http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin
Заканчивая разговор о философской лирике Виктора Гаврилина, хочется отметить, что все его стихи очень гармоничны и целостны. О чём бы он не говорил, всегда чувствуешь личную честную и принципиальную позицию автора.
В глубоком и запредельном стихотворении"ЧТО СЛОВАМИ БЫЛО, СТАЛО ЗАКЛИНАНЬЕМ" — говорится о смысле жизни, о дороге, которая пряма, но остра.
Что словами было, стало заклинаньем
от одних и тех же повторенья слов,
и застыл сюжет судьбы за пеленами
вещих от однообразья снов.
Как ни кинь - всё клином, всё одно и то же!
Это постоянство - явно не игра.
И узор по краю жизни изничтожен,
и пряма дорога, и вдали остра.
Это — размышление о том, что жизнь не даёт возможности её осмыслить, а требует принятия быстрых решений. И в тоже время здесь такая высота полёта души, которая "этот край всё чаще видит с высоты". Думаю, что эти строки — ключевые в этом непростом стихотворении:
Мир уже не хочет для меня дробиться
на лады, на счёты - мелкие черты.
Сон ли, наважденье, но душа, как птица,
этот край всё чаще видит с высоты.
В небольшом, но очень ёмком стихотворении"ВСЁ БОЛЬШЕ НАЧИНАЮ ЖИТЬ ПО ПАМЯТИ" — красной нитью проходит мысль о том, что мы почти все прошли большую часть жизни и сзади нас то дорогое, ностальгически "мерцающее". Но всё-таки ждешь еще чего-то впереди.
Всё больше начинаю жить по памяти.
О, вехи одолённого пути,
светите мне подольше и не падайте -
без вас мне ни к чему, что впереди!
И за спиной печальное мерцание
сложилось в указующий мне луч,
и длящегося света отрицания
я не исторгну, как меня ни мучь.
Пусть, незаметный, я сольюсь с другими,
но предо мной пылает полоса.
Не просто так, но я живу во имя...
И голоса мне сзади, голоса.
В замечательном стихотворении"ПУСТЬ ПРОЙМЁТ ДО ДРОЖИ ХОЛОДОК ДУШИ" — автор говорит о том, чтобы в душе было больше света:
Пусть проймёт до дрожи холодок души
и всё меньше осень обогрета,
ты в согласье с мраком строчек не пиши...
Больше света, друг мой, больше света!
И о том, чтобы вспоминать о хорошем, несмотря на житейские тяготы:
Всем земным погодам и судьбе назло,
поперёк житейского теченья,
вспомни о хорошем, чтоб лилось светло
волею возвышенное пенье.
И как хорошо, что в небе — чистый прогал:
В сером своде неба выдастся прогал -
сквозь него опять сиянье брызнет.
Последняя строфа — удивительно умиротворённа. Это — благодарность Богу за всё, что было в жизни, даже за муки:
Друг мой, на тебя пока что смерти нет.
Будь же и за муки благодарен.
Вырвавшись из тьмы, ты, Божьей тварью,
вновь пречистым видел этот белый свет.
В проникновенных и печальных строках стихотворения "ТРЕВОГА СЕРДЦА ВОТ УЖЕ ДОБРАЛАСЬ" — очень сильно ощущается тревога:
Тревога сердца вот уже добралась
за край отваги, за туман и дым...
Ещё на осень и ещё на жалость
я больше стал под небом уязвим. — наверное, каждую осень становишься ещё больше уязвимым от жизненных тягот.
Пронзительно сказано про "сквозную ширь от леса и до леса" и о небе Родины "размером в жизнь".
Сквозная ширь от леса и до леса
и небо Родины размером с жизнь -
всё разлеглось пятою Ахиллеса, -
куда ни кинь, попробуй промахнись!
Нас ожидают потери, и сердце не может не ответить на боль:
Так усмиряют загнанного зверя
сознанием, что слишком он велик,
и не уйти, и всё теперь - потеря,
и всюду сердце, и бессилен клык.
