Менты, готовьтесь - я приехал!

Александр Владимирович Карпенко
Эта история начиналась в середине 70-х годов прошлого столетия - годы для милиции довольно спокойные. На постах милиционеры дежурили по одному. Оружие на дежурство брали только в вечернюю или ночную смену. Участковые инспектора вызывали граждан по повесткам, и те добросовестно являлись на прием. С ними проводились воспитательно-профилактические беседы. Хулиганов подвергали штрафу. Злостные нарушители общественного порядка могли получить пятнадцать суток ареста. Ну а более серьезными злоумышленниками занимался уголовный розыск и другие подразделения милиции. Случались, правда, происшествия, которые требовали активности всей областной милиции, от рядового постового до генерала….


Так произошло и летом 1974 года. В Новопромышленный  районный отдел милиции тогда ещё Калинина, поступил звонок о том, что в доме на улице Староворобьевской пьяный мужчина избивает жену и детей. Сегодня даже коренные жители Твери не сразу вспомнят, где находится улица Староворобьевская. Поэтому напомню: располагается она в самом центре города, в его старой части. Начинается от Музея имени Лизы Чайкиной и выходит прямо на Смоленский переулок. Сегодня здесь не более пятнадцати деревянных домов, в половине которых заколочены ставни.


После получения сигнала, как обычно, на место происшествия выехал наряд милиции из двух человек. Для них это был рядовой вызов. Зайдя в дом, милиционеры обнаружили  разъяренного мужчину лет сорока. Силы богатырской, да еще в изрядном подпитии. Дебошир с легкостью раскидал милиционеров и забаррикадировался у себя в доме. Оттуда доносились крики жены и детей о помощи. В такой ситуации наряд тут же по рации попросил подкрепления. К ним на помощь выехали командир дивизиона  ППС, командир взвода  и кинолог со служебно-разыскной собакой. С ней  он служил еще на границе.


Было установлено: дебоширит  Иван Шиканов, чемпион области по боксу и самбо. От частых ударов по голове в прошлом и от злоупотребления спиртными напитками в настоящем у него не все было в порядке с психикой.


Опергруппа приняла решение взломать дверь, пустить в дом хорошо натренированного пса, а затем скрутить хулигана. Матерая овчарка повалила преступника, а милиционеры надели на него наручники.

В милицейской машине, в которую с большим трудом его усадили, он продолжал буйствовать. К ужасу милиционеров, он просто разорвал стальные наручники. С трудом на него надели другие. Доставили в дежурную часть, где он продолжал всячески оскорблять милиционеров и угрожать им расправой. Шиканов кричал, что у него прекрасная память, что всех ментов он запомнил и, когда освободится, всем жестоко отомстит.


На суде за злостное хулиганство и сопротивление работникам милиции Шиканов получил пять лет лишения свободы.


Примерно через три месяца в  наше УВД пришло спецсообщение: из колонии сбежал осужденный Шиканов с целью добраться до Калинина и отомстить работникам милиции, прокурору и судье.


К этой информации милиционеры отнеслись серьезно. Был введен усиленный вариант несения службы, роздано оружие, приметы и фотографии разыскиваемого. На дежурство стражи порядка стали выходить парами, а в квартире Шиканова и местах его возможного появления были организованы засады. Охрана была приставлена  прокурору и судье, участвовавшим  в судебном процессе.


Через несколько недель Шиканов объявился в Калинине. Позвонил по 02: «Ну что, менты, готовьтесь, я приехал!» В этот же день из огнестрельного оружия был обстрелян милицейский патруль. Напряжение возрастало. Было принято решение отслеживать все телефонные звонки в дежурные части милиции. Один из звонков с угрозами  был установлен. Выяснили, что звонили из телефонной будки в районе Академии ПВО рядом с улицей Староворобьевской, где и проживал преступник.


Туда срочно выехали сотрудники РОВД,  во главе с начальником уголовного розыска и передвижные милицейские группы (ПМГ). Оцепили весь район. Один из нарядов милиции обратил внимание на то, что из телефонной будки выходит человек, похожий по приметам на Шиканова. Когда попытались его задержать, он стал отстреливаться из ружья, а затем скрылся во дворе своего дома.


