Гапины дули
- Месись, месись тесто, для жениха, для невесты, для солдата для постового, для слепого и для хромого, для рабочего, для колхозника, для Николая Угодника ....Уф-ф..
Тётка Гапа устало разогнула спину, смахнула закатанным рукавом белой, лёгкой кофты мелкие бисеринки пота со лба, и опять продолжила свой священный ритуал,
- Для путника усталого, для большого человека и для малого, для Нюрки усатой, для землекопа с лопатой ....
Зачерпнув две пригорщни серой муки раструсила её по квашне, сжатыми кулаками вдавливая в замес.
- Чжма, чжма, чжма, - ритмично откликается тесто на её заговоры от болезней, от лиха, от нужды и вражды. Чем длиннее теткины присказки, тем удачнее будет хлебушек: пушистый, ноздреватый, пахнущий, ни с чем несравнимым запахом сытости и покоя.
Вот уже распределены по зубчатым жестяным формам равные по весу шматки, предварительно ещё раз вымешанные на деревянной доске: мягкие, пластичные, легко отстающие от ладоней. Формы, как солдаты, выстраиваются на столе. В каждую, по верх отмеренного, тётка Гапа усаживает перекрученные, крохотные кусочки теста, оставшиеся на стенках деревянной дежи.
- Играй, родимый...- шепчет она, неторопливо суетясь у печи.
Печь - широкая, просторная, прикрыта железной заслонкой, за которой уже прогорели поленья, оставив после себя раскалённые светящиеся угли. Открыв заслонку, тётка расшевеливает длинным ухватом горящую золу и усмехается, не злобливо:
- Ишь ты, Дракон!...Щас, я тебе зубки - то по- ще - ко - чу!
За её спиной, на столе, происходит настоящее чудо. Словно под звуки
чьей - то волшебной дудочки начинает лениво просыпаться тесто. Обнаружив, что находится в замкнутом пространстве гневится, пытаясь вырваться на свободу, всё выше и выше, туда где свет, где тепло и полная независимость.
- Ку - па - лин - ка, ку - па - лин - ка, тём - ная ночь - ка, тё - ом - на - я ночь - ка - а, где - е же тво - я дочь - ка...
Тихо, плавно плывёт тёткина песня, и причудливые сказочные грибы так же плавно и осторожно, она рассаживает в печи.
- Томись, томись не ленись, булкой свежей обернись! - звучит последнее напутствие, заслонки плотно прикрываются и тётка Гапа, с чувством исполненного долга, гордая и величавая, удаляется из хаты.
Через два часа огромные, румяные буханки, одна к одной, ставятся на деревянный возок и отправляются в последнее своё путешествие - к колхозному амбару, оставляя после себя душистый манящий след.
К золотой хлебной колеснице, по мере продвижения, как стайка воробьёв, со всех сторон слетается пацанва.
- Вку - с - на - а! - втягивая носами сладковатый запах, щебечут со всех сторон. Тётка Гапа останавливается, поднимает фартук, и словно волшебник вынимает из обьёмистого кармана своей юбки причудливые хлебные фигурки.
- Держи дулю! - протягивает фигурку кривоногому, с огромным животом, мальчугану. И тебе - дуля, и тебе...Кому не хватило - встречай завтра!...
- Чего это у тебя, Гапа, хлеб такой плешивый, весь в залысинах? Мыши что ли его обточили? - кладовщик пытливо, поверх очков, вглядывается ей в глаза, - Под статью подведёшь меня, чёртова баба! Ну и как, по - твоему, я такой хлеб отпускать людям стану?
- С лица воды не пить!...- пожимает плечами Гапа - Ты принюхайся. Чуешь какой дух?..А то - "пле - ши - вый".
Кладовщик, конечно же, знает про Гапины "дули", и она знает, что он знает, но день за днём каждый из них продолжает играть свою роль.
- Вой - на....будь она проклята! - вздохнув, тихо произносит он.
- Да...- кивая головой, соглашается она, и довольная тем, что и сегодня, кажется обошлось, спешит к своей хате заводить очередную квашню.
© Copyright:
Верико Кочивари, 2012
Свидетельство о публикации №212032500964