Вечный зов

Вера Миреева
Тому, кто не жил вдали от Родины, вряд ли будет легко понять меня. И тем не менее, я обращаюсь к вам, люди, и хочу сказать: «Берегите свою Отчизну, свою Украину, так как только любовь к ней даст вам возможность нормально и полноценно жить». И это моё твердое кредо, от которого я не отступлю никогда!
А всё дело в том, что часть моего детства и отрочество прошли на Украине, в маленьком городке Яворове, что приютился среди вековых лесов на Львовщине. В то время это был удивительный городок, окружённый живописными прудами, садами, лесами и рощами. Как хорошо было в нём весной, когда цвели яблони, черешни и вишни! Благоухала сирень, жасмин и розы! Если б вы только знали, как я тогда радовалась жизни!
Годы же летели стремительно. Вот и осталась уже позади родная украинская школа, моё детство и юность. Я поступила во Львовский государственный  университет им. И. Франко и через пять лет окончила его. И пришлось мне ехать на работу в далёкие чёрные пески — Каракумы, что лежат на севере Узбекистана. В Нукус, куда было моё направление, не ходили даже поезда — не  было  железной дороги. И я впервые полетела туда на самолёте. Как сейчас помню, когда самолет произвел посадку в Нукусском аэропорту, при выходе из него, я буквально провалилась в своих модных львовских босоножках в горячий песок, который сразу же обжёг мои ноги. И это не удивительно: термометр на здании аэровокзала показывал +45°С в тени! Мне сразу же захотелось снова сесть в самолёт и улететь как можно дальше от этого страшного пекла и серой, в глубоких трещинах земли, на которой не было ни травинки, ни деревца. Но я переборола себя...
В тяжелейших условиях чужой страны, со своеобразными обычаями и нравами, с непонятным поначалу для меня языком, в примитивнейшей обстановке работы и быта, мне пришлось провести здесь, вместо положенных трех — сорок пять лет! Если б кто-либо мог представить, как я страдала на чужбине! Не было ночи, чтобы мне не снился родной Яворов, его водоёмы, леса и сады. Я с умилением вспоминала роскошные дожди, омывавшие мою добрую землю. Я ощущала их всей душой и явственно чувствовала запах свежевспаханного поля, фимиам кленовых лесов. Все, что осталось на Родине, стало казаться мне неповторимым и прекрасным. Я скучала по всему этому, терзаясь от невыносимой жары и солёных, с серой пылью суховеев. Я молила Бога, чтобы тот помог мне вернуться в родные края. Но каракалпакская земля не отпускала меня, крепко припаяв к своей груди. Постоянно возникали причины, преграждающие мне путь домой. Были среди них и субъективные —  это чувство долга, воспитанного во мне с детства, ответственность за свое дело: «Кто же, если не я, будет работать в этом умирающем регионе?» Ведь здесь превратилась в жалкий ручей когда-то полноводная Аму-Дарья и почти высохло Аральское море, превратившись в песчаную пустыню... Но чувство моей любви к родной Украине, моя тоска по ней, по дорогому для меня народу с певучим и богатым языком не ослабевали ни на минуту. Мне часто грезилось, что меня окликают любимые подруги: «Вiрцю, де ти? Чому не повертаєшся до нас? Ми так чекаємо на тебе!». Поэтому я искренне страдала и тянулась к тому небольшому количеству людей, которые были родом с Украины. Меня умилял и будоражил даже их украинский акцент, и я с наслаждением внимала их голосам и речи. Родина неотрывно звала меня к себе. И это был вечный зов, властный и могучий.
И так продолжалось все 45 лет! Наконец, появилась возможность вернуться в Украину. И хотя не в Яворов, а в Крым, но я все равно считаю себя счастливой, ибо Крым — та же Украина, и большинство из людей которого милые и родные моему сердцу.
Теперь, спустя долгие годы, я глубоко осознаю, что моя Родина, моя Украина никогда не забывала меня, обыкновенную, ничем особенно не примечательную женщину, оказавшуюся по уставу того времени на чужбине. Она всегда звала меня обратно, потому как твёрдо знала, что моё сердце навечно принадлежит ей.

(Впервые опубликовано в газете «Благовiст», Львов в июне 2004 г.)