Без Дома

Андрей Биргер
 Теперь каждый день, когда я просыпаюсь – я вижу одно и то же.
 Я лежу боком на кровати, и даже можно сказать, что не я на него смотрю, а оно на меня.
 Это я говорю про окно.
 Каждый день я просыпаюсь в своей маленькой уютной старой квартире, и вижу за окном пейзаж спального района. И каждый раз как я вижу это окно, этот вид. Проснувшись, смотрю на него в течение дня. Возможно, я не могу понять – действительно ли он спящий, этот район - в буквальном смысле, либо он чего-то ждет от меня, или от кого-то.
 Я не говорю, что мне это не нравится. Наоборот, я просто как-то этим вдохновляюсь.
 Не так давно я переехал в эту квартиру. Она была старой, из прошлого поколения, как и сам этот дом.  Но для меня она была относительно новой – потому что я захотел ее купить, а я люблю именно такие квартиры. Вот такой я человек старого поколения.
 После этих раздумий я встаю и иду варить себе кофе.
 Ну и вы, конечно, спросите – кто же я такой?
 …Да я и сам не знаю. Пару дней назад я был геологом, а сейчас уже не знаю, кто я. Может я сегодня тоже геолог.
 Не было ни одного дела, которое задерживало меня надолго.
 Мне не хотелось долго оставаться здесь. Пусть это был мой дом, но я к нему еще не привык. И я опять смотрю в это окно. Я так часто в него смотрю, что иногда забываю, что я в доме, да и вообще порой, когда я вне дома и пытаюсь вспомнить свои интерьеры – я вспоминаю лишь этот вид из окна. Эта сероватая, сухая городская муза. Несколько рядов жилых домов, с черными как бездны окнами. Эти ряды домов, идущие друг за другом через дворы которые не было видно, да и которые я никогда не видел. Да я и не знал что там дворы, мне просто так казалось.
 А потом я вышел из дома и пока шел вниз по лестнице – мне казалось, что я попал в черно-белые кадры. Я спускался не спеша, и мои шаги отдавались эхом, которое возвращалось к дверям моей квартиры.
 На улице я огляделся. В воздухе был такой запах, словно на дорогах разлили бензин. Ветра не было. Сверху было синее чистое небо. Во дворе играли дети, они выглядели счастливыми и не знали никаких несчастий, но в их возгласах слышалась какая-то тревога. Может мне просто что-то вспомнилось, а может, просто их родители выглядели не такими счастливыми. С моей стороны казалось, что они были угрюмы и отчаянны, но с 20ти метров расстояния могло казаться все что угодно. Но все же, эти родители сидели на скамейках, так ссутулившись, так безмолвно.
 Сегодня был выходной, и наверное поэтому я и не помнил чем я занимался в будние дни. Да что там – я рассказываю о том, что было достаточно давно для того чтобы можно было позволить себе что-нибудь забыть.
 Я тусил в то время с одним человеком, и у него сегодня было день рождение.
 Забавно, да?
 К нему-то я и повернул. И как ни странно, я должен был впервые пройти через тот сам урбанистический пейзаж, который я всегда видел в своем окне. Мне точно покажется эта прогулка чем-то необычным.
 Я зашагал вперед к домам напротив, они поднимались ввысь напротив меня, через дорогу, западнее от моего дома.
 Эта прогулка началась для меня с тревожных возгласов детей. Я снова посмотрел на двор, где до сих пор так печально сидели их родители.   
 Я уходил оттуда и думал – чем так заняты были их мысли? Что с ними произошло?
 Спустя несколько моих шагов начал дуть ветер. Я слышал и чувствовал его.
 Я не настолько одинок как вы можете подумать по первым моим повествованиям.
 Когда я выходил на дорогу напротив своего дома, к тому самому виду из окна - я увидел старушку с палкой. За ней, вокруг всей дороги кружились три собаки. Плавно бегущие следопыты за старухой. Это было вполне воодушевляющее зрелище, мне нравилось, как началось знакомство с кварталом, который я видел из окна.
