Богословие и археология еще один пример сотрудниче

Олег Жиганков
Сегодня навряд кто-то будет оспаривать ту теснейшую связь, которая существует между богословием и другими научными дисциплинами.  Было время, когда богословие давлело над другими науками, корректируя результаты научного поиска и подчиняя их заранее сделанным выводам.  Период средневековой схоластики является ярким примером такой модели.  С приходом эпохи Возрождения, и в особенности эпохи Просвещения, ситуация коренным образом изменилась.  Богословие сняло с себя обличье всезнающего учителя и вынуждено было вновь сесть на школьную скамью, чтобы внимать тем открытиям, а чаще гипотезам, которые преподавал ученый мир.  К сожалению, и такая модель сильно страдала предвзятостью.  Примером тому может являться теория эволюции, которая в научном мире так и осталась теорией (или рабочей гипотезой), в то время как значительная часть христианского мира подменила ею библейское учение о творении. Адвентисты седьмого дня всегда стремились к баллансу во взаимоотношениях между наукой и богословием.  Данная статья не претендует на то, чтобы решить проблему соотнесения научных открытий с библейским повествованием.  Она лишь приводит пример того, как богословие может не страдать, но напротив, обогащаться от тех открытий, которые предлагает наука, в данном случае археология.  Сопоставляя динамику археологических открытий последних 150 лет с графическим изображением адвентистами седьмого дня статуи из второй главы книги пророка Данила, исследование показывает, как данные археологии последовательно влияли на адвентистские публикации.

Образ истукана из второй главы книги Даниила в Адвентистской литературе различных периодов

В этом разделе речь пойдет о различных этапах в развити иллюстраций, связаных с образом истукана второй главы книги Даниила.  Разделение на периоды, которое предлагается автором, довольно условно, потому что изменения обычно происходят постепенно.  Разделение на периоды лишь призвано помочь нам понять смысл происходящих изменений. Так же следует заметить что в некоторых случаях изменения могут быть регрессивны.  Однако в целом, общее направление в развитии репрезентации образа истукана подтверждает дальнейшее накопление знаний и корректировку ошибок, допущенных в предыдущие периоды.

                Период с 1850 по 1912
Данный период характеризуется огромным интересом к истукану 2 гл. кн. Даниила.  В то же самое время изображения истукана были на удивление похожи.  Истуканы походили на восковые фигуры, бывшие в ту пору модными, и с аккуратностью передавали анатомические пропорции человеческого тела.  Всех истуканов того периода отмечают завидно мускулистые тела, длинные волосы и длинная борода. Лицо, как и тело, изображалось почти с фотографической точностью. Лицо имеет явное сходство с традиционным образом европейских королей. Даже волосы, будучи длинными и слегка волнистыми, напоминают скорее прическу французских королей династии Меровингов нежели прически древне-восточной аристократии.  Чтобы оставаться верными текстуальному описанию2 гл. кн. Даниила, которая описывает «грудь», «руки», «живот», «ноги», «ступни», художники обычно изображают истукана почти обнаженным,  вероятно памятуя о том, что климат ближнего востока достаточно мягок, чтобы ходить нагишом.  К тому же, традиционные изображения римских солдат и греческих атлетов могли и наверняка повлияли на графическое представление адвентистскими художниками этого истукана.  Логика подсказывала изображать истукана совершенно обнаженным, но этого никогда не было допущено и истукан всегда изображался в одежде чем-то напоминающей юбку.  Юбка служила  заменой медной части живота и бедер, и изображалась в виде кольчуги. Другим элементом одежды, если его можно отнести к категории одежды, являлась корона.  Следует заметиь то, что корона безошибочно напоминает диадему  римских пап. Подобная ассоциативная связь также казалась логически обусловленной и несла определенный смысл: подобного изверга из сна Новохудоносора  можно было сравнивать только с римскими папами. Интересно, что в кн. Даниила ничего не говориться ни о короне, ни о каком-либо еще головном уборе.  Мы можем предположить, что одной из причин почему истукан изображался в короне было то, что  он фактически представал перед народом без всякой одежды.  В обществе, пропитанном Викторианской строгостью, разгорелся бы большой скандал предстань истукан перед ним полностью обнаженным.  Интересно также обратить внимание на выражение лица истукана в этих ранних произведениях.  Страшные, безобразные, отвратительные, ужасные, чудовищные, они, тем не менее,  очевидно то, что они есть и что они ясные, четкие, отчетливые.
Другой не менее важный элемент встречающийся на этих картинах это положение рук исткана. Это положение было установлено по чисто прагматической задумке, лишь для того, чтобы соединить туловище и руки из серебра в одно целое и что бы руки из серебра, спускающиеся вдоль по туловищу частично  могли обхватывать живот из меди.
Было не легкой задачей изобразить ноги истукана, которые имели точное сходство с человеческими. Вот почему многие художники того времени просто избегают вдаваться в детали.  В других случаях было найдено другое решение этой проблемы. Статуя изображалась стоящей на шаре земном и ее ступни, что вполне очевидно, составляют контуры политической карты мира.
В течении этого периода вопрос относительно исторической аналогии истукана 2 гл. кн. Даниила и его появления в адвентистских книгах, журналах и плакатах никогда больше не поднимался.. Главное средоточие проблемы было на представлении тех идей, которые истукану необходимо было передать. Весть этого истукана казалась ясной, да и сам истукан был сооружен в соответствии с той вестью которую он символически передавал.

