Центр мира

Елена Мельницына
    Автобус медленно ехал по темным улицам. В предрассветной мгле проступали силуэты старинных и современных зданий. Среди них угадывались купола мечетей, крыши средневековых и византийских храмов. Неподалёку пестрели неоновые рекламы известных брэндов. А вот и Макдональдс, ну куда ж без него. Я подумала, что по этим улицам, наверное, можно изучать  историю мировой архитектуры.  Шутка ли, городу около четырёх тысяч лет. Почти невозможно себе представить, что возникали и стирались с лица земли великие цивилизации... Вавилон пережил свой золотой век и канул в пески пустыни... Целые народы исчезли с нашей планеты... Да чего только не произошло за эти века, сколько воды утекло в неизвестность.  А этот город, совсем небольшой, но один из древнейших на планете,     продолжает жить.
    Туристы в автобусе просыпались. Город за окном - тоже. Редкие прохожие спешили по узким улочкам.  Этим людям выпало жить здесь.    Возможно, они назначают свидания девушкам на Елеонской горе, а хлеб покупают  в пекарне около Голгофы...
    Выйдя из автобуса, мы направились к главной святыне иудаизма - единственной уцелевшей стене Иерусалимского храма - Западной стене. Эту уцелевшую стену храма русские часто называют Стеной Плача . Конечно, здесь не только плачут. Взможно, чаще всего здесь слышны звуки молитв. Но в дни иудейских праздников у стены можно увидеть, как нарядные евреи танцуют зажигательные национальные танцы . У этой стены принимают присягу офицеры израильской полиции и солдаты израильской армии.
    Оказывается, именно на эту гору , в те времена, когда она именовалась горой Мориа, поднимался Авраам со своим сыном Исааком.  Первый храм на этом месте построил знаменитый своей мудростью царь Соломон. Храм был великолепен, Библия и другие исторические источники описывают его прекрасную архитектуру и богатое драгоценное убранство. Этот храм с самого начала стал центром духовной жизни всего Израиля. Три раза в год сюда совершали поломничество все евреи для поклонения Богу. Здесь хранился Ковчег Завета. Примерно через четыреста лет своего существования храм был сожжен вавилонянами. Второй храм был построен вернувшимися из вавилонского плена иудеями под руководством Зоровавеля только через семьдесят лет. На рубеже нашей эры этот храм реконструировал царь Ирод. Храм был разрушен римлянами, и теперь от него осталась лишь стена Плача.
   Около пяти утра, ещё темно и холодно, всё-таки январь на дворе. Температура около десяти градусов по Цельсию выше нуля . Но около стены уже молятся иудеи. Молодые и пожилые,  с  завитушками тёмных волос, в шляпах и молитвенных шалях, они шли к  стене Плача, совершали ритуальное омовение в умывальнике перед стеной и направлялись к месту молитвы. Мимо нас прошли несколько солдат с автоматами. Наверное, они тоже приходят сюда молиться.  На отведённом для женщин   месте у стены менее людно. Только несколько местных женщин в тёмной одежде и  европейские туристки. Я подошла к стене Плача. Стена сложена из крупных камней. Кое-где между камнями прямо в стене растёт какая-то трава, спутанными стеблями напоминающая перекати-поле. В пределах досягаемости человека все стыки между камнями стены утыканы свернутыми бумажными листочками. Люди со всего мира привозят сюда записки с молитвенными просьбами и оставляют их в ращелинах стены. Я не стала писать записку. Просто молча помолилась Богу, прикоснувшись к древним камням.
    Из-за стены Плача виднеется купол мечети Аль-Акса. Оказывается, это место и для мусульман святое. Отсюда, по преданию,  был вознесен на небо пророк Мухаммед. Вообще, в Старом городе больше всего религиозных объектов именно у мусульман.
    Выйдя через Навозные ворота (такое название этих ворот встречается ещё в Библии) из стен Старого города, мы направились на Голгофу. Узкими улочками мы шли по мостовой, сделаной ещё во втором веке. Взошло солнце, город пробуждался от сна. Местные дворники убирали мусор.  Открывались лавки, торгующие сувенирами, иконами и свечами.   Смуглые ребятишки самозабвенно гоняли мяч. Кстати, католики считают, что именно здесь лежал Крёстный путь Иисуса. Здесь даже есть указатель с названием улицы "Виа Доларосса". Кажется, с латинского это переводится как "путь слёз".  Я на секунду остановилась, чтоб сфотографировать фасад старинного дома, а когда закрыла фотоаппарат, группа с гидом уже скрылись из глаз в очередном повороте узкой улочки.  Шансы найти их во множестве  перекрёстков были крайне ничтожны. Но моя десятилетняя дочь каким-то детским чутьём угадала, куда идти. И, поплутав немного,  после очередного поворота мы оказались на небольшой площади перед Храмом Гроба Господня.
     По преданию, место распятия Иисуса Христа стало местом поклонения с первого века нашей эры. В четвертом веке нашей эры Елена, мать византийского императора Константина,  построила на Голгофе этот храм . Мне больше нравится второе название храма - Храм Воскресения Христова. В этом храме ежегодно в субботу перед Пасхой совершается схождение благодатного огня. Площадь перед храмом совсем маленькая. Интересно, как здесь помещаются сотни или даже тысячи людей, которые приходят сюда во время схождения благодатного огня.  Я стояла перед храмом на каменной мостовой, а перед глазами видела окровавленного человека с крестом на спине. Во времена Иисуса Голгофа находилась за городскими воротами. Теперь место распятия Иисуса находится внутри Храма Гроба Господня. Чтоб попасть туда, надо подняться по очень крутой лестнице внути храма. Елене пришлось разрушить языческий храм, возведенный римлянами на месте распятия Христа, чтобы построить Храм Гроба Господня. На протяжении шестнадцати веков этот храм был свидетелем истории Иерусалима . Он видел и османских завоевателей, и крестоносцев. Его основание выдержало землятрясения и пожары. Интересно, что несколько конфессий, в том числе Римско-католическакя и Русская Православная церкви, проводят свои служения в этом храме. Мирно ли они уживаются, интересно? Не знаю. По крайней мере, ключи от храмовых помещений находятся у пердставителей двух мусульманских семей, которые получили их ещё во время турецкого правления. Проходят века, одно поколение сменяет другое, но эти семьи  продолжают нести свои обязанности по поддержанию порядка в храме.
   После того, как мы вышли из храма, мы пошли к автобусу  другим путём. Какая-то туристка, шедшая  сзади меня, жаловалась гиду на то, что устала ходить по извилистым улицам. У меня тоже ноги гудели. Был одиннадцатый час утра. Улицы стали оживленными, на остановках толпился народ, автомобили шли плотным потоком. В общем, обычная  суета рабочего дня, такая же, как и в любом городе.
    Наш путь лежал в следующий город - Вифлеем. Перед выездом из Иерусалима автобус остановился на горе у смотровой площадки. С неё город, раскинувшийся на холмах, виден как на ладони.    Удивительно скромная природа окрест Иерусалима. На Елеонской горе есть двухтысячелетние оливковые деревья. Говорят, что некоторые из них были свидетелями той самой молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед распятием.   Я стояла на Елеонской горе, всё ещё до конца не веря, что я здесь. А моя дочь с энтузиазмом фотографировала коренного жителя Иерусалима -  рыжего кота, который, млея на солнце, вальяжно раскинулся на перилах смотровой площадки,  даже не поведя ухом в сторону высыпавших из автобуса шумных туристов.