Послесловие к роману гонки на мокром асфальте

Александр Жгутов
Послесловие к роману «Гонки на мокром асфальте»


 Книга Гарта Стайна «Гонки на мокром асфальте»,как написал «ТАЙМС»,«должна занять место на книжной полке в ряду с «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон»  Баха и «Алхимиком» Куэльо.

«Машина едет туда,куда ты смотришь», - этими словами автора заканчивается роман.

 "Жесты– это всё, что у меня есть», - этими мыслями верного пса начинается повествование романа Гарта Стайна.

 А между этими двумя строками заключается замечательный роман о нашей обычной  жизни, которая у каждого как «гонки на мокром асфальте».

Книг о взаимоотношениях человека с собакой и собаки с человеком написано много,  например:

«Белый клык» Джека Лондона,
«Белый Бим черное ухо» Гавриила Троепольского,
«Каштанка» А.П.  Чехова,
   «Собака, которая не хотела быть просто собакой» Фарли Моуэта, и много других.
 
 Но все эти произведения - суть выражения человеческой мысли и рассуждений  о собачьем благородстве, заступничестве и поступках собаки, но не об их взгляде на внутренний мир и жизнь её хозяев.

 В этом же романе жизненная история гонщика Дэнни, рассказанная о нем его псом ЭНЦО, который всё прочувствовал и сопереживал, разделяя судьбу своего хозяина. А ещё,там всё о нас,о людях,о человеческих взаимоотношениях между собой и наших поступках.
 
Кто прочтет, уверен, не останется равнодушным ни к своей жизни,ни к собакам, которые не хотят рядом с нами быть просто собакой.

В то время,когда Гарт Стайн писал свою книгу, моя Ксюша ещё была живой   наблюдательницей моей жизни,а своим поведением активно влияла на  мои поступки.

 А вот когда эта книга вышла из печати,состояние моей любимицы в конце 2009 года  с каждым днем становилось таким же, как и у собаки ЭНЦО.

Она могла лишь ползать,а не ходить. У нее началось нарушение всех функций организма.
 Я с горечью в душе и тоской каждодневно видел как из неё час за часом уходила жизнь.

 Я чувствовал, что Ксюшу угнетало её бессилие владеть собой. Она откровенно стыдилась своего болезненного состояния.
 Мы делали все возможное что бы облегчить  её страдания.

 Ксюша в ответ могла лишь своими  взглядами удивительно умных каштановых глаз выражать нам свою признательность, преданность и любовь.
 
В последние дни своей жизни она всё настойчивее упрашивала нас  избавить её от этих мучений.
Тяжки были минуты  последнего прощального ужина в кругу нашей Ксюши.

 О нашей еде за ужином не могло быть речи. Ком стоял в горле и душил каждое слово. Наше общение происходило на уровне взаимного понимания  мыслей.

 Угощали Ксюшу тем, что она очень любила.
 У Ксюши и у нас глаза полнились слезами расставания друг с другом.
 
Настал разлуки час. Пришла пора навек прощаться.

Скончалась она тихо, легко и спокойно.  Память осталась в наших сердцах  навсегда.

В  своем Сборнике «Из жизни собачей  и нашей» я умышленно не хотел рассказывать  о последних днях Ксюши.
 Тогда о существующем  романе «Гонки на мокром асфальте» я не имел даже представления.

Но содержание этого романа вновь всколыхнуло память о моей жизни за последние 15 лет, которые Ксюша прожила в нашей семье.

 Гарт Стайн конечно же прав в том, что «...собаки самые верные наши друзья. Они понимают нас с полуслова и, похоже, знают о нас даже больше,чем наши родные и близкие. Такая мысль приходила в голову каждому, у кого в доме есть пёс».

 Поступки собаки- это не только «инстинкты собаки Павлова»

 Когда собака долго живет в семье она становится похожа на своего хозяина и своими действиями и даже,в некотором роде,внешне.

Собаки понимают хозяев не только по интонациям голоса,по движениям, но и их речь.

Моя Ксюша понимала не только «сидеть», «лежать», «ко мне», это элементарные команды. Она понимала, не просто нашу речь, она понимала её смысл.

 -Ксюшь, бери поводок, пошли гулять? – тут же, радуясь хвостом и всем своим видом, она  достает с приставной тумбочки свой поводок и подает его мне в руки.

 Если, находясь на даче, произносишь, даже не глядя на Ксюшу: - Ксюнь,глянь,кто там?
Она энергично запрыгивает на стул или тумбочку, смотрит в одно окно- никого, бежит к другому.
Ага,увидела что кто-то идет. Об этом тут же лаем оповещает : - Идет, идет,уже подходит...

 Если это знакомый идет к дому, её лай уже иной,веселый и в«взахлеб». Ксюша летит стрелой со стула прямо к двери.  Лапами, надавливая на дверную ручку, пытается открыть.

Её хобби выклянчить что-нибудь вкусненькое.

 Сидим, пьем чай-кофе с булочками, печеньем или пряниками.
 Ксюша бежит к моей жене- «маме» и начинает глазами брать на измор.
 
-Ксюша не проси,не дам,иди к «папе».

 Она не бежит,а переводит взгляд на меня:
-Ксюха.Рыжая твоя морда,иди и попроси у Вики.

Ксюша  быстро мчится вокруг стола к Вике. Встает перед ней на задние лапы и стучит передней лапой по столу: - Ну, дай же, дай!!!
И при этом её глаза в глаза Вики. Тут уж не отвертишься.  Вынь,да положи.

 Вика дает вкуснятку. Ксюша радостно благодарит хвостом  и аккуратно принимает угощение.
    А как она любила кататься на машине.
 Нашу машину она выделяла из всех других и в любом месте.

 В машине она любила ездить только на переднем сидении, с интересом наблюдая за изменяющимся пейзажем.

 Она часами могла дожидаться меня,сидя у окна и не отводя взгляда от проезжающих по дороге авто.

 Но стоило ей еще издали увидеть мою машину, её радости не было предела:- Ты приехал, ты приехал. Я тебя весь день ждала.

 Но ждать она начинала только с того момента, о котором я ей утром говорил уезжая: - Ксюша я на работу, жди меня. Я приеду вечером.
 Она, попрощавшись своим лаем  уже глядя на меня сквозь окно, ложилась на  любимое место под столом, дремала, чутко прислушиваясь к каждому шороху.


Жизнь рядом с Ксюшей  в эти «перестроечные  годы эпохи перемен  в стране» помогла нам выдерживать трудности и различные личные передряги.

 Она была няней и «живой, думающей игрушкой» для подрастающей внучки Вики.

Она была настоящим  ПСИХОЛОГОМ в нашей семье.


  Этим послесловием я возвращаю вас к вашим собакам и рекомендую,почитайте с ними вместе эту человеческую книгу «Гонки на мокром асфальте».

 Собаки любят слушать, когда им читают. Они ещё любят музыку и сами иногда поют.

«Машина едет туда, куда ты смотришь»