И всё-таки, это стихотворение очень гармонично.
В лиричном и светлом стихотворении с доброй улыбкой "КОГДА ЛОЖАТСЯ ПОД ГЛАЗАМИ ТЕНИ" — автор говорит о любви, о том, что человек всегда жаден до неё:
Когда ложатся под глазами тени,
когда выходят годы на угор,
не отлюбив ещё, к извечной теме
мы умудрённый обращаем взор.
Ещё напиток даровой не допит
и жаден опьяняющий глоток,
но в наши чувства заползает опыт,
в нас грустно улыбается пророк.
Тот, у кого в сердце любовь, никогда не перестанет мучиться и страдать. Ведь любовь — не только одно счастье. Скорее — наоборот. И всё хорошо, и годы, выходящие на угор, и глоток любви, которая всегда рядом. Да чего еще надо? Надо жизнь прожить полно, с радостью, придти к Богу и воздать за Его деяния благом. Да и всегда стараться благом воздавать за Его великую милость.
Неведенья былого не хватает,
чтобы любить, не думая, опять.
А птица есть, да только не летает,
хоть по расчётам и должна летать.
В чудесном, красивом, исполненном светлой печали стихотворении"КОГДА ОТБРОДИТ ЗЕЛЬЕ ЛИСТОПАДА" — проводится "идея о возвышающей человека печали"(по словам одного из рецензентов). Оно многогранно, наполнено красивыми, мудрыми образами:
Когда отбродит зелье листопада
с осадком лета на слоистом дне,
пора испить смирения, и надо
остаться с музыкой наедине.
Особенно хороша, на мой взгляд, последняя строфа, в которой отражение красоты души:
И милость в том, что властны над тобою
не только годы, непогодь и власть,
но и печаль, что выше головою,
с которой слаще грешному пропасть.
В высоких строках стихотворения"ВЕЗУЧИЙ СТИХ ИЛЬ РЕЧИ НЕВПОПАД", лишённых всякого пафоса и красования, говорится о мужестве не дрогнуть перед жизненными обстоятельствами и мудро принять жизнь:
Везучий стих иль речи невпопад -
всё казино осталось за плечами.
Как незаметно облетевший сад,
я постигаю мужество молчанья. — как замечательно сравнение своего молчанья с облетевшим садом!
Под шепоток последнего дождя,
под лаской вьюг, что не устали трогать,
и я смогу, лица не отвратя,
охладевая, всё-таки не дрогнуть.
Лёгкая печаль сквозит в этих трепетных строках.
То смех, то гнев - как это тяжело!
Не лучше бы степенная усталость?
И искушенье выбора прошло,
и как призванье только жизнь осталась. — мудро и глубоко, что всегда отличает стихи Виктора.
В горьком стихотворении, хотя и с надеждой,"ВСЯ ЖИЗНЬ, КАК ЖЕСТОКОЕ ДЕТСТВО" — Поэт рассуждает о жизни:
Вся жизнь, как жестокое детство, -
побег из родительских стен. — замечательный и яркий образ!
В свой век не умеем вглядеться,
всё время давай перемен.
И так явственен её конец!
Опять за обновой обнова,
а дело всё ближе к концу.
На чём ты утихнуть готова?
Неужто лишь саван к лицу?
Финальная строфа прекрасна, когда все самое дорогое, ставшее болью, берешь с собой. И такое это тихое и нежное слово "как бабочку". Она — символ светлого и легкого лета, и будет долго хранить " и прах листопада, и дым, и дорожку в саду. "И всё же в стихотворении есть светлый прорыв, какая-то надежда. Восхвалим же полдень живущий — т.е. будем жить!
И я этот прах листопада,
и дым, и дорожку в саду
под влагу прощального взгляда,
как бабочку нежно кладу.
Восхвалим же полдень живущий! — т.е будем жить!
В пронзительном стихотворении"ПОД СХОДЯЩЕЙ ВО ПРАХ И ВСТАЮЩЕЙ ТРАВОЙ" — ощущается дыхание смерти и вечности.