* * *
 Когда я входил в квартиру, вместе со мной входили еще три человека. Я слышал шум внутри и чувствовал духоту в гостиной. Те три человека не обратили на меня особого внимания, я это к тому, что когда я зашел - на меня удивленно посмотрел один мой старый друг, который был там. Он даже выглядел настолько шокированным, что я решил обойти его пока стороной. Я пока ничего не понимал и пошел в кухню, там все стояли и курили. Я тоже закурил.
- Здорово, Брат, - поздоровался со мной человек стоящий у окна, чуть ближе ко мне. За ним, чуть дальше от него стояли две девушки у окна. Они также доброжелательно посмотрели на меня, мне это уже больше нравилось.
 Человеком, который поздоровался со мной, называли Прошедший. Не знаю, почему его так называли, но других данных о нем я не знал.
- Как жизнь? – я стоял с сигаретой в зубах и протягивал ему свою руку.
- Все вполне прилично. А у тебя как? Я слышал ты переехал?
- Да, мне уже кажется это давно.
- Да и я тебя давно не видел.
- Это-то да. Просто я так прижился на новом месте. Я уже почти забыл, что было до этого.
- Серьезно что ли? – он засмеялся, хлопнул меня по плечу, девушки у окна заулыбались.   
 Мне нечего было ответить. Я пожал плечами, словно равнодушный ко всему.
- Брат, - снова обратился ко мне Прошедший, уже без тени улыбок. – О том, что ты забыл – это ты серьезно? У тебя я слышал невесть что творилось.
- Я… уже и не помню, - на этот раз я засмеялся.
- Вот это да, Брат. – Прошедший показал слабую ухмылку. – Ты знаешь? Тебе сказал Мат, когда звал тебя сюда?
 Мат – это был человек, который тут устроил весь праздник, он же хозяин квартиры. Ну и естественно – у него и было сегодня день рождения.
 В этот момент мы услышали, как в гостиной что-то разбилось, то ли кто-то упал. Мы оглянулись в сторону гостиной и услышали несколько перемешавшихся голосов – там были и мужские и женские. Кажется, они негодовали, или ругались, или шутили, а может быть и все это вместе – но шум от них поднялся сильный.
 Эта квартира, немного напоминала мою. Правда она была шире, и комнат здесь было больше на три штуки. Это когда у меня кроме гостиной не было не одной комнаты.
 Мы с Прошедшим не стали обращать особого внимания на то, что произошло за дверью. То, что мы не видели. Даже девушки остались на своем месте, тихонько болтая о чем-то между собой.
- Что ты имеешь в виду? – спросил я Прошедшего. – Что сказал?
- Брат, она здесь, - Прошедший потупил глаза. – Разве ты не расслышал? Там сейчас был и ее голос.
 Недолго, безответно смотря на Прошедшего я вышел из кухни и встал в дверях. На полу в гостиной, недалеко от дверей балкона валялись какие-то аппаратуры со шнурами. Посреди гостиной стоял стол с выпивкой, было полно народу.
 И все-таки я увидел ее, и тут-то я все вспомнил.  Мы встретились с ней взглядами. Эти выразительные огромные зеленые глаза. В них словно тонули глубины девственных лесов с текущими узкими ручьями. Ее зовут Астра – и она вышвырнула меня из дома, сделав это так – что я словно сам вылетел из своей жизни. Я все вспомнил.
 Она не стала долго стоять и, опустив взгляд, спокойно ушла в другую комнату, выхватив стакан с мартини с тумбы у балкона.
 Я вернулся на кухню. Мы с Прошедшим и этими девушками последний раз встретились взглядами, я выкинул сигарету, которая уже давно перестала тлеть и ушел.
* * *
 Я вошел в гостиную, где все разговаривали, курили и пили. Просто сейчас – я действительно туда вошел. Я ощущал, как вокруг меня все это происходило. Словно я был в дремоте, словно я мог упасть и куда-то провалится. Я не всегда улавливаю эти моменты. Смотрю, как разбирают развалившуюся технику на полу. Как какой-то парень держит шнуры. Я не очень понимал – что все это такое.
