Избранные

Александра Кук
Монотеисты считают себя так или иначе связанными с высшим благим существом, сотворившим вселенную. Очевидно, что такое существо должно быть гораздо умнее нас, а, возможно, и добрее. В одно я точно верую - если этот мир вдруг и создал кто-то, он никак не мог быть дураком. Где, спрашивается, след, печать, отметина этой доброты и ума на последователях хотя бы одной популярной религии? Выделяются ли кто-нибудь сердечностью, мастерством, смекалкой, пониманием - только благодаря своей вере? Нет. Значит и нет ни одной “истинной” религии. Посмотрим на тех, кто бескорыстно помогал нуждающимся, совершал важные открытия, создавал произведения искусства - эти люди могли и могут быть кем угодно: христианами, буддистами, неверующими. Всякие храмы могут быть прекрасны, и готика, и пагоды, и античные храмы, и деревянные церкви Северной Европы, и буддистские, и индуистские храмы, а также вполне светские постройки: библиотеки, университеты, дворцы, музеи, вокзалы. Очевидно, что никакого ПРИОРИТЕТА по вдохновению ни у одной религии, ни у одного народа здесь никогда НЕ БЫЛО.

Мне думается, увеличение зависимости от религиозных догм, "ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ" человека, в конце концов, должно привести к затуханию творческой активности. Глубоко "воцерковленный" человек вряд ли сможет создавать художественную литературу: там персонажи действуют и думают самостоятельно, а не консультируются на каждом шагу со священной книгой или жрецом. И, наверное, фанатику очень трудно удерживать себя в состоянии творческой счастливой влюбленности, чтобы она не превратилась в закостенелую, застарелую, болезненную, бесплодную страсть.

Как-то по японскому телевидению показали исполненных благодарности китайских рабочих, спасенных во время цунами своим японским начальником, который сам потом погиб. Такие происшествия происходили и происходят постоянно по всему миру, люди жертвуют своей жизнью за других, и все эти другие восхваляют их подвиги. Религия здесь НИ ПРИ ЧЕМ. Избранных здесь нет. Конечно, людям, находящимся под отупляющим влиянием своей системы верований, может показаться, что только их собратья способны на что-нибудь хорошее. Одна православная дама из страны, где много диких обезьян, после того, как похвасталась своей дружбой с индусами, вдруг заявила, что только христиане способны на добрые дела - потому, что (я так поняла) они совершают все поступки для своего бога... Насколько нужно быть душевно слепым человеком для того, чтобы, во-первых, не замечать, что взаимопомощь лежит в основе нормальных человеческих отношений везде и всегда, а во-вторых, не замечать собственного лицемерия, называя кого-то другом и, в то же время, отрицая ему способность совершать по отношению к себе добрые дела, то есть, быть настоящим другом.