Под сходящей во прах и встающей травой -
неизменность холма... Навевает нам жизнь
свежей мысли обманчивость, но не впервой,
как сейчас, облака в этом небе сошлись.
Вспоминается великий Лев Толстой, его мысли об уходе. Но это стихотворение не несёт такой мрачности, несмотря на песок, насыпанный сверху и растущий на нём бурьян. Возникает ассоциация с тихими днями поздней осени. Не в смысле покоя, а в смысле исхода.
Не вместить этот свет, и темна наша речь.
Так зачем ты, художник, секиру занёс,
чтобы времени ленту по мраку иссечь
и в единое слить все сверкания гроз!
В мудром и мужественном стихотворении"Я НЕ ЗНАЮ, СКОЛЬКО ЗИМ И ЛЕТ" — воплощена мысль о бессмертии:
Я не знаю, сколько зим и лет
под прозрачной дымкою секрета
мне ещё подарит этот свет,
но благословлю незнанье это.
Эти строки поражают своей честностью и бескомпромиссностью
Непогасший, каждый день встаю,
пусть конечный, как земное солнце. — "Какое мужество - каждый день вставать НЕПОГАСШИМ, невзирая на превратности мира и знание о конечности Пути"(написано в рец).
Но за жизнь, быть может, на краю
моя вечность маленькая бьётся.
"Это стихи бесконечно мудрого и бесконечно доброго человека. Словно глубокий вздох, полный высотой и горизонтом, строки, возле которых думается и надолго остаётся ощущение чистоты и правды." (тоже из рец).
Расплылись начала и концы
с этим миром зримого свиданья.
Но мой век отрезали резцы
от туманной бездны мирозданья.
Как Поэт точно сказал о бессмертии! Уж ему-то оно обеспечено!
Только беспредельна моя часть
нескончаемости, как ни мерьте.
И в мою предельность просочась,
набирается туман бессмертья.
Пронзительно-трогательное стихотворение"НАЧЕРТАЛ, НАДУМАЛ, НАПРОРОЧИЛ" — невозможно читать без боли и душевного трепета.
Отсвет свежевыпавшего снега
и моей бумаги чистый лист...
Как светло! Я не свершу побега
в темень строк, невольный оптимист.
Сколько мужества надо иметь в душе, чтобы так сказать:
Я своим не запятнаю следом
для всего открытой чистоты -
лучше уж, безмолвен и неведом,
я уйду путями высоты.
Жизнь не станет оттого короче...
Если ж станет, сам лишь виноват -
начертал, надумал, напророчил,
и ни слова не вернуть назад.
В высоком, глубоком и мудром стихотворении"МОЯ ДУША ПРОЛЬЁТ ЛИШЬ СВЕТ" — происходит как бы разговор с собой, с миром. Это стихи, по мнению рецензентов, которые освещают мир, строки, которые не отпускают до последнего слова. Текст приводится полностью.
Не в темень грунта с высоты
лечу среди других комет.
Я в ночь иду на свет звезды -
за мною остаётся свет.
Вращается наждачный мрак,
и нет ему своих орбит.
Источен я, но не иссяк,
покуда плоть моя искрит.
Не в силах осветить весь мир,
в горнило звёзд себя я вверг.
И путь мой - огненный пунктир
пролёг, сгорая снизу вверх.
Когда о тьму я изотрусь,
душою не сойду на нет.
Ты не смотри, где мрак и грусть,
моя душа прольёт лишь свет.
По словам одного из рецензентов, Виктор Гаврилин учит нас не унывать, не отчаиваться, учит добру...и проливает свет своими стихами."
Стихотворение, которое продолжает линию мужественно-волевых в философской лирике — "КАК ВЕСТЬ ОТ ПОЗАБЫТОГО ПЕЧАЛЬНОГО СОБРАТА"
Как весть от позабытого печального собрата,
нежданно звук приблизится, и муча, и скорбя.
Да просто ль это давняя, знакомая соната?!
Не ты услышал музыку, а музыка тебя.
