Спешите творить добро или не мечите бисер...

Галина Алинина
В субботу бабушка,как всегда "припахала" нас чинить крышу на одном из своих многочисленных сараев, соблазнив пирогами и холодной окрошкой. Стол был накрыт под старой яблоней "бельфлёр-китайкой" ( Спилили недавно.Проложили новую дорожную трассу,строители не сделали по разгильдяйству отводов, поднялись грунтовые воды,пропала яблоня.И не только у нас.)

Подъехала молодёжь на своей обновке. Дочка наша, восемнадцати лет,рано выскочившая замуж, подаренные на свадьбу деньги, ( а было это в начале девяностых, двадцать лет назад и деньги были невеликие) потратили с мужем на покупку большого музыкального центра и,доступного им, в то время, транспортного средства - отличного велосипеда. Был он с какими-то "наворотами",несколькими переключениями скоростей,необычной резиной.Короче,вернувшись из магазина, весь вечер они расписывали его достоинства и уехали на нём домой совершенно счастливые.

- Кликните отца,- заторопила бабушка,- завтракать пора, да - за дело! Он с утра Мишке Петрову, вон, у соседского двора его рухлядь чинит. То у нас в гараже возились, а как заметил,что тот украл у него плоскогубцы и отвёртку,решил не искушать парня, на улице теперь расположились.

Мишку Петрова - неухоженного лохматого мальчишку лет десяти, из "непутёвой" семьи, можно было постоянно видеть на улице,бесконечно разбирающим и собирающим свой, потерявший виды, велосипед.Семья - выпивающая бабка и,крепко пьющая, мать Валька, лишенная родительских прав на двоих детей, обитающих в детдомах и интернатах. Мишка, единственный,живший под опекой бабки, дома вместе с матерью.
Наш дед привечал его,жалея и помогая в починке, но,заметив "нечистые на руку" наклонности, стал осторожнее.

Вот и сейчас привёл с собой, скулящего щенком, по поводу вконец рассыпавшегося велосипеда, Мишку.Бабушка пристроила его за стол,придвинув тарелку с пирожками и кружку с компотом. Он молча ел, вытирая кулаком слёзы, с отчаянной злостью глядя на сверкающий наш новый велосипед. Все почувствовали неловкость. За столом повисло, необычное для нас, молчание.

И тут дочка,коротко пошептавшись с мужем, встала, взяла велосипед за руль и решительно подвела к Мишке.
- Бери!  Твой!  Насовсем!

Никто из нас не ожидал такого широкого жеста девочки.Этот подарок, скажу прямо, был им,молодым, да и нам - не по средствам. Но  мы не произнесли ни слова.

Мишку на улице обступила ребятня. Трогали,звонили,включали свет, и ,наконец,толпой покатили велосипед к мишкиному дому. Издали было видно, как великовозрастные парни по очереди катались на нём в другом конце улицы.

Наутро, в воскресенье, уставший от работы на крыше народ, спал долго. А я вышла во двор и у соседской скамейки,как и прежде,увидела Мишку. Он ковырялся в своём знакомом хламе. Я подошла ближе и склонилась над ним.
- А где велосипед?
Мишка молча сопел.
- Где велосипед? - заподозрив неладное, переспросила я.

- Мамка сказала,что если Вы будете спрашивать ,ответить: " Не ваше дело, это мой подарок,куда хочу - туда и дену!"
- И куда ты его дел?
- Мамка вчера продала мужику одному. Гуляли всю ночь.  А Вы проволоки не дадите,чтобы  вот тут прикрутить? Я видел, у Вас в гараже есть.

Я не в силах была вымолвить ни слова. Повернулась и пошла.Почему я, подготовленная многолетним воспитанием, должна, обязана была жалеть  этого мальчишку? Кто пожалеет оскорблённое чувство моей девочки?

Неожиданно услышала вслед:
- Ну, дадите проволоки? - и,не дождавшись ответа, добавил,- мамка сказала: "У вас не убудет.Ещё купите!"

С тяжёлым сердцем вернулась я в дом. На кухне весело щебетала с бабушкой дочка. Зять в коридоре играл со щенком. Молодым ещё только предстояло пережить одно из первых жизненных разочарований.

                ***

Пьяная, наглая Валька, долгое время ходила мимо нашего дома,не здороваясь,глядя на меня дерзко, с вызовом.Известна мне была эта манера "гордых люмпенов". Посмей я сказать хоть слово возмущения, как на меня обрушатся с обличительной речью , что "нечего их унижать своими подачками, не выйдет у нас купить её сына..."

Но я не сказала ни слова.И дочка,встречаясь с Мишкой, отводила глаза. Было это в начале девяностых. Где теперь тот Мишка - не знаю.