Старый патефон

Вадим Прохоркин
                Найдите старый патефон,
                Найдите старую пластинку...

                Из песни Раисы Нурмухаметовой

Шел 1962 год. Я служил тогда в литовском городке Таураге, расположенном примерно в 40 км от границы с Калининградской областью. Военный городок Таурай, где мы проживали, располагался километрах в двух от Таураге, за рекою Юра. Кстати, слово «юра» в переводе с литовского означает «море».

После снежной зимы весна принесла большое половодье. Река Юра, как бы оправдывая свое название, в несколько дней  превратилась в огромное море,  и  паводковые воды залили не только пойму реки, но почти всё пространство от города и до военного городка. Линия электропередачи, шедшая от Таураге к городку, бурным разливом реки была нарушена, и городок остался без электроснабжения.

Приближалось 9 апреля – день рождения моей супруги Саши. Мы давно широко не отмечали этот семейный праздник: в 1959 году – по причине Сашиной беременности и родов, в 1960 – из-за отсутствия условий для приема гостей, в 1961 году – из-за моей длительной командировки в Москву. А потому в этом году день рождения Саши мы готовились отметить торжественно, с большим и веселым застольем, музыкой и танцами. Уже были закуплены продукты и вино, были приглашены и гости – несколько офицеров из числа сослуживцев и их жены.  И вот такая незадача -  праздник из-за отсутствия электричества оказался на грани срыва. Без электричества – значит без музыки, а без музыки – значит без танцев. Надежды на то, что река быстро войдет в свои берега, не было, разлив не уменьшался и никаких шансов, что до 9 апреля электролиния будет восстановлена, не предвиделось.

Надо было что-то делать, что-то придумать, но что?  Я долго ломал голову, но безуспешно.  И вдруг мне вспомнилась популярная в довоенные годы песенка Леонида Утёсова "Джаз-болельщик":

                Я живу в озвученной квартире:
                Есть у нас рояль и саксофон,
                Громкоговорителей – четыре
                И за каждой дверью – патефон!

                У меня есть тоже патефончик.
                Только я его не завожу.
                Потому что он меня прикончит –
                Я с ума от музыки схожу.

Эврика!  - кажется, выход из создавшегося положения найден:  ведь танцевать можно не только под радиолу, но и под патефон – под это механическое  устройство для проигрывания граммофонных пластинок, благо, что пластинок дома полным полно и среди них много танцевальных: «Риа-Рита», «Брызги шампанского», «Утомленное солнце» в исполнении Георгия Виноградова, а также песни Утесова, Шульжено, Изабеллы Юрьевой, прозванной  королевой патефона, и многих других исполнителей.


Но где взять патефон? За какой дверью его искать? В 30-50 годы наличие патефона в семье свидетельствовало о её зажиточности. В те годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и все собравшиеся во дворе танцевали под его хриплые звуки. В 60-х годах патефон был уже вытеснен более современной техникой – электропроигрывателем и радиолой, а еще позже – магнитофоном, и патефон  стал антиквариатом. Но в 60-е годы его еще было можно найти и в семьях, и в продаже, как в магазинах, так  и на блошиных рынках, что и придавало мне надежды.

Поиски патефона в военном городке у знакомых офицеров не увенчались успехом. Значит, - решил я, - патефон  придется покупать, и я ринулся в город. Посещение нескольких магазинов оказалось безрезультатным, патефоны уже давно не поступали в продажу.  На барахолке никто патефонов не предлагал. Заглянул я и в комиссионку – тоже впустую. Оставалось еще одно место – пункт проката.  Вот  там,  к моей радости, я и нашел патефон. Патефон был довольно старый, подержанный, но вполне исправный, в чём я тут же поспешил  убедиться. На душе сразу полегчало, праздник с танцами всё-таки состоится.

Еще надо было закупить свечей, их требовалось много, чтобы осветить и квартиру,  и праздничный стол.
               
                Ах, этот ужин при свечах,
                С задором таинства в очах!

Найти свечи  не было проблемой. Нагруженный патефоном и свечами, я поспешил домой обрадовать  супругу, что проблема решена.
Наступило 9 апреля. Все хлопоты с подготовкой праздника закончены, стол накрыт белой скатертью, сервирован, украшен цветами, свечи зажжены. Помогавшие нам готовить праздник сосед Адик с женой Людой принесли радиоприемник, работающий на батарейках, и комната наполнилась веселой музыкой, передаваемой какой-то зарубежной радиостанцией. Теперь всё было готово к приёму гостей. И они не заставили себя долго ждать.

Гости, настроенные лишь на чревоугодие и скучное времяпровождение, услышав при входе в квартиру веселую музыку и увидев ярко освещенный свечами стол, были приятно удивлены и заметно повеселели. Вечер прошел великолепно. Было сказано много тостов и выпито много вина. Еще были застольные песни и, конечно,   танцы, танцы, танцы. Я крутил ручку патефона и ставил новую пластинку.

                И пел нам песню патефон,
                Звучала снова Рио-Рита,
                И душ хрустальный перезвон
                Соединился с нами в ритме.


Виновница торжества была нарасхват, кавалеры не давали ей присесть: вальс, танго, фокстрот.
               

 Ужин при свечах и танцы под давно забытый патефон – это было так  необычно, романтично и весело. Устав от танцев, все снова усаживались за стол и под песню «Студенческая застольная» Клавдии Шульженко снова звучали заздравные тосты.
               
                На весёлый студенческий ужин
                Собрались мы сегодня, друзья.
                Тост заздравный, конечно, нам нужен,
                Без него обойтись здесь нельзя.

А потом снова, как говорят, танцы до упаду. Так что повеселились от души. И тому поспособствовал старый подержанный  патефон из проката. Гости  остались довольны и долго не расходились. А главное – была довольна сама виновница торжества. Уже на выходе из квартиры кто-то из гостей вдруг сказал:  "Мы так и не поняли, сколько лет исполнилось Саше». А я ответил, что женщине столько лет, на сколько она выглядит. А выглядела Саша, разгоряченная вином и танцами, совсем юной девушкой.

Фотография из Интернета. Автор стихов неизвестен.

Апрель 2012 г.

См.http://www.proza.ru/2012/04/24/820