Самое трудное в жизни – не лгать.
(опубликовано в "Литературной России" 8 апреля 2012 года. http://www.litrossia.ru/2012/14/06958.html)
(Мастер класс для СМИ от режиссёра Юрия Петровича Любимова в день театра и премьеры его спектакля «Бесы» в театре им. Вахтангова).
Судьба иногда преподносит подарки. У меня случился такой сегодня - в День театра…
Я провёл его в театре им. Евгения Вахтангова. Была потрясающая выставка «Фотософия театра» талантливого фотохудожника Дмитрия Дубинского, чествование народной артистки России Марии Ароновой, открытие музейного зала с уникальными костюмами, эскизами и фотографиями из вошедших в историю театра «вахтанговских» спектаклей.
И была почти часовая пресс-конференция легендарного режиссёра Юрия Петровича Любимова и пресс-показ сцен из нового спектакля «Бесы» – первого, за всё это время спектакля Мастера на чужой сцене, - после ухода с Таганки, летом прошлого года....
Хотя с определением сцены театра им. Вахтангова, как "чужой" для Мастера, я явно поторопился, - пять десятилетий назад именно сюда был принят на службу, после ансамбля песни и пляски НКВД, - молодой актёр Юрий Любимов.
После событий на Таганке у Любимова было много предложений. Мастер сказал буквально, что: «МХАТ и Большой театр мне предложили «высшие сферы» на выбор. Я послушно пришёл в МХАТ и предложил Табакову поставить «Бесов». Табаков ответил, что этой темой уже заняты молодые актёры. После этого я пришёл в театр им. Вахтангова – театр, где я вырос и учился»....
Замкнулась цепь времён…
Сам Юрий Петрович обозначил постановку «Бесов» в своей «Alma Mater» как концертное исполнение романа Фёдора Михайловича Достоевского в 2-х частях.
И хотя Юрий Петрович Любимов показал прессе, - как он выразился - «лишь схему «Бесов», но что-то мне подсказывает, что именно этот спектакль станет одним из главных событий театрального сезона не только в Москве, но и в России…
Очень трудно писать о том, чего не видел полностью, - поэтому попытаюсь рассказать лишь об ощущениях.
Самое главное, самое сильное и самое первое впечатление; - получился очень таганковский, вернее, - очень любимовский спектакль. На сцене смелое смешение эпох и костюмов; - названия глав романа, стилизованные под лозунги на БЕЛЫХ транспарантах прекрасно сосуществуют с историческими костюмами времён Достоевского и огромной, – на весь задник сцены, - репродукцией картины романтического художника Клода Лоррена, а микронаушники в ушах швейцаров на сцене, - с музыкой Игоря Стравинского в живом исполнении Александра Гиндина.
Любимов: «Я очень люблю Стравинского, и его замечательного ученика Мартынова (композитора «Бесов» - Авт.). Он – большой знаток церковной музыки и может всех церковников научить. Объездил Север, старушки пели, - он записывал».
Это очень личный любимовский спектакль, в каждую мелочь которого он вникал; - от эскизов декораций и костюмов, до толщины – в 7 мм, - подошв на обуви актёров.
Заметно, что Мастер не очень жалует представителей СМИ, - он, собственно, и не очень это скрывал на пресс-конференции: «Организация СМИ – нелепая и скверная»…. И на упавший у рассеянного оператора штатив моментально и очень по-булгаковски отреагировал: «Воды дать или валерьянки»?
Любимов: «Общение с прессой похоже на цирк, где идёт борьба со львами. Но тех я уважаю, а вот мелкие, – не львы, – те укусят. Мне абсолютно всё равно, что Вы обо мне пишете»…
На «вечный» вопрос о политическом театре в России, - Юрий Петрович Любимов отшутился, рассказав о дятле, - птице, которая, говорят, - умирает от сотрясения мозга….
Любимов: «Не занимаюсь я политическим театром – не заставляйте меня умирать от сотрясения мозга, задавая мне этот вопрос в течение жизни… Если Вы считаете меня полусумасшедшим – Вы ошибаетесь»....
Очень честно и очень резко он ответил на дежурно-провокационный вопрос о том, кому конкретно из актёров Таганки посвящается спектакль «Бесы»?
Любимов: «Это просто анекдот, сплетня. Там были совсем другие причины. Всегда ждут скандала. Я их разочарую… «Бесы» я поставил по Достоевскому. В честь него концерт, а не каких-то других, - с Таганки. У Фёдора Михайловича трагическая судьба и без религии её не понять. Я прочёл «Бесов» минимум 100 раз, медленно и вдумчиво, чтобы всё это сложить в спектакль».
Надо отметить, что «Бесов» Мастер уже ставил.
Любимов: «Это был Лондон – 28 лет назад. Этот спектакль всем отличается от того. Ставрогин – главное лицо спектакля».
Вопрос о том, каким Любимов представляет своего зрителя.
Любимов: «Меня мало интересует, какой у меня зритель. Рекламы нам не надо, - у нас всё в порядке.
На вопрос о своих главных жизненных сложностях Мастер ответил ёмко и кратко: «Время. Мне скоро 95 лет»…
А вот дальше произошло самое главное. Мастер вдруг глянул на корреспондентов пронзительным, до «мурашек по коже» взглядом и сам задал вопрос прессе: «Ребята, а почему Вы такие несвободные»? И продолжил ставить диагноз: «Вы отвыкли от свободы и заменили её своим «гламурным» образом жизни»....
"Пишуще-снимающая братия" всех мастей, цветов и оттенков тут же засуетилась, засобиралась и начала тихо «рассасываться и дематериализовываться» под взглядом очень мудрого, очень умного, и очень порядочного человека…
И мне стало очень не по себе, и вдруг возникло чувство вины....
Послесловие
Уважаемый Мастер – хочу попросить у Вас прощения за то, что летом прошлого года, я позволил себе усомниться в Вашей порядочности. Бес попутал...
P.S.
Из интервью актёров, занятых в спектакле.
Сергей Епишев (Ставрогин): «Юрий Петрович не очень поощряет импровизации и актёрские находки».
Юрий Шлыков (Верховенский): «Спектакль – предощущение катастрофы. Работалось с Юрием Петровичем тяжело. Шаг вправо, шаг влево – расстрел. Это его стиль, Стиль Таганки. Мы лишь исполнители абсолютной воли режиссёра».
Фото автора. На фото Юрий Любимов и Римас Туминас
Рекомендую