Поездка в прошлое

Михаил Ганкин
Такого снегопада я не видел уже давно.
Снег шёл такой плотной стеной, что фары машины высвечивали не более полуметра трассы.
Счастье ещё, что дорога была с односторонним движением, иначе столкновения было бы не избежать.
Мы ехали со скоростью 15-20 километров.
Чувствовалось большое напряжение пассажиров, не говоря уже о водителе.
За рулём сидел мой старый приятель, который и уговорил меня на эту поездку.

Игорь, так звали моего приятеля,позвонил мне накануне.
- Какие планы у тебя на субботу? - спросил он.
- Да вроде ничего особенного не планировал... Единственное, жена с дочкой собирались в театр, я пока не решил идти сними или.....
- У меня к тебе предложение, ты помнишь у нас на студии работал звукооператор Коля Сафонов?
-Ну как же, знаменитый сердцеед, он же вроде перешёл в художественные мастерские?
- Это было уже давно, ты же год назад приезжал...
За это время много чего изменилось.
Я тоже перешёл на работу в театр драмы, а он уже поменял несколько работ, не говоря уже о женщинах.
На днях его последняя пассия выставила вещи за двери и ему теперь негде жить.
 Я пока приютил его у себя, раскладушку поставил на кухне...
Знаешь, к нам в театр пришёл новый зам. директора по административно-хозяйственной части, бывший номенклатурщик, с такими связями... так вот он пообещал помочь Сафонову с общежитием.
Правда это общежитие находится в двадцати километрах от города, в посёлке Лесное, там какой-то сельхозтехникум...
В субботу, мы едем туда договариваться, ну соответственно, в случае положительного решения, Сафонов организует там банкет.
Едем на моей машине, ты, зам.директора и Сафонов.
По дороге заедем в магазин отоваримся и вперёд.
Часов в девять вернёмся назад.

Заместителя директора по АХЧ - звали Иван Иванович.
Мне он как-то сразу не понравился своей манерой общения.
Профессиональное режиссёрское чутьё редко меня подводило в определении человеческих качеств того, или иного индивидуума.
Стоило мне только посмотреть на человека и услышать от него несколько фраз.
 Говорил он на "тросянке" - это смесь русского, украинского, белорусского и польского языков, (чокая и щокая) так в Беларуси разговаривают жители сельской местности и номенклатурщики из "команды".
   
- Як давно ты живёшь за границай? - Был первым его вопрос.
- Да уж без малого почти 13 лет..
- Мне Игар пра цябе расказывау... гаворыць, что ты был известным рэжысёрам, а пачаму уехал... Труднасцей спугауся?
- Да нет, всё гораздо проще.
Появилась возможность поработать по специальности на солидном западном телеканале.
Прошёл кастинг и заключил контракт на два года, а пришлось подзадержаться на все тринадцать.
- Ты наверное там уже и прижився?
- Да, конечно, скорее всего я там уже и останусь....
Тем более и возраст уже предпенсионный.....

- А я вот с команды прэзидэнта - с гордостью заявил Иван Иванович.
Прадставляеш, за всю жизню ни разу не писал заявлений аб прыёме на работу...
Мяне усегда пераводили с должнасци на должнасць и не просто, а с павышэнием....
Паследняя мая должнасць - мэр Новодворска, адтуда пайшоу на пенсию, не дали як следуе атдахнуць, прадложыли работу у цеатры...
Слышал, у Расии сечас президента выбираюць,яны думаюць,что выбираюць, а я табе скажу - должнасць президента ЗАВАЁВЫВАЮЦЬ, а не выбираюць..
Усе эци выбары поуная прафанацыя.
Вот счас мы едзем у Лясное, я быу там мэром восем год и кали мяне павысили я аставил вместа сябе, свайго друга....
Жалка, тольки месяц назад, пахаранили яго...Мало яму прышлося паработаць.
Дурацкая смерць..
Спугался прыезда камисии счотнай палаты... инфаркт и всё.
Чего спугался, выручыли бы мы яго, если там што-та схимичыл, ци украу... у долг...
Яго вдова мая аднокурсница, будзе врэмя мы к ней зайдзём.
Па поводу общажыция вапрос рашонный, я ужо званил... да и папробавали бы яны мне атказаць..
Новы мэр ужо сталы накрывае. Вот так, а ты говорыш...
Зъехау...бросил Родзину...
- Да ничего я не бросал.( почему-то оправдывался я )
Все "миллионы", которые здесь платят, не заработаешь, а перспектива   жить на  пенсию... Уж ты меня извини. Я лучше государству её подарю.

