Серебряная свадьба

Светлана Иркутская
Рассказ

    За окном вагона мелькали перелески. «Как голубые фрески, как голубые фрески», – отстукивали колёса поезда, летящего так скоро, что птицы пытались догнать и не могли. Птицы резко поворачивали назад, чтобы не увлечься погоней и не умчаться в чужую даль, забыв дорогу к своему гнезду.
Жёлтые от подсолнухов поля мелькали за окном, появляясь и исчезая вдруг. Извиваясь, убегала по мягкой сочной траве, увлекая взгляд в неизвестный лес, тропинка. Босыми ногами пробежать бы по ней далеко, далеко. И где-то там, через поляну, благоухающую разнотравьем, выйдет он. Он будет смотреть только на неё.
Да, да. Это было именно так. Он смотрел на неё особенным взглядом. Ходил по пятам. Появлялся возле неё всюду. Мужчина – охотник. Стройный, высокий, широкоплечий.
На лице его часто играла улыбка. Она помнила дрожь в его голосе и слова: «Если ты не выйдешь за меня, я умру».
Он не умер. Она вышла за него. Скоро она стала умирать сама. Постепенно, как цветок в красивой вазе, в которую забыли налить воды или подливали слишком мало, по капельке.
Внешне она оставалась такою же, как и прежде, но внутри у неё рос другой цветок – печаль. Он был всесилен.
    Взор мужа, обращённый к ней, тускнел, становился безразлично-серого оттенка. При ней он беззастенчиво расхваливал других женщин. «Посмотри, какая, а!» – восторгался он женщиной, которая хорошела от его слов.
«А я-то, посмотри на меня. Почему слепы твои глаза? Посмотри на меня! Я – твой мир, твоё царство. Я родила тебе двух дочерей. Одна краше другой. Что мне сделать, чтобы твоё сердце проснулось, а душа, как крылья птицы, распахнулась навстречу моей Любви». Эта печаль кричала и плакала, и растекалась, как вода из лопнувшего сосуда, внутри жены. Сердце её обливалось кровью, а глаза искрились, не выдавая костёр, полыхавший внутри. Она улыбалась мужу, надеясь на чудо и на счастье, которое маячило где-то впереди.
В снегопад и в мороз она верила, что весна не за горами. Вот-вот, сейчас, может, в следующую секунду, куда её стремительно принесёт поезд, покажется город, который снился по ночам. На платформе с цветами встретит муж и скажет ей, что только она может составить его счастье.
    «От венца, от венца. До конца, до конца», – мягко постукивали колёса. Она вспоминала свою сдержанность, когда была невестой. Цветы, подарки. Он носил её на руках, ухаживал, уговаривал, обещал. Цветы, подарки. На танцах они были первой парой. Он был сильным и надёжным, как стена. После шумной, весёлой свадьбы она повела себя не правильно. Не давала повода для ревности. Всё делала, желая угодить и понравиться. Дочерей содержала в порядке. Вокруг неё всё было красиво. Она одета и ухожена, как кукла.
Он приходил поздно, молчал. Она щебетала без умолку. Он не отвечал на её вопросы. Сколько она не старалась приблизиться к нему, он отодвигался, как убегающий горизонт, заставляя её бороться за своё место в его сердце, в его жизни.
Но сегодня, как никогда, она верила своей судьбе. Алый закат, полыхающий вдали, предвещал ветер перемен. За жарким августом месяц их свадьбы. Серебряная свадьба. В душе её сладко замирало тёплое чувство предвкушения. Серебряная свадьба. Это, как в первый раз. Она закрыла глаза и представила себя в красивом вечернем платье. Она достаточно зарабатывает и может себе это позволить. Он рядом в светлом костюме. Где это произойдёт? Скорее в банкетном зале. Хотелось пригласить много друзей. Тосты, поздравления – всё, как тогда, в первый раз.
    Что он подарит ей? Она мечтала все эти годы о подвеске с маленьким, пустяковым бриллиантом. Она заслужила его и была уверена, что муж думает так же. Она была под стать такому подарку – стройная, изящная с копной каштановых кудрей. Верная жена, идеальная мать. Она представляла, как они вместе заходят в ювелирный, и он выбирает подарок.
С годами чувства становятся крепче. Любовь мудрее. Она отодвинула от себя реальность и очутилась мысленно перед витриной, где они вдвоём счастливые и весёлые выбирали ей подарок. За этим занятием её и застал крепкий сон под стук колёс скорого поезда.
Муж с опозданием, но встретил её, подхватил сумки, корзину с ягодой и фруктами.
В машине она рассказывала обо всём, что происходило с ней во время их разлуки. Всё ждала, когда он заговорит об этом, о серебряной свадьбе.
Муж остановил машину. Крепко сжал её руку и, глядя мимо неё, сказал:
 – Давно хотел поговорить с тобой на одну очень щепетильную тему. Просто не знаю, как тебе это сказать, чтобы ты…
 – Говори, не бойся, – засмеялась она, пытаясь скрыть своё ликование, – говори, жду, – она постучала нетерпеливо пальчиками по руке мужа.
 – Ты у меня умница. Ещё раз подчёркиваю, пойми правильно. Думая о будущем, говорю тебе это. Сейчас у меня такая ситуация на работе… Нам с тобой, тебе и мне необходим сейчас развод. Это только на время.
Озорные глаза жены наполнились глубокой тоской. Всё мрачное, что только казалось, превратилось в реальность. Она не заплакала. Ни о чём не стала расспрашивать. Мир надежд рушился, разлетаясь на мелкие осколки.
 – Когда тебе нужен развод?
 – Чем скорее, тем лучше. Я отпросился с работы. Поедем, подадим заявление.
 – Поедем.
Вскоре состоялся развод, в день серебряной свадьбы. Ровно 25 лет назад была их свадьба. В огромной квартире её отца было весело. Лились слёзы счастья. Отец произнёс тост: «У меня никогда не было сына. Сбылась сегодня моя мечта, сын!»
По щекам жениха ползли слёзы. Плакали его друзья – послевоенная безотцовщина. Отец вручил ему ключи от машины.
Они крепко обнялись, нашедшие друг друга. «Горько!» – кричали друзья.
* * *

    Дрожащими руками она подписала бумаги. В ушах звучал бесстрастный голос: «Брак считать расторгнутым».
Муж помнил эту дату. Но это была его маленькая месть за те унижения, которые он принял от жены и её родни. Облагодетельствовали. Вот теперь тебе будет горько всерьёз, королева. Не держаться же за одну юбку всю жизнь.
Работники Загса обратили внимание на дату. Осуждающими взглядами обжигали его, тихо задав ему единственный вопрос: «О чём вы думаете, у вас сегодня такой день?»
 – О жизни, – с тайным ликованием ответил он.
Выйдя из Загса, они пошли в разные стороны. Он с уверенностью, что всё идёт так, как надо. Она с разбитым сердцем, в котором дрожали и звенели манящие голоса несбывшейся серебряной свадьбы.
    «Сяду в поезд, уеду от него. Он пожалеет и догонит меня. У нас ещё будет серебряная свадьба», – так думала она и улыбнулась своему будущему, в котором где-то далеко её ещё ждала серебряная свадьба.
Что ж, так и будет.