В нём прочитывается большая жизненная сила:
Быть может, ты, не ведая, позвал кого-то тихо.
Я знаю, так случается в довольно поздний час,
где, словно обострённые, гармония и лихо
витают в самом воздухе, подслушивая нас.
В стихотворении проводится мысль о том, как выжить в этом страшном мире.
Как, над тобой колдующий, всему нашедший место,
он, тьмой, и озареньями, и зовами томим.
И все неповторимые - ты из того же теста,
но так всего накоплено, что стал ты повторим.
Сделанное высоко прфессионально, сильное, фонетически звучное, оно ещё раз подтверждает, что написано большим Мастером.
В щемящем стихотворении"ЗА ЧТО, Я, ГОСПОДИ, В ОТВЕТЕ" — замечательно сказано о высоком назначении поэта, о смысле поэзии вообще — утверждать стихами чудесность жизни и мира
И всё ж печалью своих песен
я утвердил уж давно,
что мир воистину чудесен...
О да, как много мне дано
Строки Виктора, мучительные подчас, словно птицы реют в полёте. Они, как клин журавлей, курлычат, трубя, на печальной и горестной ноте... Звучанье их очень высоко. И жизнь его была, как ощущение свежей, всё очищающей грозы -" как сплошь предгрозье":
И жизнь моя - как сплошь предгрозье -
вот-вот начнётся что есть сил.
Коль много дали, много спросят.
А я так много не просил.
Это стихи из тех гаврилинских, которые не отпускают, которые ложатся в сердце и болью, и светом.
Зачем же так - обложат данью
дарованную благодать,
и не смогу я без страданья,
что стало жизнью, отдавать!
Как контрапункт, в них звучит мысль о том, что только страдая, человек может жить в этом мире полно, словно расплачиваясь за жизнь.
В стихотворении"БУЖУ ПОЧТИ БЕЗУМНОЙ ПЕСНЕЙ" — любовная лирика пронизана философскими мыслями, что делает его ещё глубже:
Не голосом с оставшеюся силой,
готовым оборваться, словно нить...
Я говорить хочу тебе красиво,
но страшно мне красиво гсворить.
Теперь душой хочу быть равным слову
и этим словом прирасти к судьбе.
И желание "душой быть равным слову" так понятно, ибо слово — есть тайна души, её отзвук, а, значит, душа и слово — едины. Но не всегда душа равна слову, а только тогда, когда исповедуется в нём. Здесь личное как бы соединено с глубоко человеческим:
Теперь душой хочу быть равным слову
и этим словом прирасти к судьбе.
Пронзительны и сильны последние строки:
Пусть замолчат написанные книги.
Я в хриплых песнях буду тем, кто есть,
и сброшу сладкогласия вериги,
неподменим, как праведная весть.
Духовным завещанием атвора можно назвать стихотворение — "НЕ ВЫБИРАТЬ МНЕ, ЧТО ТАМ БУДЕТ". Им бы мне и хотелось закончить это эссе.
Не выбирать мне, что там будет:
и не стоять у трёх дорог,
когда я сам себе — распутье
и мне на сердц камень лёг.
Я прожил сердцем все дороги — действительно, они прожиты сердцем.
В стихотворении звучит благодарность Богу за "подаянье всяких дней".
И в конце — вещие слова:
Я стану нищим и свободным,
до сердца проть свою сносив,
и лягу камнем путеводным
для тех, кто безоглядно жив!
Конечно, обозреть всю философскую лирику Поэта невозможно. Но даже и те стихотворения, о которых говорилось в эссе, показывают, как глубоко и мудро воспринимал Виктор Гаврилин жизнь, как ценил её, как не хотел уходить и как долго прощался с ней. Они несут печать его высокой души, чистого и трепетного сердца.
Завершая свою публикацию книги"Виктор Гаврилин глазами читателей", хочу выразить огромную благодарность Галине Стоянцевой за помощь и консультации в процессе написания её, а также всем своим друзьям и читателям, кому дорого имя Виктора Гаврилина.