 Из комнаты, в которую ушла Астра, доносилась какой-то старый блюз. Я не пошел туда, я пошел в соседнюю комнату.
 Там три человека сидели и играли в карты. Там и был Мат – он сидел в середине прямоугольного деревянного стола. Новенький, светлый высокий стол. Синие стены.
- Эй! Брат! – крикнул Мат, подзывая меня, - садись, дерни с нами в дурака.
 Я тут же сел напротив него. Парень слева от меня начал раздавать, а парень справа тихо и злобно захихикал и сказав:
- Давно я этим дерьмом не увлекался.
 Попробую описать людей сидящих здесь – слева и справа от меня, прямо как демон и ангел сидели, слева светлый справа темный. Темный был как раз тот, кто хихикал – он и вправду походил на какого-то злодея, и этим же своим смехом. Далее слева - светловолосый, можно было сразу заметить, что он был высок, лицо его было задумчивое, но нельзя сказать что печальное.
 Лицо Мата было просто застывшее. Он смотрел в мою сторону, но в то же время он смотрел в никуда. Облокотившись одной рукой на стол, он ждал. Мат выглядел как настоящий артист. У него были огромные очки в черной, толстой оправе, вьющиеся волосы.
 Вдруг он начал трястись на месте, действием наблюдателя, и в этот же момент Светлый перестал раздавать. Темный громко рассмеялся, Светлый улыбнулся, а Мат ударил слегка кулаком по столу, так и все затихли:
- И так ребята. Я неспроста все это устроил. Но давайте без фокусов.
 После последней фразы он обвел всех взглядом, и все пристально посмотрели на него, и я в том числе.
- У меня есть один друг, - продолжал Мат. – Его зовут Сатана. Как-то так повелось, что когда мне что-то не нравится, или рядом со мной творится какое-то дерьмо – он приходит сюда.
 Мат говорил четким, твердым, артистичным голосом. Но мы-то все понимали, что это была не игра.
- Я не могу объяснить, почему так повелось, но я вас прошу, как троих людей, к которым я здесь стал ближе, в своем же доме. Давайте без дерьма. Потому что я – еще живой.
 Так он закончил свою тираду, которая финальными нотами стала сопровождаться жестами. Темный широко улыбнулся и посмотрел в стену, со стены перевел свой взгляд на Мата а потом на меня. Светлый задумчиво опустил голову, словно впадая в медитацию.
 А потом всё вернулось на свои места. Мы начали играть, и первым кинул карту Светлый, спонтанно очнувшись.
 Мы сидим вчетвером и играем в карты вокруг деревянного прямоугольно стола, в пределах четырех синих стен. Наши ходы четкие, наши действия быстрые. И я при этом думаю о времени.
 Время для меня – это такая вещь, которая заставляет о себе думать лишь определенное время в жизни, а после этого ты относишься к нему без особого воодушевления.
 Те минуты, когда ты спешишь.
 Те мгновения, когда ты боишься того что произойдет.
 Те моменты, когда ты спишь, а где-то вдалеке в реальном мире что-то происходит.
 Я говорю о времени не просто так – все произошло потому, что я перестал слышать эти все голоса и музыку, которые были снаружи. Я говорю про гостиную, и то что было рядом, не считая нас. Это словно исчезло, мы сами словно испарились или все испарилось вокруг нас – и это полетевшая техника, эта выпивка, и блюз, и Астра, Прошедший и те девушки у окна в кухне. Это все словно только что пронеслось снова у меня в сознании, и я понимаю, что это чертово время я никогда не буду понимать.
 Как оно идет.
 Где останавливается.
 Где спешит само, где само медлит.
 Когда чувствуешь что живешь.
 Чувствуешь, что ты молод.
 Чувствуешь, что ты стар.
 Ощущаешь что умер – но это уже далеко от даже того оживленного действия в четырех лицах, где я вырисовываюсь героем, или злодеем.
