15. В поисках места под солнцем

Анатолий Петин
   
      «Мой адрес не дом и не улица,
      Мой адрес – Советский Союз!»
      ИЗ ПОПУЛЯРНОЙ ПЕСНИ ЗАСТОЙНОГО ПЕРИОДА.
      
      После увольнения в запас я вернулся к маме. Перед возвращением долго думал, стоит ли это делать. Во-первых, была некоторая возможность остаться в Ташкенте, можно было бы устроиться работать на авиазавод или в обслугу аэродрома. Во-вторых, хотелось еще поездить по стране, повидать разные города и веси.
      Но нужно было и маму как-то поддержать, она звала к себе, хотя я и знал, что долго в том шахтерском захолустье не смогу прожить… И я выправил проездные документы домой.
      Ехал в парадной солдатской форме, но без всяких «дембельских прибамбасов», с одним только значком специалиста 1-го класса на груди. Дома потом свой парадный мундир долго еще носил, споров погоны и петлички, как выходной костюм, потому что другого у меня не было.
      На следующий день после приезда к маме поехал в район, в милицию получать паспорт и в военкомат, становиться на учет. В милиции предложили стать сотрудником, но я, подумав, отказался: средний брат написал мне, что если стану ментом, то я ему больше не брат.
      В Донецке начал искать работу, чтобы зарплата побольше была (на прежнем месте работы, в стройгруппе, платили совсем немного). Кто-то подсказал устраиваться на экскаваторный завод, и я отправился в заводоуправление. Там предложили выучиться на токаря-карусельщика.
      Пока учился, познакомился с заводскими девчатами, с одной даже закрутился у нас небольшой роман, но серьезных намерений он у меня не вызвал и, когда мы расстались, я быстро о той девушке забыл. Через месяц учебы, сдав экзамены, я начал работать на станке. Грохот и шум в цехе, скрежет металла, вечно где-то хлюпающие мазут и охлаждающая эмульсия – всё это как-то мне не очень понравилось. И хотя у меня всё, вроде, получалось неплохо, я даже отрицательные допуски легко брал, я понял, что заводская работа не по мне. Хотелось чего-то другого, а чего – я и сам не знал…
      В одной из ростовских газет - «Гудок» или «Молот», не помню уже, увидел объявление о наборе на курсы электромонтажников для работы на строительстве по электрификации железных дорог. И тут-то в душе моей сразу загорелся огонек – романтика!
      Мама в ответ на мои жаркие уговоры только вздохнула: «Езжай, что с тобой поделаешь…»
      И я поехал. Сначала в Батайск на курсы, а потом – по всему Советскому Союзу.
      Вот это было время! За два года я побывал на Урале и в Сибири, работал в Удмуртии, Мордовии, в Иваново, в Горьковской области, в Узбекистане и Туркмении, в Тюмени и Ростове-на-Дону… Подбирался к Москве и Ленинграду, Риге и Киеву, но там мне устроиться на постоянную работу не удалось.
      Насчет романтики мои ожидания оправдались, хлебнул её предостаточно. А вот денег много так и не заработал. Не сумел получить и нормального жилья, везде, где я трудился, приходилось всегда жить в вагончиках – или железнодорожных, или передвижных на автомобильных колесах. Так прошло два года…
      В 1974 году, вняв увещеваниям мамы, да и сам поняв, что такая жизнь «перекати-поля» успешной быть не может, я снова вернулся в поселок Северный, что неподалеку от Краснодона, на границе с Ростовской областью.
      ------------------
      На снимке: в таких вагонах, только зеленого цвета, принадлежавших Минтрансстрою СССР, мне тоже доводилось жить не однажды. Как правило, они стояли на тупиковых путях, к ним (если жили семейно, с детьми) пристраивали деревянные лесенки, крытые верандочки, между рельсами насыпали земли и делали грядки, сажая там или зелень с картошкой, или цветы.
      Фото из Интернета.