Лембики. История жизни семьи Лембик. Предисловие

Борис Лембик
               
               
                «Что в горсти не унесёшь, то храни в сердце своём»

 В этой работе нет ничего придуманного. Это настоящие истории, происходившие в реальности с членами нашей большой семьи и дошедшие до нас в  их воспоминаниях, хотя возможно и тавшие легендами. По рассказам из жизни моих родственников можно набрать массу сюжетов для книг или кинофильмов, но здесь записаны реальные случаи, конкретные  ситуации в которые ставила их непростая жизнь.

За нами стоит не одно поколение предков, наследниками которых мы являемся. История страны  встает уже в конкретных лицах моих близких, моих предков, тех с кем я был знаком лично  и тех о ком только слышал. Тяжёлый и кровавый двадцатый век многое исковеркал в их судьбах.  И  пусть в нашей семье среди моих  родных  не было героев или выдающихся людей, но они честно трудились, ценой неимоверных усилий переносили трудности и лишения, воспитывали детей, обеспечивали им будущее. Годы революционной смуты, гражданской войны, коллективизации, военного лихолетья обернулись для них нищетой и голодом, потерей близких, иногда конфликтами с односельчанами, но они не сломались, стойко сопротивлялись обстоятельствам, передавая свои лучшие качества детям и внукам.

За это они достойны, чтобы их помнили!
Толчком к началу работы   над биографией семьи стал интерес моего сына Валерия к  происхождению нашей фамилии. У меня как-то раньше была попытка составления семейного генеалогического дерева, но тогда не хватило времени, да и настойчивости. А может быть просто тогда ещё не пришло время осознания важности этого, и теперь очень  жаль упущенное время и возможности. С каждым годом писать все труднее -  меньше и меньше свидетелей того времени и  никто не  вернет их, никогда не встанут они перед нами.

Родом я из Волгоградской области. Имея такую редкую фамилию, мы слышали только о родственниках  на Украине в Харьковской и Днепропетровской областях (где-то в районе Лозовой), а других людей с такой фамилией не встречали. Но в 2003 году Валерий нашел и познакомился с Сергеем Анатольевичем Лембиком, уроженцем Сибири, проживающим в настоящее время в Москве. Тот, в свою очередь, познакомил нас с биографическими воспоминаниями своего отца, Анатолия Афанасьевича Лембика, проживавшего в г. Усолье-Сибирское Иркутской  области. Оказалось, что корни их семьи тоже на Украине (Харьковская область, г. Покровский, г. Изюм). Соответственно возник вопрос: не родственники ли мы? Далее появилась цель - попытаться найти свои исторические корни. Было понятно, что искать их надо в архивах на Украине, но такой возможности, ни тогда, ни сейчас  у меня нет.

Постепенно стало ясно, что в первую очередь надо собрать материал о более близком периоде времени.  Поэтому на данном этапе работа свелась к сбору материала об истории появления нашей семьи в Поволжье, о судьбах членов нашей семьи, попытке записать этот материал и составить генеалогическое дерево.

Самым интереснейшим и доступным способом сбора информации явились личные встречи с родственниками. Запись на бумагу, а затем  и на диктофон позволили собрать важнейший материал, который лег в основу этой и предыдущих  работ. Оказалось что рассказы родных – это мощный пласт жизненного материала, материала неизведанного, порой неожиданного. Но всегда рассказы насыщенны любовью к своим  близким, к тем, с кем им пришлось переносить тяготы жизни, ну и, пожалуй, чуть насмешливым отношением к себе: жили, мол, как все.

После моих поездок  были составлены  сначала первый (в 2004 году), а потом и второй (в 2007 году) выпуски «Истории жизни семьи Лембик». Ознакомится со вторым выпуском можно на сайте Ярославского историко-родословного общества в рубрике «Родословные»,  к сожалению без фотографий. Нынешняя работа представляет дополненный и переработанный вариант предыдущих, и обновляется по мере получения новых данных.

Сложность работы сейчас состоит в том, что уже нет в живых никого из поколения родителей. Прожив трудную жизнь, они не любили её часто вспоминать, настолько, видимо, это ранило их душу. Не хотелось им лишний раз бередить старое. Да и мы, тогда молодые, не очень стремились это узнать, не казалось нам это важным. Мало осталось документов того времени, а в памяти родственников сохранилось, к сожалению, не всё прожитое.   Кроме того, оказалось, что трудно записать живую речь на бумаге так, чтобы не потерялся колорит, сохранилось восприятие от  живого слова. Хотя хотелось подать материал более достоверно, как можно ближе к услышанному.