В доме, в засаде, уже находились сотрудники уголовного розыска. Шиканов засаду словно почувствовал и выстрелил в дверь, ранив одного из оперативников. Затем, укрывшись во дворе за стопкой дров, стал вести стрельбу по опергруппе, которая окружила место происшествия.

Ночь. Тьма стояла кромешная. Милиционеры открыли ответную стрельбу. По словам одного из участников задержания, интенсивность стрельбы была такой, что складывалось впечатление: стреляют не из пистолетов, а из автоматов очередями. Он сам лично израсходовал две обоймы. Как потом выяснилось, одна из пуль попала в дерево и, срикошетив, угодила преступнику прямо в лоб. Но лоб оказался крепкий.  Получил только ссадину.


У  Шиканова заканчивались патроны..., он решается бежать. Убегая, выстрелил в участкового,  которому прострелил каблук сапога. Далеко бывшему боксеру-чемпиону уйти не дали: милиционеры подстрелили его в ногу. Но даже раненый, Шиканов сдаваться не собирался и пошел на ненавистных ментов врукопашную.


Драка была жестокой. В грязи валялись милицейские фуражки и пистолеты.  Помните как у Лермонтова: «Смешались в кучу кони, люди…» У преступника напрочь отсутствовало чувство боли. Хотя наши ребята были не из слабых, но стрелять на поражение уже нельзя… Закон не позволяет!  В конце концов,  скрутили и надели на него наручники.


В машине преступник принялся за старое: стал разрывать наручники. Когда металл заскрежетал, милиционерам пришлось надеть на него еще одну пару наручников и,  связать  по рукам и ногам. В таком виде его и доставили в РОВД, где Шиканов опять, пообещал всех ментов  поубивать.


За побег из колонии, нападение на работников милиции и, покушение на убийство - Шиканов  получил максимальный по тем временам срок - пятнадцать лет лишения свободы в колонии усиленного режима.


Вскоре, в Калининский УВД приходит спецсообщение о побеге Шиканова во время конвоирования. Он напал на конвой и разоружил его...

Порядок при конвоировании должен быть следующим. Один конвойный идет впереди, а второй - сзади. Тот, кто шел вторым, нарушил правила и переместился, став сбоку от Шиканова. Этим он и воспользовался. Схватил обоих конвоиров он, стукнул их лбами. От сильнейшего удара конвоиры потеряли сознание и рухнули на землю. Заключенные,  завладев их оружием и патронами,  скрылись...


Оперативники установили - ведет он свою группу на родину, в Калинин. Цель имеет прежнюю: перестрелять всех своих  обидчиков в Новопромышленном РОВД. Особенно он был зол, почему-то, на нашего замполита.


В милиции была объявлена тревога. Сбежавших из исправительной колонии преступников преследовала тревожная группа внутренних войск со служебно-разыскными собаками. Несколько дней велось преследование.

 Шиканова с его "товарищами" удалось догнать в уральских лесах.

Обнаружив погоню, они укрылись в  местной бане и принялись отстреливаться. Ввиду особой опасности преступников было принято решение на их ликвидацию. Пока группа захвата вступив в активную прицельную перестрелку  с одной стороны бани, офицер тревожной группы скрытно поднялся на ее крышу с другой и бросил в трубу гранату. Как рассказывали очевидцы, от взрыва баню даже немного приподняло и опустило!  Несколько минут стояла тишина, а потом, из бани повалил дым….


Затем стрельба возобновилась. Первая граната, по всей видимости, лишь оглушила бандитов. На какое-то время они  потеряли сознание. Очнувшись, открыли огонь! Пришлось  бросать  вторую гранату….


Узнав о гибели Шиканова в уральских лесах, сотрудники милиции  вздохнули с облегчением. Психологически тяжело постоянно находиться в нервном напряжении. Да и необычно это было в семидесятые годы, вроде бы в не самое беспокойное время для еще советской милиции.