                Период с 1912 по 1945

Следующий период был обусловлен интересом к историческому описанию истукана. И этот интерес побуждал ученых изучать историю Вавилона и Ассирии в свете Библии. Новый век привнес несколько знаменательных открытий, которые привлекли внимание не только археологов, но так же богословов и простолюдинов. И далее я объясню как  эти открытия повлияли на  то каким образом наша церковь представила истукана 2 гл. кн. Даниила. Иштарские ворота эпохи Новохудоносора  были найдены археологами  в 1902 г. и переданы в берлинский музей в 1926г. Раскопки в Вавилоне происходили намного успешнее чем это было раньше. Роберт Колдевей, ведущий специалист в археологии того времени не только преуспевал в его раскопках, но так же проводил лекции в различных университетах  ассирийской и вавилонской археологии. Немецкий археолог Андреа и его коллеги с большим успехом трудились среди развалин Вавилона с 1902 по 1914 г. До их прихода там трудились Лаярд, Плейс и Рассен, но немного им удалось найти тогда. Важнее всего оказались книги представляющие результаты тех и предыдущих раскопках о которых после было опубликовано. И хотя статуи ассирийского и вавилонского периодов были обнаружены уже давно, только сейчас они стали доступны нашему взору, а не только археологам.
Первый и возможно единственный примечательный момент, который вызвал интерес среди адвентистских авторов, теологов и художников является замена головы истукана. Новая голова была воспроизведена из поздне-ассирийских и нео-вавилонских памятников, рельефов и статуй. Выражение лица у истукана заимствовано с образцов ближневосточной культуры,  прическа на голове истукана соответствовала общей тенденции ассирийского искусства. Борода была не только кучерявой, как мы видим на ассирийских изображениях, но та же имела форму своеобразную форму прямоугольника: прямо горизонтально ложащиеся пряди кудрей, которые покрывают друг друга.
Корона и тиара заменены головным убором который мы встречаем на статуях ближнего востока эпохи Даниила.
Форма юбки была слегка видоизменена ; она стала немного длиннее и приобрела некоторые элементы пошива текстильной фабрики.
Остальных частей тела практически не касались. Найдена интересная иллюстрация в книге Уриха Смитта « Даниил и Откровение» 1944 года издания. Голова истукана, изображенная в соответствии со всеми ассирийскими традициями, занимает по крайней мере половину всей этой картины, не смотря на то, что сама статуя представлена как маленькая, еле заметная фигурка. Художник Р. М. Элдрайдж находит этому интересное объяснение. Статуя на этой картине уникальна тем, что ее руки расположены вдоль туловища а не на груди, как это традиционно изображалось раннее. На ассирийских и вавилонских скульптурах руки статуи покоятся и на груд вдоль туловища.

                Период с 1945 по 1990

Этот период отмечен дальнейшим исследованием исторического вопроса относительно истукана. Возможно, что интерес к книге Даниила, а так же к истукану из 2 гл. был проявлен из–за поражения немецкой Нази как авторитетного штата. Интерес к историческим вехам истукана уже заметен в 1949г. Многие особенности этой картины рассказывают нам о желании художника указать на детали. Одежда истукана, как мы видим, точно следует стилю вавилонской одежды. Несомненно это туника, хотя не очень длинная. Другая интересная деталь указывала на трость и посох. В описании одежды вавилонян 5 в. до н. э. Геродот упомянул о том, что « каждый имел печать и трость ручной работы, на рукоятке которой были вырезаны формы яблок, роз, лилий или орлов и было не положено ходить с простой тростью, без всякой гравировки или орнамента». Найденные в результате раскопок вавилонские статуи так же подтверждают это наблюдение. Желание художника быть точным в этих исторически важных деталях открывается в изображении статуи стоящей на специальном основании и изображение заднего плана.
Несмотря на влияние очевидно традиционное изображение истукана в адвентистской литературе: фигура схожа с человеческой и почти с фотографической точностью изображены лицо и тело.
Время проходит, и учитывая этот факт изображение истукана начинает по-тихонечьку
терять человеческий вид; фигуры стали изображаться с большей символикой, приобретая грубую, неотесанную форму своего прототипа.