Но любой пересказ всегда что-то теряет по сравнению с исходным  материалом, поэтому  очень много времени уходит на подбор подходящих слов. И хотелось написать так, чтобы за текстом были видны живые люди с их характерами, привычками; чтобы не дать о человеке однобокую информацию, постараться выделить в нем главное, хотя в этой небольшой работе сделать это непросто. Да  и  фразы, сказанные на украинском  языке, иногда трудно воспроизвести по-русски со всей звучностью и заложенным в них содержанием.

В работе часть диалогов дана по-русски, а часть по-украински. И встают перед глазами авторы этих диалогов, звучит в памяти их голос, припоминаются их  привычки, говор, характер. И диалог,  данный по-украински это как попытка передать ту атмосферу, дух  того времени.

При работе, чем больше врабатываешься в  материал, тем чаще как бы случайно натыкаешься на интересные подробности или совпадения. Иногда они позволяют по-новому посмотреть на тему, или просто подтверждают информацию. Так было, когда у Елены Никифоровны Карамновой я увидел книгу о действиях наших войск и спецслужб во время войны по охране Транс-Иранской железной дороги. А до этого было известно, что Иосиф Дмитриевич Лембик  как раз во время войны служил на границе с Ираном. Или же, изучая материалы Ярославского историко-родословного общества, встречаешь материал о переселенцах на рубеже 19 и 20 веков с перенаселенных районов Украины на свободные земли (на Донщину и в Нижнее Поволжье), или о том, что в 18-19 веке в Воронежской и Курской губерниях проживало  до 45%  украинцев. А именно из западной части тогдашней Курской области, ныне относящейся к Сумской области Украины переехала в наши края  семья Бусенко.

Никогда не ставилась задача подчеркнуть какую-либо особенность нашей семьи, или её исключительность перед другими. Так,  как жили мои родственники, жили многие. Мои предки, как и вся страна, терпели лишения и горе, вместе с другими радовались и переживали, строили светлое будущее. Все они были разными по характеру, способностям, привычкам, слабостям, в общем тем, чем люди отличаются друг от друга. Они жили, работали, совершали ошибки, иногда встречали непонимание со стороны близких и просто других людей. Но  в большинстве семей отношения к друг к другу были очень хорошие. Чувство сопричастия и взаимовыручки было очень развито в семье.

   Не весь материал, который удалось  собрать и записать, попал в  эту работу.  Возможно, что-то оказалось искаженным или неверно сформулированным, поэтому всегда готов при появлении новых данных внести необходимые изменения. Кроме того, на мой взгляд, не всё получилось удачным, так что если где-то  имеются  ошибки или  неточности, то заранее прошу извинить и постараюсь в дальнейшем внести соответствующие исправления.
 
   Время отодвигает прошедшие события  дальше и дальше. Оно неумолимо уходит, а с ним и люди. Больше века назад переселенцы строили на новых землях свои первые саманные хаты и землянки, появлялись новые хутора. Со временем они обустраивались, появлялись добротные дома, сады, на балках – пруды. Но, стремясь к лучшей жизни, с  течением времени они оставляли их, переселяясь на новое, лучшее место жительства. Шло время, на месте развалившейся хаты сначала оставались бугры. Потом ветер и дождь размывали саман, и эти холмики постепенно сглаживались.

Немного дольше оставались живыми сады. Стояли какое-то время одичавшие яблони или груши, начинавшие потом сохнуть и погибать. Бывало, что это место потом запахивалось, и тогда найти какие-либо следы  становилось невозможно. Наступал момент, когда уже ничто не напоминало о том, что на этом месте ещё пару десятилетий назад стояли хутора и жили люди. И мало кто уже расскажет и покажет, как еще полвека назад стояли в степи хуторские хаты.

Так и с человеком. Когда он умирает, то кроме могилы, остается ещё память о нём у знавших его людей. Проходит время, стирается память, уходит из жизни следующее поколение. И, в конце концов,  может наступить момент, когда об этом человеке никто из его потомков уже ничего не может рассказать. А ведь он прожил жизнь, и чаще всего жизнь эта была полна событий, горя, радостей, забот. И чтобы не пропал он безвестно в прошлом, чтобы будущие наследники не выросли, как говорит народная мудрость, «Иванами, не помнящими родства» и написана эта работа.

А таким, как на фото, мы увидели небо над нашим бывшим хутором. И подняла, образно выражаясь,эта туча нас и понесла по волне  воспоминаний.

Так пусть же будет земля  пухом всем тем, кого уже нет с нами.

                Продолжение здесь:http://www.proza.ru/2012/06/29/518