Неразрешимость вопроса

Жакмар
Неразрешимым вопросом является проблема неразрешимости вопроса. Мы нисколько не претендуем на установление в этой работе непогрешимой истины, едва ли мы даже найдем однозначный в некоторой степени ответ на этот вопрос. Нам кажется, что уже сам факт постановки проблемы есть немаловажное, значительное продвижение на пути  познания ее сути. Мы постараемся набросать общие контуры проблемы.
Для начала следует выяснить, что собой представляет явление неразрешимости вопроса, явление, встречающееся довольно-таки редко, потому что, во-первых, далеко не каждый человек с этой проблемой сталкивается, и, во-вторых, если и сталкивается, то обычно лишь  раз в жизни. Исключительность этого явления также заключается в том, что человек до самой смерти не знает правильного ответа. В его жизни возникает такая ситуация, которая требует распутать клубок противоречий, скопившихся в его душе, дилемма сама по себе мучительна, разрешение же ее приносит еще большие боль и страдание. Дилемма обычно связана  с высшими ценностями индивида, которые он для себя установил. Это противостояние может быть заключено в категории  индивидуального-общего, индивидуального-индивидуального или общего-общего.
Для большей ясности, мы проиллюстрируем нашу мысль примером из одного рассказа. Главный герой, незаконнорожденный сын жреца, узнает о заговоре против своего отца, участниками которого являются представители военной знати. Умерщвление верховного жреца, правителя государства, чревато волнениями рабов, борьбой за власть, запустениями храмовых хозяйств, интервенцией иноземцев. Таким образом, это общая категория, которая противостоит индивидуальной - молодой человек затаил серьезную обиду на отца за  невнимательность и небрежение, которые верховный жрец  к нему проявил.  Эта обида не позволяет ему разоблачить заговорщиков. Герой мучается и пытается выбрать правильную дорогу на этой развилке, но обстоятельства складываются так, что заговор успешно реализуется, пока он сомневается, как ему поступить. В результате острое чувство вины отравляет дальнейшую жизнь молодого человека.
На этом примере мы видим, что победила индивидуальная категория, не давшая герою исполнить свой долг. Но не стоит делать поспешный вывод, будто бы победа общего над индивидуальным приносит умиротворение и покой. Совсем нет, как мы это увидим на следующим примере, взятым также из одного рассказа.
Действие происходит в двадцать втором веке в Европе, завоеванной арабами. Главный герой - немец, сын вольноотпущенного раба, задается целью уничтожить владычество мусульман и для того поступает на военную службу, выдавая себя за араба.  Пройдя путь от солдата до младшего лейтенанта, он знакомится с другим офицером, и вскоре они становятся друзьями. Им поручают совместное задание: нужно доставить секретную информацию генералу. Но события разворачиваются так, что на половине пути главного героя разоблачают. Наступает кульминация, неразрешимость вопроса гипертрофированно остра. С одной стороны, дружба (индивидуальная категория). С другой, цель и смысл жизни (общая категория). Если герой пожертвует дружбой  и избавится от нечаянного свидетеля, он сможет выдвинуться и повредить систему, угнетающую европейцев. Но эта дружба с врагом искренна и чиста, и предательство  тем страшнее, что офицер, узнавший правду, все равно доверяет своему товарищу. Толчком к принятию решения служит известие об отце, казненной за убийство наместника города. Теперь уничтожение мусульманского ига это еще и завет отца. На какое-то мгновение общая категория перевешивает индивидуальную, и герой, в порыве затмения, убивает спящего друга. Вместе с ним умирает и все лучшее, что было в душе героя. Средство становится целью: добившись власти, он и не вспомнит о том, ради чего это было сделано. Однако образ преданного друга будет терзать его до конца, и в глубине души он все-таки не знает как должно было поступить в ту роковую ночь.
Страдание это признак того, что индивид сомневается в правильности своего поступка. Вопрос, заданный ему много лет назад, так и остается для него нерешенным. Выбирая тот или иной путь (или не выбирая никакой - это тоже поступок) каждый индивид, конечно, пользуется своей системой ценностей. Общим же признаком роковой дилеммы является ее неразрешимость для человека. Любой вариант для человека неправильный, любой несет в себе боль и страдания. Человек, даже на склоне лет, не может со всей полнотой окинуть ретроспективным взглядом  свою жизнь. Многое останется незамеченным, многое неизвестным, не все обстоятельства будут приняты во внимание, не все последствия могут предугаданы, не все людские мотивы могут быть известны. Дуалистичная природа роковой дилеммы предполагает умение как видеть всю картину целиком, так и вникнуть во все мелочи, ее составляющие. Роковая дилемма особенно жадна до мелочей, для нее важен малейший нюанс.
Стало быть, человеческий мозг не слишком совершенен для всестороннего познания конкретного неразрешимого вопроса и нахождения на него правильного ответа.  Но откуда же берет свое начало этот вопрос? Порождается ли он случайными обстоятельствами или же нас испытывают некие высшие силы?
Мы не станем приводить сейчас все аргументы в пользу той или  иной гипотезы, так как это бы сильно отклонило нас от нашей темы, однако скажем пару слов о второй.
Если есть какие-то высшие силы, и они не считают для себя недостойным возиться с родом человеческим, а некоторым уделяют более пристальное внимание, нежели остальным, ставя их в такое невыносимое положение, то, что хотят они в нас испытать, что проверить? Учитывая то, что разум едва ли играет какое-либо значение в этом испытании, это может быть только проверка нашей истинной природы,  нашей сущности, доброй или злой. Возможно только интуитивное решение дилеммы, добрая сущность потянется к добру, злая - к злу, и таким образом высшие силы отделяют зерна от плевел.
Но это бы значило, что для них наша душа - закрытая книга. Они разгадывают душу только по внешним ее проявлением, воздействуя на нее внешней средой. Такие умствования могут привести нас к той мысли, что эти высшие силы не так уж всемогущи, как им бы того хотелось. Однако в древности люди верили в то, что боги завидуют в чем-то выдающимся людям, которые могут с ними соперничать.
Тем не менее, сейчас предметом наших рассуждений является не зависть божества, а проблема неразрешимости вопроса, и мы надеемся, что сумели более ли менее изложить кое-какие наши мысли относительно роковой дилеммы, при этом не слишком утомив читателя. Возможно некоторые наши идеи будут восприняты им как любопытные и достойные развития, возможно он сочтет все написанное нами сущим вздором, но человек не так всемогущ, как это ему порой кажется, и мы не беремся предсказывать будущее.