- Мат? – заговорил вдруг Темный. – Мне нужно с тобой кое о чем переговорить.
- И о чем же?
 Мы продолжали играть, и у Темного с Матом завязался диалог.
- Мат. Помнишь дома через дорогу, напротив клуба, где ты работаешь?
- Какого клуба? – спросил Мат, застыв в движении не успев вынуть карту.
- Ты - работал в клубе барменом, - пояснял Темный тихим рассудительным голосом – похоже, он всегда таким говорил. – Барменом, или кем-то там.
- А, - Мат опустил взгляд обратно на карты, переменив выражение лица.
 Он молчал несколько секунд и никто не делал ни движения, ни звука – все ждали его, и Светлый закрыв глаза, и я стал смотреть на стены – за которыми я еще боялся увидеть безумие.
- Я больше не работаю там. Но…
 Темный все так же смотрел на него.
-…Что за дома ты имеешь в виду? Те красные, трехэтажные…
- Эти самые.
- Там никто не живет.
- А что там вообще происходит?
- Сдаются квартиры за бешеные деньги. В этих кварталах ни у кого таких денег нет. Ты что, хочешь купить там квартиру?
- Я не знаю. Мне приходилось часто проезжать мимо них. В них есть что-то необычное, заставляет меня войти внутрь.
- Ну… свет окон у этих домов мне тоже никогда не нравился
- Что за дома? – вмешался я.
 Все посмотрели на меня.
- Дома, про которые идут не очень хорошие слухи, - говорит Темный.
- Какие слухи – они год назад только там появились! – говорит Мат.
- А ты думаешь, за год ничего не происходит?
- Там что убили кого? - спросил я.
- Вы любите красить пустоту, - проговорил Светлый.
 И вдруг за дверью снова что-то грохнулось, и послышались смешанные голоса.
 Снова.
 Все сбилось и вернулось на свои места. Время вернулось. Где-то в комнате зазвонил телефон.
 Мат:
- Вот и все, Сатана мне звонит, - он посмотрел на дверь. – Вот идиоты, почему люди не бывают цивилизованными, даже если общество?
- Уходим, - сказал Светлый посмотрев на Темного и меня.
 Мы втроем встали, пошли выходить. Мат остался сидеть с телефоном, и взгляд его покрывался волнением.
* * *
  Когда мы вышли из комнаты – люди в гостиной были как двухмерная прозрачная стена. Светлый и Темный удалились в кухню и комнату вдоль кухни. Они буквально прошли сквозь людей, которые все также болтали и веселились в гостиной. Шнуры и аппаратуру никуда не убрали – она все так же валялась на полу, и похоже никто уже не обращал на это никакого внимания.
 Я стоял у дверей комнаты, из которой мы вышли. Стоя минуту и наблюдая, как все веселье продолжается - я вспомнил про Астру. Она была в соседней комнате, от той, рядом с которой я находился. Я посмотрел туда и мои воспоминания, слившиеся со всем звучанием и голосами в гостиной, превратились в дым. Представьте себе, будто дым можно окунуть в воду – получится примерно то, что в моей голове.
 Делая шаг к дверям этой комнаты, я думаю о том – что может произойти, если я войду туда. Может произойти какой-то финал. Я могу все вспомнить, но я не знаю, хочу ли я помнить это. Однако я уже делаю шаги туда и чувствую в своих глазах отражение всего. На меня никто не обращает внимания, а мне кажется, словно кто-то должен закричать мне, чтобы я не делал этого.
 Чтобы я не входил.
 Но ведь это же вечеринка? Все делают то, что хотят, и в такое время творятся странные вещи. Я уже в этом убедился. Тем более - что если Астра ушла оттуда?
 Но я вошел.
 Тем лучше.
 И она сидела на диване. Завидев мой взгляд, она встала и посмотрела на меня пронзительно. В этот момент снова весь остальной мир улетучился к чертям, вместе с той комнатой, где сейчас был Мат. То есть вместе с той комнатой, где я ощущал то же самое что и сейчас.
