Реальность, доведенная до абсурда

Янс
Известный автор "МК" выпустил электронную книгу
Электронной книге пока трудно соперничать по популярности с «бумажными» изданиями. Но, тем не менее, эксперты уже констатируют сокращение тиражей традиционных книг. Через 5-7 лет в книжном сегменте рынка электронные издания будут доминировать, а шелест страниц и запах типографской краски канут в небытие. Возможно, это печально. Но если книга талантливая, можно обойтись без запаха типографской краски и шелеста страниц.

 
На днях у Георгия Янса вышел в издательстве «Литрес» электронный сборник повестей «Окрашенное портвейном».

Каждая из повестей Янса имеет достаточно четкие хронологические рамки. «Окрашенное портвейном» - начало 80-х прошлого века, предперестроечные годы. «Предприниматель без образование юридического лица» - лихие 90-е. «Паранойев ковчег» - стабильные нулевые. «Окрашенное портвейном» - повесть-исповедь, написанная от имени главного героя, молодого школьного учителя истории. Юрий Рагозин, так его зовут, вроде бы неглуп, самоироничен, с неплохим чувством юмора, но живет какой-то неустроенной жизнью, в которой доминирует антилюбовь. Нелюбимая жена, нелюбимая работа.

«Для кого-то такое стечение обстоятельств могло оказаться счастливым: любимая работа, любимая жена, а у меня все с частицей «не», поэтому и ощущал себя глубоко несчастным человеком, тихо и недовольно бурча себе под нос на свою неудачную жизнь».
За свою неудачную жизнь Рагозин никого не винит, находя утешение в портвейне.
Для героя портвейн не просто дешевый напиток, а своего рода религия. «Мне еще кажется, что портвейн у нас вроде, как религия. Как у хиппи – марихуана. Ты понимаешь, о чем я. Портвейн – составляющая нашей жизни. Без портвейна мы были бы другие».
Герой повести и не хочет быть другим. Поэтому - закономерный исход - допивается до сумасшедшего дома. Он может показаться циничным и банальным пьяницей, если бы не умение тонко чувствовать и воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.
Печальная жизнь, трагическая судьба, но читатель на протяжении всей книги будет смеяться. Возможно, тот самый смех сквозь слезы. Человек с его сильными и слабыми сторонами, подъемами и падениями, надеждой и отчаянием. Но в каждом герое автор видит и чувствует некую натянутую нить, которая «держит» героя, поднимает его над суетой жизни и дает возможность увидеть жизнь шире и глубже, определить свое место и ужаснуться, увидев свое место. Так можно сформулировать главную мысль повести «Предприниматель без образования юридического лица». Жил-был на свете очень мелкий предприниматель Грибов, сменивший письменный стол ученого на прилавок магазина. ПБОЮЛ Грибов в прошлой жизни был историком и даже имел в этой науке ученую степень, гарантированную зарплату и душевное спокойствие. Нынешняя жизнь в виде ПБОЮЛ достала Грибова настолько, что он малодушно помышлял о смерти в день зимнего равноденствия. Хотя как кандидат наук должен был бы помнить, что в эту злополучную пятницу имело место зимнее солнцестояние, после которого солнышко, несмотря на зимнюю стужу, начинает подниматься к лету. И он, ПБОЮЛ Грибов, глядишь, тоже стал бы подниматься, несмотря на лютые долги… Но тогда бы эта была бы другая повесть, и, полагаю, не такая правдивая, как только что прочитанная.
Повесть «Паранойев ковчег» из ряда тех произведений, в которых действительность показана гротескно. Реальность, доведенная до абсурда, а абсурд - до реальности. Может показаться, что автор чересчур утрирует и ситуацию, и образы. Но, это только на первый взгляд. По ходу повести появляется ощущение, что герои повествования чуть ли не ежедневно встречаются на жизненном пути.
Янс, используя тонкую иронию, юмор, порой – жесткий сарказм, не только выражает свое отношение к героям и событиям, но и дает возможность читателю сверить свои эмоции и
размышления с эмоциями и размышлениями автора. Возникает чувство единения читателя и автора, а отсюда – и узнаваемости героев.
Сюжеты разворачиваются достаточно последовательно, иногда неожиданно, как, скажем, в первых двух главах. И даже когда читаешь главу «Заложник», то сразу догадываешься, что привезенный гроб не понадобится – что потом все объяснится или женщиной, или пьянкой, что это еще и вариация на темы русской классики ( «Шведская спичка» Чехова), Но интерес не пропадает, хотя автор не стал морочить читателю голову детективной линией, а почти сразу выложил карты на стол, тем начав уже свой собственный сюжет.
Я поначалу немного раздражалась на краткость прозаических вставок («вошел такой-то, выглядит так-то и так-то», «вошла такая-то, выглядела так-то и так-то») в потоке живой и выразительной речи персонажей, как раз той речи, которая, собственно, и выстраивает сюжет. И только тут я сообразила, что на самом деле читаю не прозу, а сценические ремарки. И что автор в этом тексте не прозаик, а драматург. Мне кажется, что все четыре вещи – две, на мой взгляд, законченные одноактные пьесы.
Короче, если бы я была завлитом театра, вызвал бы автора и вместе довела бы этот текст до уровня пьесы. Или показала бы кинорежиссерам, чем черт не шутит, - тут прорва уже выстроенного материала для киносценария.
Произведение Георгия Янса подкупают, с одной стороны, простотой и какой-то повседневностью сюжета: так могло случиться с нами или нашими знакомыми. А с другой стороны, совершенно особым, нестандартным взглядом на повседневные события.
Книгу можно купить в издательстве «Литрес» http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2968225.
Лариса КИРЬЯНОВА
Оригинал