8. Сорок пять лет тому назад

Анатолий Петин
«Т + Т»… Эту надпись нехитрую
Я увидел на старой стене,
Вспоминание штрихами быстрыми
Положило их на сердце мне...

Вспомнил годы вихрастые, детские,
Косы девичьи в рыжем огне,
И сирень изумрудными ветками
Помахала приветливо мне...

Тоню, милую девочку Тоню,
Вспомнил я под замшелой стеной…
Только вот всё никак не припомню:
Почему ж мы расстались с тобой?..

      Этот стишок я написал, правда, не сорок пять лет назад, то есть не в 1967 году, а несколько позже, наверное, в 69-м или даже в 70-м, когда стал немного тосковать о сакмарских друзьях и подружках, и во мне все чаще стало возникать осознание того, что я ошибся в выборе своей будущей профессии…
      А как и когда я вообще начал писать стихи? Честно скажу – не помню. Знаю только, что было это уже после окончания школы. Скорее всего, первую пару рифмованных строчек я сложил перед началом занятий на первом курсе, в августе-сентябре 1967 года, когда мы всей группой студентов-первокурсников-новобранцев трудились не покладая рук в совхозе на уборке урожая.
      Ну да, именно, - учеба в Ростовском университете, РГУ, началась с поездки на поля совхоза «Новозолотовский», где мы собирали помидоры, огурцы, лук, еще какие-то овощи… Веселое и полезное для студентов-первокурсников было это мероприятие, потому что все ближе узнали друг друга, многие подружились.
      А потом началась учеба. И – устройство быта. Мне дали койку в общежитии. Правда, не сразу. Две недели мне пришлось учиться и жить на железнодорожном вокзале, потому что сразу места в общаге не давали, а искать съемную квартиру я не хотел. Не было лишних денег, да и аргумент мне нужен был весомый для того, чтобы проситься в общежитие.
      Общежитие, в котором меня поселили, находилось далековато от университета, по Северному проспекту, 13. Студенты все называли это место общагой на Турмалиновке. Хотя на самом деле улица Турмалиновская начинается чуть дальше, на другой стороне проспекта, который сейчас носит имя Михаила Нагибина. А в доме № 13, который был когда-то общежитием студентов и аспирантов РГУ, теперь располагается учебный корпус ЮФУ, Южного федерального университета, факультеты философии, политологии, социологии и тому подобное.
      В комнате, в которой я поселился, кроме меня жили еще два человека, два чернокожих африканца. Один из них, кажется, его звали Мабуту, был из Кении. Ему было уже не меньше тридцати лет, у него была приличная лысина, и он постоянно ходил под мухой. Как мне потом кто-то объяснил, так он снимал стресс, потому что воевал там у себя в Африке, и у него было что-то с психикой. (В этом «что-то» я потом и сам убедился.)
      Второго африканца звали Аполо (или Аполло?) Авина Угодо. Мы же его называли Аполлоном, потому что он действительно был красавцем-мужчиной (только не златокудрый, а с мелкими спиральками-проволочками волос) с великолепной стройной фигурой. И был он, кажется, сыном какого-то африканского вождя то ли тоже из Кении, то ли из Конго.
      Вообще, на нашем этаже жило еще немало иностранных студентов. Кроме негров (да простится мне это неполиткорректное слово, но так их тогда все и называли, вполне официально), жили северокорейцы, вьетнамцы, кубинцы, представители восточно-европейских стран соцлагеря. Причем, жили как юноши, так и представительницы прекрасного пола. В общем, общага была – замечательная!
      А учебе была вполне стандартная. Да и что может быть особенного на первом курсе, да еще и в первом семестре – обычная программа общей подготовки. Во втором семестре что-то стали добавлять по специальности, по-моему, геодезию и картографию, что-то еще…
      Как я уже сказал, после общей работы в совхозе многие в группе подружились. У нас завязались теплые приятельские (тогда они казались даже дружескими) отношения со Славиком Маркиным. Сам он в Ростов приехал из Таганрога, но жил не в общежитии, а снимал квартиру недалеко от университета, в частном домике на Суворова. Вот мы со Славиком и стали корешевать, часто пили вместе пиво, ходили гулять по городу, знакомились с девушками. Я даже ездил в гости к Славику в Таганрог, ночевал у него в доме…
На снимке: в этом доме располагалось в 1967 году общежитие студентов и аспирантов РГУ.
Фото с сайта www.transgid.ru