 Я стоял и молчал. Я наблюдал за ней. Я стал тем, кого было много. В этом мире – наблюдателями можно назвать всех. Она подошла к окну, взяла бокал с красным вином. И пока она все это проделывала, в эти моменты она не сводила с меня взгляд, словно я мог сейчас выкинуть что-то аморальное.
- Что ты наделала? – сказал я, делая шаги вперед. У меня был такой тихий голос, прямо как у Темного.
- Ты что? Больше не можешь мне верить? – она не сдвинулась с места и все также смотрела на меня.
- Во что ты превратила меня? Я сам себе стал тошен.
 Я остановился перед ней. Она хотела отпить из вина из своего стакана, но я выхватил стакан и сам сделал глоток.
- Стал себе тошен, говоришь? – она встала, подошла к стене и встала ко мне спиной.
 Высокая стройная девушка, стройное тело, длинные темные волосы, завязанные в косынку, грубый серьезный взгляд.   
- Знаешь, Брат? – начала она. – Я просто открыла тебе правду. Самому себе тошен? Ты и так дерьмо.
- Я о тебе не лучшего мнения, и уж ты точно не лучше меня. Как можно было провести три счастливых года вместе и потом все так революционно разрушить? Выкинуть все. Разбить все.
- Брат, почему ты веришь в любовь? Она не длиться вечно. Она длится как раз три счастливых, как ты выразился, года. Не более. Я хочу идти дальше.
- Это просто разврат.
- Ты что, священник? Да чего ты рассуждаешь как ребенок?
- Даже если так, зачем было делать все так резко? Словно ты не просто разлюбила меня, а даже возненавидела?
- Потому что я знала, что ты это воспримешь именно так.
- Как так?
- Что ты, например, придешь вот сюда и начнешь чистить мне мозги! – она кричала, обернувшись ко мне. – Что ты возомнил из себя? Что тебе надо!? Мы подарили друг другу будущее, мы больше ничего друг другу не должны!
- Когда это закончилось, я перестал чувствовать свою жизнь, - я старался говорить как можно спокойнее. – Все-то время, которое мы провели там. Я любил этот дом, и теперь находясь в другом месте, я чувствую, будто у меня нет дома. Я любил тебя, а теперь ощущение что у меня нет не просто тебя, а у меня нет ничего и никого.
- Ты не веришь мне? – Она ходила по комнате, словно вот-вот она взмахнет кулаком в мою сторону. – Мы разносторонние – Брат! Да ты просто превратился в тряпку, в которую всех тошнило!
- Если ты дальше ожидаешь от меня сентиментальности, тебе придется разочароваться.
- Я в тебе разочарована, Брат! Ты разочаровал меня, потому я и выкинула тебя! Перестань вести себя как тряпка! Возьми себя в руки!
 Я больше не смог терпеть и подбежал к ней – схватил ее за горло и ударил головой о стену и взревел:
- А что ты хочешь!? Ты меня превратила в это! ТЫ! СУКА ТЫ ТУПАЯ! ЧТО ТЫ СО НОЙ СДЕЛАЛА, ЧТО СДЕЛАЛА С МОИМ ДОМОМ! МОЕЙ ЖИЗНЬЮ!
 Похоже, в тот момент я совсем потерял рассудок, но я слышал через рев своих слов ее жалкие попытки дыхания.
- Я не хочу быть сентиментальным дерьмом в которое ты меня превратила! Так получи мою злость себе в глотку! Жри это дерьмо вместе со мной!!! Я теперь никогда не смогу вернуться домой, ПОТОМУ ЧТО У МЕ-НЯ-Е-ГО-НЕТ!!!
 Она сумела выдавить из себя крик, или точнее стон, и тут я отшвырнул ее к углу комнату. Она села там, на корточки и тряслась. В ее глазах был страх и слезы, на нее жалко было смотреть.
 Она так выглядела, будто ее заперли.
 Но я смотрел.
 И снова вокруг меня не было ничего.
