На новом месте

Катерина Антонова
Далёкие восьмидесятые… Жена Пал Палыча Петрова после завтрака собралась делать генеральную уборку. Решила так: поскольку действенной помощи от супруга в этом деле вряд ли можно дождаться, - пусть отправляется на базар и купит продукты. Хоть какая - то польза! Мешаться не будет. Впрочем, помешать особо он и не мог, потому что имеет привычку проводить время на диване, предаваясь чтению газет.
Супруги вышли на пенсию, и решились перебраться из небольшого северного городка большого Советского Союза поближе к морю, в тепло. В Одессу Петровы переехали недавно. Конечно, даже представить себе не могли, что пройдёт несколько лет, и они станут иностранцами... А пока не успели ещё толком освоиться на новом месте, поэтому многие услышанные диалоги между коренными горожанами вызывали улыбку своей анекдотичностью.
А на базаре чего только нет в продаже! Всё шумит, гудит, общается! Это не море, - океан человеческих тел и судеб! Пёстрый, волнующий. В течение всего пятнадцати минут успели предложить приёмник, мобильный телефон, чайный сервиз.
-Мужчина, купите круглосуточние новости, и живите себе в радость, чтоб ви были здорови! - предложил шустрый белобрысый парень, крутя перед носом Петрова небольшим радиоприёмником.
-Спасибо вам, конечно, за предложение, только вот я больше предпочитаю дома смотреть телевизор… - вежливо отказался Пал Палыч.
Парень не обратил совершенно никакого внимания на желание собеседника закончить разговор. Поморгал по-детски распахнутыми наивными глазами, и начал активную рекламу предлагаемого аппарата, подкреплённую демонстрацией его достоинств.
-Спасибо, спасибо, не надо! - останавливает его мужчина.
-И что ви надели панику на лицо, как будто за послушать деньги спрашиваю?
-Мне эта вещь не нужна, так зачем тратить впустую время?
Парень посмотрел на него с разочарованием:
-А ви скучний таки человек! За недорого столько новостей отдаю! Обижайтесь тогда на себя, если пропустите таки интерес в жизни! - и тут же переключился на следующего потенциального покупателя...
Пал Палыч купил уже много продуктов. Облегчённо вздохнул, и вычеркнул из данного женой списка предпоследнюю строчку - "морковь". Осталось только взять говядину. Нашёл мясной ряд, и встал в очередь к краснощёкому улыбчивому торговцу в белой рабочей курточке, который ловко взвешивал товар, и с пожеланием клиенту "Кушайте себе на здоровье!", не менее проворно прятал выручку в карман клеёнчатого фартука.
Бесцеремонно расталкивая, к прилавку подходит нахальная покупательница с габаритной фигурой и пухлым кошелём в руке, начинает разглядывать мясо. Методично перебирает кусок за куском, тыкает в каждый пальцем. Буквально на каждый её палец нанизано по крупному кольцу. Ярко очерченные брови то хмурились, то удивлённо поднимались вверх.
Продавец, в конце концов, не выдерживает:
-И что, ви у меня имеете открить массажний салон? Берёте СЕБЕ покушать, или где? Ваши формы таки, мадам, требуют калорий…
Женщина тут же оживилась, машет рукой приотставшему спутнику, который тащит тяжёлую сумку:
-Иди скорей сюда, наказание моё! Открой уши, и послушай внимательно этого умного человека! А ты ещё таки споришь со мной, что любой продавец посоветует сесть мне на диету! И что на это теперь имеешь сказать?
Возвращаться домой Пал Палычу пришлось в самый "час пик". Полный автобус. Душно. Люди с трудом протискиваются на выход. Недовольная женщина лет тридцати, крепко прижимая к себе большой пакет с шубой, возмущённо говорит пожилому мужчине, который прилагает усилие добраться к двери:
-Дядечка, тока не надо шершавить меня своими противными одёжными заклёпками!
Тот взглянул на пассажирку поверх очков.
-Я вас умоляю! Купите мужу валерьянки… поверьте моему опиту, когда он узнает, сколько потратили на прикид, - пригодится...
Зажатый со всех сторон Пал Палыч невольно слышит диалог двух сидящих пожилых женщин. Одна в светлой панаме, другая в соломенной шляпке. Та, что в шляпке рассказывает о своём визите к окулисту:
-Пришла в поликлинику к глазному, села у кабинета. Рядом на стуле дамочка. Вся такая бледная, на скульптуру в парке похожая. И как себе думаешь? Разве пройду мимо? Надо ж отвлечь человека от его здоровья! Я же молчать долго не могу, у меня таки зуд начинает на языке вскакивать! Обращаюсь: "-Я имею спросить, и что случилось?" Она посмотрела на меня глазами грустной коровы, и сказала: "-Спор." "-Не пОняла…" Это уже я – ей. "-Муж говорит, шо я не вижу дальше своего носа." "-Так прямо и сказал? И что из того?" "-Старые вещи все на месте, а новые я давно не покупала! И шо, скажите, тогда не вижу? Пусть специалист мне скажет!" Тут я так обрадовалась! Сказала ей: "-Боже ж мой, да у нас с вами таки один диагноз! Мне внук тоже самое говорит…"
Собеседнице в автобусе захотелось быстрей узнать концовку разговора, и она поторопилась с вопросом:
-И чем всё закончилось?
-Я тебя умоляю! Откуда ж я знаю с чем закончился доктор? Чтоб он был здоров! Мы с той дамой ушли ко мне чай пить… Оказывается её муж работает заведующим магазином. Чтоб мы так жили…
Мужчина доехал до своей остановки, с трудом выбрался из автобусной давки, но это обстоятельство не испортило настроение. На улице витал шальной солёный запах моря, доносились отголоски криков чаек, гудки теплоходов… Пал Палыч вздохнул полной грудью, и отправился к себе домой, а в ушах звучала песня: "Ах, Одесса, жемчужина у моря…"…