтских. Зачем же подозревать Тацита в таком переименовании?

В комментарии 23 к этому изданию "Германии" подчёркнуто, что не могли северные люди германцы поклоняться древнеегипетской богине (так же как и уключину называть по древнегречески - моё примечание), но далее, вместо допущения южной природы германцев, высказано предположение, что Изида - та же Нерте, и что святыня - не либурна, а лемех плуга... Но ведь и Нерте по природе - гречанка, а не сугубо германская богиня плодородия, так что все эти гадания не устраняют источника удивления Тацита по поводу "чужестранного священнодействия".

Так кто же жил раньше на севере Европы, если германцы - относительно поздние пришельцы? Конечно, до германцев там побывали кельты, до кельтов - возможно, иберы, чьи следы, вроде, обнаруживаются в предметах Унетицкой культуры неподалёку. Иберов, если они и побывали на севере Центральной Европы, вытеснили кельты в первой половине 1 тысячелетия до н.э. Кельты же потеснили иллирийцев из Центральной Европы к Балканам, последние, в свою очередь, потеснили фракийцев, как я читал. О последующем вытеснении кельтов германцами писал Тацит: германцы, позднее назвавшиеся тунграми (от "tunga" - "язык", др.-герм.), вынудили галлов переселиться на запад от Рейна. Кто ещё мог жить в этих местах? Догадаться поможет этническая карта Восточной Европы последних веков до н.э., составленная М. Фасмером в 1941 г. на основании анализа топонимов и гидронимов Восточной Европы - карта приведена в иллюстрации к этому очерку.

Мы видим, что к востоку от нынешнего расположения германцев Фасмер разместил славян! Вот кого германцы могли подвинуть на восток из Центральной Европы. К западу от балтов - море, то есть маловероятно, что балты подверглись существенному влиянию германской экспансии, а вот славяне оказались прямо в эпицентре событий. И до сих пор в Германии сохраняются искажённые на немецкий лад славянские топонимы, и живут полабские и лужицкие славяне. Это потомки племён культуры Шнуровой керамики (и, возможно, культуры Шаровидных амфор) - эпицентр их распространения находился на территории Польши, где, как я узнал на форуме Balto-Slavica, обнаружены самые древние находки КШК, 3200 г до н.э.

И кстати об археологии: я читал, что достоверно славянская Пражская культура (и родственная ей Киевская культура) имеет хронологический разрыв с местными культурами-предшественницами:

"По мнению ряда археологов, не существует, оказывается, и единой достоверно славянской материальной культуры, которая была бы древнее VI в. н. э., когда появляются памятники так называемого пражского типа [8; 9]. Пессимистично заключение археологии относительно непрерывной культурной преемственности, вернее - ее отсутствия в Карпатско-Дунайской котловине, поскольку, оказывается, уже для VIII-IX вв. не могут назвать в этой области ни одной культуры, которая бы уходила корнями в римскую эпоху", О.Н. Трубачёв, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЭТНОГЕНЕЗ СЛАВЯН (Вопросы языкознания. - М., 1984. - № 2. - С. 15-30).

Но это может быть следствием переселения славян на эти места с запада, вызванного германской экспансией в конце прошлой - начале нашей эры. Местных культур-предшественниц здесь просто могло не быть вообще. Вся "славянская археология" осталась на территории ранее существовавшей Лужицкой культуры. Так "на пустом месте" в 6 в. до н.э. возникла и якобы германская Ясторфская культура на севере нынешней Германии - в связи с переселением скандинавов на материк из-за серьёзного похолодания в 650-х гг. до н.э. Эту догадку надо ещё обдумать.

А кто жил ещё севернее, в Скандинавии, перед приходом германцев?

Здесь мне помогла цитата, которую я приводил в первом очерке о происхождении германцев. Приведу её и здесь в полном объёме, настолько она мне кажется важной:

"Лежащие далее на запад области Центральной Европы — территории нынешних Верхней Австрии, Западной Германии и Голландии—в середине и в конце 2 тысячелетия до н. э. были заняты населением с особой культурой, от которой остались характерные для неё курганные погребения. В захоронениях находят бронзовое оружие, иногда попадаются и серпы. Однако исследование поселений этой культуры заставляет сделать вывод, что если население, оставившее нам эти памятники, и знало земледелие, то всё же главным его занятием было полукочевое скотоводство.
Сходные формы культуры обнаруживаются и у племён, обитавших в те времена в пределах современных Северной Германии и Южной Скандинавии. Возможно, что эта скотоводческая по преимуществу культура оставлена племенами, бывшими непосредственными предшественниками племён германской ветви индоевропейской семьи языков; именно в этих областях застаёт через тысячелетие письменная история древнегерманские племена. При этом следует отметить, что, судя по археологическим данным, уровень развития племён, населявших Скандинавию, был в бронзовом веке несколько выше, чем у племён, населявших территорию Германии. Многочисленный бронзовый инвентарь скандинавских погребений гораздо разнообразнее, а наскальные изображения в Южной Швеции (например, в Бохуслене) рассказывают даже о походах скандинавских многовёсепьных ладей, о морских сражениях и десантах воинов, вооружённых длинными бронзовыми мечами и КРУГЛЫМИ ЩИТАМИ. Среди этих изображений имеется и рисунок пахоты сохой."

Здесь, помимо намёка о негерманской природе древнего населения севера Европы, есть упоминание об интересном документе: наскальное изображение воинов с круглыми щитами. Перечитав эту цитату, я вспомнил, что Тацит, описывая племена на крайнем северо-востоке ареала распространения германцев, упомянул о двух племенах, отличающихся от прочих германских следующим образом: ругии и лемовии имели круглые щиты и строго подчинялись своим правителям (reges).