 Я не слышал ничего, что еще можно было услышать, но я даже жалости не чувствовал. Лишь только то, как почернело мое сердце. Как моя ненависть превратилась в нечто закрепленное в собственном сознании. Я смотрел на нее и не боялся ничего – в завтрашнем дне не будет и воспоминаний о том, что только произошло. Не будет воспоминаний о том доме, где так прекрасно было просыпаться и засыпать. Где можно было проснуться, смотреть в окно на другие окна, которые были, напротив, через двор. Не будет воспоминаний обо мне.
 И это хорошо.
Это останется где-то, и это будет происходить дальше. Эти окна также будут встречать рассвет и ночь, слышать смех детей, которые однажды оттуда уйдут – но мы об этот ничего не узнаем. По крайней мере – я точно.
 Потому что теперь Астра права – то есть мы можем спокойно разойтись, ведь все произошло быстро. Я не сдержал себя, как и никогда не умел себя сдерживать в таких ситуациях.
 Ее рыдание стало сильнее, пока я смотрел на нее, хоть оно было беззвучно – я просто это видел. Но я не пойду к ней. И во мне не будет даже стыда, все потому мне стало вдруг так наплевать на все, что я даже смогу открыть дверь и выйти и оставить Астру с ее рыданиями.
* * * 
 Понятно стало, почему из нашей комнаты здесь ничего не слышали. Здесь в гостиной творился разгон. Пришел этот друг Мата – Сатана. Он хватал всю ту аппаратуру, которая валялась на полу, швырял ее в разные стороны и кричал:
- Вон! Пошли все вон! Ублюдки! Бездельники!
 Все вон и убегали, кто даже сопровождал это криками ужаса.
 Это был второй раз в моей жизни, когда я видел Сатану. И сейчас мне стало понятно, почему его так называли. Он был среднего роста, весь в черном, с цепочкой на джинсах, да и сам весь черный, от своей густой бороды и усов до глаз, которые также казались злыми. На самом деле они просто были уставшие.
 Он просто рвал и метал. Разгонял всю вечеринку к чертовой матери.
 Мне захотелось зайти к Мату. Хотел узнать как он там, но в этот момент у меня зазвонил телефон.
 Только я захотел взять телефон, но и из комнат, рядом с которыми я находился, повалился новый поток людей. Я просто упал и потерял сознание. Я и не узнал – может они тоже убегали, может, решили сами повалить Сатану.
 Как так получилось.
 Но уже все равно.
 Все едино.
* * *
 Я пришел в какой-то бизнес-центр и вокруг меня были белые кафельные стены. А напротив меня стоял старик. Вот только он не обращал на меня особого внимания. Я подошел к девушке, сидящей на ресепшене, да и она на меня ноль внимания.
 Но вдруг, напротив, из лифта – выбегает Астра. Она подбегает к старику, и крепко обнимая его, говорит:
- Здравствуй Брат! Как я рада тебя видеть!
 И тут я снова обернулся к девушке на ресепшене. Я даже что-то спросил. Она снова – ноль внимания.
 И тут я кое-что понял. Этот старик это и вправду я. Он есть здесь и сейчас. А тот «я» которым я сейчас себя ощущаю – его сейчас не существует, или не существует вообще теперь.
 Я подхожу к Астре и становлюсь прямо перед спиной самого себя. Она видит меня, глядит через объятия. Я это чувствую, и говорю:
- Что все это значит?
- Все просто, - говорит она спокойно. – Это ты.
- А какого черта я тут делаю?
- Так получилось.
* * *
 Теперь каждый день, когда я просыпаюсь – я вижу одно и то же.
 Я лежу боком на кровати, и даже можно сказать, что не я на него смотрю, а оно на меня.
 Это я говорю про окно.
 Эта сероватая, сухая городская муза. Несколько рядов жилых домов, с черными как бездны окнами. Эти ряды домов, идущие друг за другом через дворы которые не было видно, да и которые я никогда не видел. Да я и не знал что там дворы, мне просто так казалось.
 Но я не хочу туда смотреть.
 Кажется, мне плохо.
 Закрываю глаза.