Браманте

Константин Рыжов
Подлинным создателем  архитектуры  Высокого Возрождения стал Браманте, творчество которого для XVI века имело такое же основополагающее значение, как творчество Брунеллески для XV.

Донато д'Аньоло ди Паскуччо, прозванный Браманте, родился в 1444 г. в Монте Асдруальдо близ Урбино. Отец его был небогатый человек, но он постарался дать сыну хорошее образование. Заметив, что Донато с увлечением рисует, отец отдал его в обучение к доминиканскому монаху-живописцу фра Карневале. Поначалу Браменте готовился стать живописцем. Однако между 1472 и 1474 гг. он отправился в Ломбардию, где сменил живопись на архитектуру. В следующие четверть века в Милане и его окрестностях им было возведено несколько крупных построек. Впрочем, по этим ранним произведениям еще трудно догадаться, на что будет способен архитектор впоследствии.

Браманте было уже за пятьдесят, когда он с рядом других крупнейших художников своего времени  оказался в Риме, на службе при папском дворе. Здесь его искусство достигло подлинной зрелости, причем важную роль сыграла сама смена обстановки. Как и для Брунеллески, подлинной школой для Браманте стали древние римские руины. Вазари пишет: «Не прошло много времени, как он обмерил все, какие только были древние постройки в городе и за городом в Кампанье, и то же самое проделал он вплоть до Неаполя и повсюду, где только ему было известно, что находятся  какие-нибудь древности…» Образцы старой римской архитектуры послужили тем толчком, который пробудил собственный гений Браманте. «Природа, - пишет Вазари, -  не могла создать таланта более гибкого, который владел бы искусством с большей изобретательностью, с таким же чувством меры и с такой же основательностью, как он… В самом деле, если  изобретателями архитектуры были греки, а римляне – их подражателями, то Браманте поучителен для нас не только потому, что он, подражая им,  изобретал новое, но и потому, что безмерно преумножил красоту и трудности этого искусства, которое благодаря ему мы и узрели ныне во всей его красе». Идея «величественности» – основа всего зодчества Высокого Ренессанса, впервые проявилась и получила свое развитие у Браманте (http://proza.ru/2012/03/31/574).

Одной из первых построек Браманте в Риме стал двор Санта Мария делла Паче (1500-1504).  Эта работа принесла ему широкую известность, ибо, по словам Вазари, мало было в Риме архитекторов, работавших с такой любовью и старанием. Зародившуюся славу  Браманте подтвердил и преумножил  участием в строительстве палаццо Канчеллерия ((http://proza.ru/2012/03/31/600)) и другого палаццо, принадлежащего позже графу Жиро и князю Торлония. В 1506-1509 г. он руководил строительством апсиды церкви  Санта Мария дель Пополо. Одновременно архитектор возвел палаццо ди Сан Бьяджо (1506) и апсиду церкви  Санта Мария дель Пополо (1506-1509). Этими работами Браманте завоевал в Риме такую известность, что был признан первым архитектором за быстроту решений и исключительную изобретательность (http://proza.ru/2012/03/31/610).

В дальнейшем архитектор работал главным образом на папу Юлия II, который поручил ему заниматься строительством собора св. Петра и перестройкой ватиканских дворцов. «Было удачей и для Браманте и для нас, - пишет Вазари, - что он обрел такого князя – а это редко удается большим талантам, - на средства которого он получил возможность проявить всю силу своего таланта и показать те трудности, которые он столь искусно мог преодолевать в архитектуре». В течение сравнительно короткого срока, в последние пятнадцать лет своей жизни Браманте создал несколько  грандиозных памятников, определивших  архитектурный стиль всего Высокого Ренессанса. В 1503 г. Юлий II поручил Браманте составить проект  реконструкции Ватикана, который до этого представлял из себя ряд разрозненных сооружений, не связанных единством стиля и замысла. Папе пришло в голову обустроить участок между своим дворцом и Бельведером (летней резиденцией пап), так, чтобы по двум коридорам  с лоджиями можно было пройти из Бельведера во дворец, а также из дворца в Бельведер. По существу, предстояло создать   совершенно новое, колоссальных размеров сооружение, умело введя в него уже существующие постройки. Задача осложнялась сильным падением рельефа местности от вилы к дворцу. Браманте с воодушевлением взялся за дело. По его замыслу ватиканский комплекс должен был представлять из себя систему дворцовых зданий и дворов, раскинувшуюся на трех террасах. Коридоры, связывающие виллу и папский дворец, а так же лестницы, соединяющие террасы двора, превращали его в единую композицию.

До конца замысел так и не был осуществлен. Сам Браманте успел построить  только три двора-сада: Кортиле ди Бельведеро, Кортиле ди сан Демазо и Джардино делла Пиньа, не имеющие себе равных по размаху и эффектности композиции. Используя подъем почвы, он мастерски обыграл  эффект последовательно поднимающихся террас. Широкие лестницы вели от Кортиле ди Бельведеро на среднюю террасу, разделявшую собой дворы, а оттуда через триумфальную арку к Джардино делла Пиньа, представлявший собой открытый театр. Композиция заканчивалась существующей и в наше время нишей. Благодаря ей создавался особенно острый эффект композиции, усиленный введением полукруглой колоннады, своей кривизной подчеркивающей мощный размах самой ниши (http://proza.ru/2012/03/31/631). На обеих верхних террасах были разбиты регулярные сады, связанные при помощи двух рамп. Подобные открытые лестницы и рампы, обычные для древнеримской эпохи, в пору Ренессанса были использованы впервые. В дальнейшем, с легкой руки Браманте, они получили широчайшее распространение в европейской архитектуре. Двор Бельведера  стал для последующих поколений  зодчих неисчерпаемой  сокровищницей композиционных идей и мотивов.


Венцом деятельности Браманте в Риме стала закладка собора св. Петра. Постройка нового храма на месте  обветшавшей старой базилики была задумана  еще в XV веке. Первоначальный план этому величественному зданию, которое  должно было превзойти  своими размерами  знаменитый Пантеон, был  положен Браманте. Собор был задуман, как купольное сооружение, а не как базилика. Открытое и светлое подкупольное пространство должно было стать сосредоточием композиции. «Я установлю Пантеон на своды храма Мира», - говорил Браманте по поводу своего проекта.
Закладка нового собора состоялась в апреле 1506 г. «После того как папа постановил начать сооружение  потрясающе огромного собора св. Петра, - пишет Вазари, - Браманте сломал половину старого и приступил к работе с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и украшенности превзошел  все сооружения,  воздвигнутые в этом городе. С обычной быстротой он заложил фундаменты и до смерти папы и своей собственной  равномерно довел строительство до высоты карниза  под арками всех четырех столбов  и вывел  самые  арки с величайшими быстротой  и искусством». Завершить строительство Браманте помешала  постигшая его в 1514 г. кончина.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241