                Заключение

Как было уже замечено, мы сможем проследить историческую последовательность только лишь изучив значительно большие периоды. В течении коротких периодов продолжительностью в пять лет, десять или двадцать мы не прослеживаем такую стабильную тенденцию: некоторые изображения действительно были на высшем уровне, в отличии от других, хотя те, которые изображались намного позже не передавали ту историческую эпоху, дух того времени не освящался. Этим объясняется тот факт, что художники не беспокоились относительно того, что будут думать о них любознательные, придирчивые предшественники. Однако тенденция остается стабильной уже 150 лет и эта тенденция рисует перед нами образы с наибольшей точностью, детальностью относительно исторических вех (примеров).
В самый ранний период (1850-1912) не хватало сделать несколько шагов чтобы объяснить историчность образа. Единственная цель всех этих иллюстраций - передать библейскую картину так, чтобы это было стилистически правильным для художников. В процессе презентации своих картин художники наделяют свои произведения необходимой датировкой, чтобы передать богословскую идею истукана, отразить богословский смысл,  который несет с собой истукан, например зловещее лицо.
Начало следующего периода отмечено желанием художника отразить истукана так, как бы он выглядел в самые ранние времена. В этом процессе они подразумевают воспоминания, обычно начиная с истории раннего средневековья и в лучшем случае с истории Греков и Римлян, которые возвращают их к античности в смысле стиля прически и одежды. Но так же важно отметить, что очень большую роль в передачи образа играет само видение художника, его воображение.
Однако позже это сменилось интересом к подлинности скульптур поздне – ассирийского и нео – вавилонского периодов. Этот интерес был частично вызван новыми открытиями, а также изумительными находками, которые производили археологи и обновленным отношением к Библии, что и произвело несколько серьезных изменений. Однако, несмотря на тот факт, что информация была уже доступна как для художников так и для богословов, чтобы представить образ этого периода не хватало многих исторических деталей. Есть два объяснения этому факту:
1 Верность традиции.
2 Упоминая о частях тела 2 гл. кн. Даниила легче всего изобразить истукана рисуя его традиционным путем.
И так, хотя и исторический портрет скульптуры привносит ясность тем кто изображает его, старые традиции все же берут верх.
В конечном итоге современный период был охарактеризован движением по направлению к историчности. По сравнению с ранними иллюстрациями последние из них выглядят довольно успешно. Интересно так же заметить, что хотя первые изображения творились в атмосфере где археологи не имели возможности принимать участия, истуканы представлялись лишь с одной единственной целью – передать библейские идеи, которые возможно не были столь эффективны, рациональны в сравнении с современными иллюстрациями.

1. Древние, старинные изображения, которые указывают на сходство с человеческой природой не способны передать нам идею различных компонентов, частей статуи, в то время как современные, которые находятся ближе всего  к историческим образам, передают это более естественно.
2. В конечном итоге современные изображения  не вызывают в нас ошибочных ассоциаций с королевскими и религиозными лидерами двух последних тысячелетий, этот период символизирует ноги истукана.
3. Идея разделенного царства передана современными, историческими, наглядными иллюстрациями. В последнем веке художники даже не попытались изобразить ступни указав на смесь железа и глины.
4. Действие направленное на разрушение истукана (Дан. 2:35) может быть изображено только благодаря современным представлениям об изображении истукана. Древние изображения, из-за их человеческого сходства, не способны передать библейское утверждение о том, что «Железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них». Это не тот случай когда можно с легкостью представить, что происходило только лишь взглянув на ранние произведения, иллюстрации.

Исходя из всех этих наблюдений я пришел к выводу, что археология играет важную роль в нашем понимании не только богословия но и того как это богословие может само себя выражать. Археология часто меняет наше традиционное понимание вещей и даже обращается с вопросами к некоторым традиционно сложившимся пониманиям, но используя археологию в изучении Библии означает усилить, углубить наше понимание истины. Иногда этот процесс может быть мучительным, но приносит большие плоды.