Мнение о спектакле Юрия Любимова Бесы

Олег Татков
Самое трудное в жизни  – не лгать.


 
(опубликовано в "Литературной России" 8 апреля 2012 года. http://www.litrossia.ru/2012/14/06958.html)


(Мастер класс для СМИ от  режиссёра Юрия Петровича Любимова в день театра и премьеры его  спектакля «Бесы» в театре им. Вахтангова).



Судьба иногда преподносит подарки. У меня случился такой сегодня - в  День театра…



Я провёл его в театре им. Евгения Вахтангова. Была потрясающая  выставка  «Фотософия театра» талантливого фотохудожника Дмитрия Дубинского, чествование  народной артистки России Марии Ароновой, открытие музейного зала с уникальными костюмами, эскизами  и фотографиями из вошедших в историю театра   «вахтанговских» спектаклей.


И  была почти часовая пресс-конференция легендарного режиссёра Юрия Петровича Любимова и пресс-показ сцен из нового спектакля «Бесы» – первого, за всё это время   спектакля  Мастера на чужой сцене,  - после ухода с Таганки,  летом прошлого года....


Хотя с определением сцены театра им. Вахтангова, как "чужой" для Мастера, я явно поторопился, - пять десятилетий назад именно сюда был принят  на службу, после ансамбля песни и пляски НКВД, -  молодой актёр Юрий Любимов.


После событий на Таганке у Любимова было много предложений.  Мастер сказал буквально, что: «МХАТ и Большой театр мне предложили «высшие сферы» на выбор. Я послушно пришёл в МХАТ и предложил Табакову поставить «Бесов». Табаков ответил, что этой темой уже заняты молодые актёры. После этого я пришёл в театр им. Вахтангова – театр, где я вырос и учился».... 

Замкнулась цепь времён…




Сам Юрий Петрович обозначил постановку «Бесов»  в своей «Alma Mater» как концертное исполнение романа Фёдора Михайловича Достоевского в 2-х частях.
 

И хотя Юрий Петрович Любимов показал прессе, - как он выразился - «лишь схему «Бесов», но что-то мне подсказывает, что именно этот спектакль станет одним из главных событий театрального сезона не только в Москве, но и в России…


Очень трудно писать о том, чего не видел полностью, - поэтому попытаюсь рассказать лишь об ощущениях.


Самое главное, самое сильное и самое первое впечатление; - получился очень таганковский,  вернее, - очень  любимовский  спектакль.  На сцене  смелое смешение эпох и костюмов; - названия глав романа, стилизованные под лозунги на  БЕЛЫХ  транспарантах прекрасно сосуществуют с историческими костюмами времён Достоевского и огромной, – на весь задник сцены, - репродукцией картины романтического художника Клода Лоррена, а  микронаушники в ушах швейцаров на сцене, - с музыкой Игоря Стравинского в живом исполнении Александра Гиндина.

Любимов: «Я очень люблю Стравинского, и его замечательного ученика Мартынова (композитора «Бесов» - Авт.). Он – большой знаток церковной музыки и может всех церковников научить. Объездил Север, старушки пели, - он   записывал».



Это очень личный любимовский спектакль, в каждую мелочь которого он вникал; - от  эскизов декораций и костюмов, до толщины  – в 7 мм, - подошв на обуви актёров.





Заметно, что Мастер не очень жалует представителей СМИ, - он, собственно,  и не очень это скрывал на пресс-конференции: «Организация СМИ – нелепая и скверная»….  И на упавший у рассеянного оператора  штатив моментально и очень по-булгаковски отреагировал: «Воды дать или валерьянки»?

Любимов: «Общение с прессой похоже на цирк, где идёт борьба со львами. Но тех я уважаю, а вот мелкие, – не львы,  – те укусят. Мне абсолютно всё равно, что Вы обо мне пишете»…

На «вечный» вопрос о политическом театре в России, - Юрий Петрович  Любимов отшутился, рассказав о дятле, - птице,   которая, говорят, -  умирает от сотрясения мозга….
Любимов: «Не занимаюсь я политическим театром – не заставляйте меня умирать от сотрясения мозга, задавая мне этот вопрос в течение жизни…  Если Вы считаете меня полусумасшедшим – Вы ошибаетесь»....


Очень честно и очень резко он ответил на дежурно-провокационный вопрос о том, кому конкретно из актёров  Таганки  посвящается спектакль «Бесы»?
Любимов: «Это просто  анекдот, сплетня. Там были совсем другие причины. Всегда ждут скандала. Я их разочарую…  «Бесы»  я поставил по Достоевскому. В честь него концерт, а не каких-то других, -  с Таганки. У Фёдора Михайловича трагическая судьба и без религии её не понять.  Я прочёл «Бесов» минимум 100 раз, медленно и вдумчиво, чтобы всё это сложить в спектакль».


Надо отметить, что «Бесов» Мастер уже ставил.
Любимов: «Это был Лондон – 28 лет назад. Этот спектакль всем отличается от того.   Ставрогин – главное лицо спектакля».


Вопрос о том, каким Любимов представляет своего зрителя.
Любимов: «Меня мало интересует, какой у меня зритель. Рекламы нам не надо, - у нас всё в порядке. 


На вопрос о своих главных жизненных сложностях Мастер ответил ёмко и кратко: «Время. Мне скоро 95 лет»…

А вот дальше произошло самое главное. Мастер вдруг  глянул на корреспондентов пронзительным, до «мурашек по коже» взглядом и  сам задал вопрос прессе: «Ребята, а почему Вы такие несвободные»? И продолжил ставить диагноз: «Вы отвыкли от свободы и заменили её своим «гламурным» образом жизни»....


"Пишуще-снимающая братия" всех мастей, цветов и оттенков тут же засуетилась, засобиралась и начала тихо «рассасываться и дематериализовываться» под взглядом очень мудрого, очень умного, и очень порядочного человека…   

И мне стало очень не по себе, и вдруг возникло чувство вины....




Послесловие

Уважаемый Мастер –  хочу попросить у Вас прощения за то, что летом прошлого года,    я позволил себе усомниться в Вашей порядочности.  Бес попутал...




P.S.
Из интервью актёров, занятых в спектакле.
Сергей Епишев (Ставрогин): «Юрий Петрович не очень поощряет импровизации и актёрские находки».

Юрий Шлыков (Верховенский): «Спектакль – предощущение катастрофы. Работалось с Юрием Петровичем тяжело. Шаг вправо, шаг влево – расстрел. Это его стиль, Стиль Таганки.  Мы лишь исполнители абсолютной воли режиссёра».



Фото автора. На фото Юрий Любимов и Римас Туминас



Рекомендую