Argumentum ad Hitlerum

Александра Кук
Столько жарких споров по поводу того, был ли Гитлер ДЕЙСТВИТЕЛЬНО христианином. По-моему, это не важно. Мы знаем, что, как только адепт какой-нибудь секты, религии, даже просто член клуба вдруг совершит какой-нибудь неблаговидный поступок, найдутся множество голосов, заявляющих, что этот-де никогда не был одним из нас “по-настоящему”. Только вчера они могли обсуждать общие идеи, соглашаться, кивать и поддакивать, но сегодня он переступил черту, а его бывшие сторонники, часто из-за нерешительности или неспособности довести мысль до логического жестокого конца, остались “в рамках приличия”. Такое случилось с Брейвиком - его церковь, клуб, партия, ложа после того как он стал террористом сразу же от него отреклись. Нас, не так давно вернувшихся из Норвегии, потрясли события в Осло. Дружелюбные люди, прекрасные пейзажи - и вдруг такое... Человек сам себя считает “стопроцентным христианином”. Надо сказать, что я временами слежу за блогом одного молодого русского православного и он так напоминает мне Брейвика. Чего только стоит список народов (ЦЕЛЫХ народов!), которые он ненавидит. Надеюсь, что его ненависть не выльется в один день в действия. Можно, конечно, спорить, что такие люди - не настоящие христиане, но кто вправе решать? Их, возможно, назовут сумасшедшими, но разве ничем не подкрепленная вера в потустороннее и следование странным (а подчас и вредным) правилам из бесконечно устаревших книг не является тоже формой помешательства?

Гитлер много позировал с христианами и фотографировался рядом с церквями, и не важно, во что он при этом верил. Очевидно, он считал, что такие картинки придадут ему больше популярности. Многие правители со времен Константина поступали точно также. И христиане, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО поддерживавшие Гитлера, существовали или http://en.wikipedia.org/wiki/Religion_in_Nazi_Germany ). Для них в этом не было ничего невозможного. А вот для пацифистов или гуманистов такое было бы немыслимо.

Люди скучны, когда они ничем не увлекаются, не считают субъект своего увлечения более важным, чем все остальное человечество. Однако среди наших увлечений и идей есть те, которые могут перейти в нечто жестокое, потенциально очень опасное для окружающих. Религии, национализм, идеологии - могут. Коллекционирование марок, гуманизм, пацифизм - вряд ли. Не надо никакие идеи или слова запрещать, но необходимо открыто и свободно обсуждать, к чему они могут привести. И как воздух необходимо право осмеять любое мнение или идею.

Столько есть свидетельств заигрывания с властями, лизоблюдства всяческих церковных деятелей, что нечего их и перечислять. Когда речь заходит о государственных дотациях, пожертвованиях, разрешениях - бОльшая часть из них будут плясать на задних лапках перед кем угодно, любым тираном и диктатором.