Мнение о пьесе Э. Ионеско в театре на Таганке

Олег Татков
«Трещина зависит от театра»…


(в сокращённом виде - "Литературная Россия" - http://www.litrossia.ru/2012/12/06921.html)



История смерти в 1936 году  в Ленинграде всемирно знаменитого академика  Павлова стала легендой. Обстоятельства этой легенды ещё с институтской скамьи, немного напрягали меня своей абсурдностью.....



Они напоминают смерть Сократа. Как известно, великого античного философа в Афинах приговорили к смерти, и он сам добровольно принял яд цикуты. После этого, дожидаясь смерти, спокойно беседовал с друзьями.  Так и Павлов. Он созвал учеников и стал диктовать им свои ощущения. В этот момент пришел некий посетитель, но его не приняли, ответив: «Академик Павлов занят. Он умирает»...

 

Смерть – понятие сакрально-архетипическое, заложенное в нас генетикой,  независимо от того, нравится нам это или нет...

Я  попал на премьерный пресс-показ  пьесы «Король умирает» основателя «театра абсурда» Эжена Ионеско, поставленной великим польским режиссером  Кшиштофом   Занусси на сцене легендарной  Таганки, буквально накануне вернувшись из чешского города Кралов Градец, где  в прошлом году,   чуть было не закончилась история этого театра… 

Если  просидеть полтора часа в театральном зале под непрерывный стрекот «навороченных» фотоаппаратов представителей «навороченных»  информагентств,  то, - как говорит ныне продвинутая молодежь,  -  «вштырит не по-детски»…


Исполнитель главной роли - актёр Валерий Сергеевич  Золотухин,   даже позволил себе немного «похулиганить»   на авансцене – выдав посредине спектакля реплику  от себя, -  буквально  глядя в глаза особенно назойливому фотографу,  «расстреливавшему  его в упор» из фирменного  аппарата «Nikon»:  - «Пришли поснимать как я умираю?  Снимайте»…


Режиссёр Кшиштоф Занусси – признался, что  тема смерти,  проходящая  через многие его фильмы – результат,  прежде всего,  -  его военного детства.  Он – дитя войны,  и период его взросления,  пришёлся на время, когда к смерти относились как к обыденности – она была везде и жизнь не стоила ничего…

Пан Кшиштоф признался ещё и в том, что лично получил от  Эжена Ионеско  некую свободу действия  относительно этого спектакля.  И  он не преминул ею воспользоваться, ставя пьесу «Король умирает» в нескольких театрах мира…

Отвечая на вопрос, чем спектакль на Таганке отличается от его же спектакля в Мюнхене, режиссёр Занусси сказал гениальную фразу: - «Трещина зависит от театра». Он, конечно же,  отвечал очень конкретно, на вопрос, касающийся особенности декорации, но прелесть абсурдизма в том и состоит, что он (абсурдизм - авт.) рождает у кого-то «сон разума», а у кого-то богатый ассоциативный ряд.  И относительно тени бывшего руководителя Таганки,  в том числе….
В общем, как выразился Валерий Золотухин: «У кого, что болит, - тот  то и видит»…



Пан Кшиштоф  очень  сильно  ломает Гоголем рождённый,  имперский  русский стереотип  поляка   - «гонорового шляхтича».  Ломает своим поведением, внешним видом и беззащитностью жестикуляции.   Он – абсолютная его противоположность...


 
Вот как сказала о режиссёре и человеке Кшиштофе Занусси  актриса  Ирина  Линд: «Естественная интеллигентность, аристократизм, огромное уважение к актёру пана Кшиштофа, - лично для меня  было настолько неожиданными, что  хотелось только одного,  – сделать  свою роль  как можно лучше»...



Более того – сама   методика  постановки спектакля  режиссёром Занусси  вначале даже  поставила актёров Таганки, - привыкших к абсолютному  художественному (и не только – Авт.)  диктату Юрия  Любимова, -  в личностный и творческий тупик.


Пан Кшиштоф читку пьесы и разбор характеристик проводил в Варшаве в собственном доме, куда он пригласил актёров, принял их, опекал, показывал город, водил в театры и на выставки,  – словом,  – вёл себя по-человечески и как друг...


Театральный спектакль в постановке кинорежиссёра Кшиштофа Занусси получился очень, - по-делу, -  кинематографичным. И очень, - по-таганковски, -  злободневным….
 
Этим он очень сильно отличается от недавнего «кино–экзерциса»  театрального режиссёра Мирзоева на тему пушкинского «Бориса Годунова».

Кинематографические свет и  отточенность  мизансцен, минимализм цвета  в  декорациях и актёрских костюмах.  Средне-офисная мебель, песочные часы на столе, мобильник, инвалидное кресло и лифт.

Единственное яркое пятно – алое платье актрисы Ирины Линдт.  В общем, как и её роль – единственного адекватного по-сути человека, насколько это возможно в ситуации абсурда…
 
Живые исчезают и появляются из лифта. Мёртвый уходит в трещину в стене… 

Золотухин абсолютно прав заявив на послепремьерной пресс-конференции: - «Я чётко делю зрителей, который будут смотреть этот спектакль на три категории.  Это – те, кто пришёл посмотреть,  как умирает король Беранже в пьесе Ионеско в исполнении Валерия Золотухина;   те, - кто пришёл посмотреть,  как умирает актёр Валерий Золотухин, и те, - кто пришёл посмотреть, как умирает нынешний руководитель Театра на Таганке (читай театр – Авт.). И каждому я постараюсь дать ответ»....

За точность цитирования не ручаюсь, поскольку пишу по памяти, но, мне кажется, что  Валерий Сергеевич  по-актёрски  гениально решил свою сверхзадачу.  К концу спектакля в зале остаётся всего лишь одна категория зрителей,  сопереживающих каждому жесту и слову на сцене. А на ней, как выясняется к финалу спектакля, -  пьеса не о смерти, а о жизни….

 
О жизни, которую мы  привыкли не замечать в мелочной  суете и абсолютно  не ценим ….


Дух Любимова живёт на Таганке – живёт в его спектаклях, в  неизменности интерьеров. Тень Любимова, как тень «отца Гамлета» витала в зале и во время  спектакля (перед спектаклем в зал дали,  аудиообращение Юрия Любимова к зрителям с просьбой отключить мобильные телефоны - Авт.),  витала она и после него на встрече режиссёра и актёров  с прессой….


Надо сразу оговориться, что решение  поставить пьесу Ионеско на сцене легендарной Таганки,  Кшиштоф Занусси принял задолго до драматических  событий прошлого года на театральном фестивале  в  чешском  Краловом  Градце  (символично, что Крал – по-чешски, -  король – Авт.) и никак в этих событиях ни словом, ни делом, ни помыслом он не участвовал....





Сегодня  спектакль  Кшиштофа Занусси по пьесе Эжена Ионеско «Король умирает»  -  ребёнок, который, - я очень надеюсь, -  удачно пройдёт пубертат премьерных показов,  возмужает и достойно войдёт в  историю Таганки.  Новой Таганки.  Вечной Таганки….




P.S.  Я сознательно написал слово «экзеpцис»   с буквой «ц», что не соответствует  нынешним  правилам орфографии, но именно так писал Чехов.   
Цитата: «Ярцева дома не было. Рассудина села за рояль и принялась за скучные, трудные ЭКЗЕРЦИСЫ, приказав Лаптеву не мешать ей. И он не развлекал ее разговорами, а сидел в стороне и перелистывал «Вестник Европы». «Три года» А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 9. М., "Наука", 1985. (http://ilibrary.ru/text/1251/p.14/index.html)