Тебе проще,ты из "команды",видишь,твои друзья и на пенсии тебе должность подыскали.
А что бы я здесь делал на пенсии? Прожить на неё невозможно, а работать вахтёром или гардеробщиком - это не для меня.
А там я востребованный телевизионный режиссёр и буду им столько, на сколько позволит моё здоровье.
К твоему сведению, я частенько сюда приезжаю, встречаюсь с друзьями...
И каждый раз убеждаюсь в правильности своего решения.

В Лесном нас ждали.
В огромной пустой техникумовской столовой был накрыт большой стол.
Выставив дополнительно свои запасы Сафонов юлой вертелся вокруг Ивана Ивановича, и как мог ублажал его своим вниманием.

Трапеза продолжалась несколько часов с бесконечными тостами и здравицами в честь мэра и Ивана Ивановича.
Прилично захмелев Иван Иванович предложил проведать вдову своего преемника.

В большом кирпичном доме,отделанного внутри вагонкой и обставленного простенькой мебелью, нас встретили две женщины.
Мать умершего мэра и вдова.
Старушка сидела на диване и смотрела телевизор, а вдова, моложавая женщина средних лет,стала быстренько собирать на стол, охая и ахая, какие гости неожиданно свалились на её голову.
Подвыпивший Иван Иванович, панибратски, как это умеют делать люди строившие из себя больших начальников, начал представлять гостей.
- Глядзи Пятроуна, рэжысёра табе привёз з самога Фран...куф.. Франкфурта, гдзе ты гаварыш? О, на Майне.
-Ой,( заломила руки Петровна) Первый раз вижу живого режиссёра.....
- А ето Сафонау, як тебя... Николай, буде здесь у вас жить в абщажыции - баба яго выгнала.. о як бывае...
- Ну это они совсем зажрались, такими мужиками кидаться - возмутилась Петровна. Мы его тут быстро женим... Вон сколько молодых преподавателей..
Скажи Иван Иванович, а ты на кладбище был?
- А чаго там делаць, на магилку глядзець? Вот паставиш памятник, пазавеш, прыеду.
Я ж цяпер у театры работаю.....
- Да, Иван Иванович без вас нам тяжеловато... с вашим авторитетом... жили.....
- Да што ты мяне на Вы, мы ж с табой аднакурсники... Помниш наш гистарычны факультэт... во были дзе дзевки и хлопцы...
Мы ж прэзидентам адзин ВУЗ закачывали - обратился он ко мне.
Наливай Пятроуна выпьем, памянем Гену.
Хай зямля яму будзе пухам.

Снег валил и валил.
- Што ты за вадзицель, снега спугауся, донимал Иван Иванович моего приятеля.
Дай я сяду за руль и праз 10 минут мы будзем у горадзе....
Не помогали наши доводы, что некуда спешить, на тот свет ещё успеем.
Периодически он молчал,вроде дремал, затем просыпался и  становился ещё более агрессивным.
- На хрэна я вам дапамагаю... абщажыцие етаму.. ну когда мяне дурака жизнь навучыць, не дзелай никому дабра...Усёрауно ниякай благадарнасци ад вас не даждэшся... Толку з вас аниякага...
Он продолжал ворчать и возмущаться до самого подъезда к городу.

Возле станции метро я попросил остановить  машину.
У меня не было уже больше желания и терпения
находиться в обществе этого "члена команды".
Не прощаясь  я вышел из машины с надеждой, больше никогда не встречаться с этим человеком.