И вновь я посетил... Ершов, 2011, ч. XI

Федоров Александр Георгиевич
Начало http://www.proza.ru/2012/03/16/470   

    На общем фото учителей, которое прилагалось к части 10,  нет  «живой души» нашей школы, Николая Михайловича Кадушкина.

    Мне известны некоторые факты его биографии от моей бабушки, Евгении Петровны Алиференко (Ковалевой, Коваль в девичестве), сын которой, мой дядя, Ковалев Н.П., детство и юность провел с Кадушкиным в школе.

    Многое запомнилось из рассказов директора нашей школы, Петра Лукьяновича Рожкова, в дом которого я был вхож, т.к. учился в одном классе, а часто и сидел за одной партой, с его старшим сыном, Владимиром. Что-то добавил и сам Владимир со слов отца.

    Мой дядя с Николаем Михайловичем играли в шумовом оркестре – была мода на эти оркестры до войны, в котором в качестве «инструментов» использовались различные предметы быта – стиральные доски, бутылки с водой, налитые так, чтобы вместе они составляли звукоряд. Все эти, и другие инструменты, можно увидеть в фильме «Веселые ребята» с Л.Утёсовым.

    Николай Михайлович, (Михалыч, как мы по свойски его называли в своём кругу), от природы наделённый идеальным музыкальным слухом и способностью играть на любых инструментах сразу после прослушивания какой-нибудь мелодии не только мог воспроизвести её на своём любимом инструменте (аккордеоне, причём, с вариациями), но мог также расписать партии для всех инструментов нашего школьного оркестра – гитары, мандолины и контрабаса.

    В 1941 году он добровольцем пошел на фронт, воевал пулеметчиком, потом танкистом, дошёл, как говорится, «с боями» до Праги.
    Когда вернулся после службы  без специальности, он начал работать в нашей школе на должности вначале военрука (была такая учительская специальность в то время), проводившего начальную военную подготовку (ведь от конца войны прошло всего несколько лет), и был разгар холодной  войны.

    Потом он стал преподавателем физкультуры, физ-ры, как у нас её записывали в школьном расписании и в дневнике.

    Именно под его руководством и непосредственном участии был спроектирован и построен школьный стадион на пустыре между железной дорогой и школой с беговыми дорожками, с ямами для прыжков длину и высоту, волейбольной площадкой.

   Стадион был вечерней «Меккой» всех школьных  любителей спорта, куда они регулярно по вечерам собирались поиграть в волейбол, причём таких команд обычно было несколько. Одни играли, другие болели и ждали своей очереди.
   И Михалыч почти всегда был с нами.

 
    Как-то незаметно он занял и другие, может не совсем официальные должности в школе – это и должность штатного школьного аккомпаниатора на всех школьных праздниках и руководителя школьного оркестра, состав которого постоянно менялся.
   Школьный народ в ансамбль сам «просачивался», отбирался Михалычем по способностям.

   Меня он просто пригласил как-то на репетиции оркестра в маленькой пионерской комнате, где и я потом часто присутствовал сначала «вольнослушателем». Он знал, что я учился в музыкальной школе по классу баяна.

   Комната располагалась в дальнем конце маленькой школы, справа от входа в спортивный зал. Вход туда был условно свободным.

   Проводились репетиции по вечерам или в упомянутой пионерской комнате, или в спортивном зале, если он был свободен.
   В школьном ансамбле, когда я пришел в него, уже  пели и играли некоторые одноклассники – Вовка Рожков, Славка Карпов, Борька Шурыгин (ударные инструменты), Толька Иванов (гитара), Сережка Чесноков (балалаечный трёхструнный контрабас).

   О ударных инструментах надо сказать особо. Как и когда они появились, не знаю. Состояли  из нескольких инструментов: пионерского барабана, нескольких самодельных малых барабанов, чарлстона и большой, с рябой поверхностью от ударов палочек, (явно имеющей древнюю историю), тарелки. Играли на установке или барабанными палочками, или специальными стальными щётками – на танцах. До Бориса на них лихо играл Шмелёв, с которым иногда случайно встречался в Саратове.

    Инструментальный состав оркестра менялся, в зависимости от приходящих туда музыкантов.
    До нас в составе была «серебряная» труба Вити Коваленко, высокого, худого, несколько сгорбленного юноши, с лохматой шевелюрой, который выдавал, разойдясь, такие синкопы на своей трубе….
    Кумир наших восторженных школьных девчонок, но его выбор пал в школе на дочь Михалыча, Галину, с которой мы потом дружили всем оркестром.

   Всегда отношение к оркестрантам в школе было самое уважительное, я бы даже сказал, восторженное. Пока мы не были в составе оркестра, мы с обожанием взирали на этих, почти легендарных личностей, ловили каждое их слово, реплику, передавали их друг другу. То были, повторюсь, всеобщие кумиры.

   Мне запомнилось, как Витя говорил, что своей трубой проложит себе путь в жизни. Или о том, как он надевает под магнитофонный «Rock around the clock», который являлся отправной точкой всего рока,  свои носки по утрам!
   Не знаю, как у него сложилась, жизнь.

   Желающие могут воскресить в своей памяти легендарную музыку по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=F5fsqYctXgM

   Далёкие годы, когда вспоминаешь их, припоминаются всё новые и новые подробности. Школа мне запомнилась гораздо больше, чем институт. Мы там более интересно жили.

   Как я уже писал, организовал наш школьный ансамбль настоящий музыкальный и спортивный  школьный энтузиаст, бессребреник, проводивший в школе время с раннего утра до позднего вечера, Николай Михайлович. Репетиции, выступления на концертах, смотрах, на танцевальных вечерах в школе, поездки от Районо по району и области…. Всё это сделал он, который всю свою талантливую, бескорыстную душу отдавал нам, подросткам.

   Таким он запомнился не только мне, а многим поколениям нашего школьного братства на протяжении многих лет. Низкий поклон ему за это. О нем, о нашем школьном оркестре можно почитать и по этой ссылке http://www.proza.ru/2008/05/22/347  в разделе ТАНЦЫ И ДРУГИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

    На фото он ещё совсем молодой, в военной  форме, в фуражке, стоит около входа в спортивный зал маленькой школы. На фото надпись 1958. В спортивном зале хранились атрибуты для школьных демонстраций. Справа виден ещё какой-то лозунг на палке. А слева от Н.М. Кудушкина стоит Раенко  Татьяна Яковлевна, наша химичка, биолог.


Продолжение здесь  http://www.proza.ru/2012/04/07/1042