После этого я порылся в литературе о щитах и выяснил, что у германцев в вооружении имелись БОЛЬШИЕ щиты, как правило, сплетённые из прутьев и обитые мехом. Раскопки же в Скандинавии (в могильнике Бирка, Швеция, захоронении в Гокстаде, Норвегия) показали, что скандинавы раннего средневековья пользовались круглыми деревянными щитами. Аналогичные щиты были обнаружены на юге Латвии и у Старой Ладоги. Круглые щиты были также у римлян. Вот цитата из статьи "Щит" Энциклопедии средневекового оружия (http://medieval_weapons.academic.ru/13/):

"Те народности, которые осели на территории Галлии и усвоили от римлян способы войны, использовали большие овальные щиты, но они обладали сомнительными защитными свойствами, т. к. были сплетены из ивовых веток и обтянуты невыделанной кожей животных.
Щиты германцев были еще проще. В общем виде они походили на щиты, применявшиеся в римских легионах, но при четырехугольной форме были менее выгнуты. Также сделанные из ивовых прутьев, они были обтянуты мехом, обычно волка. Обтянутые мехом щиты применяли до XIII века.
...
Древнейшие изображения щитов, относящиеся к V веку, находятся в Ватиканской библиотеке. Это круглые щиты с тупыми кеглеобразными умбонами. В Золотой псалтыри из монастыря Санкт-Галлен даны изображения пешего и конного воина, вооруженных одинаковыми круглыми щитами романской формы. Щиты имеют диаметр, равный половине человеческого роста, и снабжены сильно заостренным умбоном. Как и во времена Меровингов, несомненно, они были деревянные, обтянутые кожей и усиленные радиально расходящимися металлическими полосами, которые крепили гвоздями".

Получилась такая картина: свой гребной флот и круглые щиты были у скандинавских воинов в бронзовом веке, когда там германцев и римлян быть ещё никак не могло; круглые же щиты замечены в 1 веке нашей эры, по данным Тацита, у ругиев и лемовиев, живущих на балтийском побережье; и круглые же щиты из дерева, такие же, как у скандинавов раннего средневековья, обнаружены у древнерусских воинов конца 1 тысячелетия нашей эры Прослеживается некая преемственность в вооружении аж от скандинавского бронзового века до русского средневековья. Всё это - без германского влияния и при отсутствии круглых деревянных щитов у кельтов (см., напр. http://www.designw.ru/xdqskg.html) и у германцев (см., напр. http://www.roman-glory.com/02-07-02). Кстати эти круглые щиты были, в частности, и из тиса - то есть праславяне тис знали (см. очерк о "фиго-буковом" аргументе).

На этом этапе расследования я позволю себе считать, что на севере Центральной Европы и в Скандинавии до прихода туда германцев и кельтов жили предки славян, плюс ещё какие-то северные народы. Предки балтов, как я думаю по причинам, перечисленным мной в других очерках, жили в те далёкие времена восточнее и южнее. Хотя предки славян и были в контакте с италийскими племенами, формы, размеры и материалы щитов у римлян и славян могли совпасть случайно. А могли и таким образом: у фригийцев, имевших с латинами общих предков (как мне кажется), также были круглые щиты; в свою очередь, фригийские круглые щиты могли у них быть со времен фракобалтославянской общности. Оказывается, сценарий развития Древней Европы под влиянием Скандинавской культуры энеолита и бронзового века уже обсуждался историками.

Вот что пишет на тему о роли Скандинавии в европейской культуре конца третьего - начала первого тысячелетий до н.э. В.А. Сафронов, доктор исторических наук, археолог (полагая, что древние скандинавы - предки германцев, по иронии судьбы):
"Победное расширение скандинавской культуры, безотносительно ее корней, является доминирующим фактом европейской предыстории от 2500 до 1000 года до н. э...
...Причины, чтобы называть этих жителей Северной Европы индоевропейцами, весьма весомы; везде, где мы можем проследить за их передвижениями, эти скандинавы сформировали ядра культурных групп, которые в истории оставили свой след как индоевропейцы.
В Южной Скандинавии и в Северной Германии носители культуры боевых топоров каменного века к началу бронзового века сплотили сложное по своему составу население в некую культурную общность; с этого времени развитие цивилизации на севере является самодостаточным и непрерывным. Это было заслугой прагерманцев, которые населяли эти области в самые ранние исторические времена."

После прихода германцев в центр и на север Европы произошли следующие явления: римляне и кельты оказались в значительной изоляции от предков славян, начался обмен лексикой между германцами, с одной стороны, и кельтами, римлянами и славянами - с другой. При этом, если сравнивать глубину взаимодействия между языками германцев и их соседей, то связи кельтских и германских языков оказываются наиболее поверхностными, см. http://iling.spb.ru/pdf/kuzmenko/kuzmenko_2011.pdf, - что говорит о позднем начале контактов между кельтами и германцами, то есть не противоречит позднему приходу германцев в Центральную Европу, хотя эта задержка с контактами может быть объяснена и другими причинами. О курьёзах, которые происходили при лексическом обмене германцев с римлянами и славянами, я писал раньше в очерках "Кто перепутал волка с лисой?" и "Серая земля". К этому можно добавить, что в древненемецком слово со значением "тело" (O.H.G. botah, of unknown origin), происходившее, по-видимому, от арабизма "бадан" с тем же значением, исчезло со временем, зато появилось заимствование из латыни (ko:rper, from Latin). А ведь такие слова должны быть родными в любом языке, по идее. Но природу германских языков мы здесь обсуждать не будем.