Автографы
( Из цикла «Памятные встречи»)
Великая актриса Фаина Раневская сказала, что «Воспоминания – это богатство старости». В самом деле, какие могут быть воспоминания в молодости, разве что какие-то эпизоды детства, а в течение жизни, к старости, накапливается необъятное количество ярких событий, интересных встреч, которые находят свои ниши в тайниках нашей памяти.
Автографы, о которых я хочу рассказать, хранятся в моём архиве более пятидесяти лет. Это не росчерки пера на клочках бумаги, которые коллекционируют фанатичные любители автографов знаменитых людей. Напротив, это свидетельство общения в той или иной степени с авторами автографов, на первый взгляд в необычных, а на самом деле в обычных жизненных ситуациях.
БОРИС АНДРЕЕВ
В 40-80 годы прошлого столетия Борис Андреев входил в когорту самых знаменитых и любимых актеров советского кино. Яркий, колоритный, богатырского телосложения, с ясным добрым взглядом и необычайно выразительным, богатым обертонами басом…
Весной 1952 года Борис Андреев вместе с группой актеров, в которую входили суперпопулярная в то время Людмила Целиковская, сравнительно молодой Сергей Бондарчук
и комедийный артист Константин Сорокин, прибыли в Киев с творческими концертами- встречами, организованными Московским Бюро Пропаганды советского киноискусства.
Я был на одном из концертов, оставившим в моей юной душе неизгладимый след, и потому
до сих пор помню их имена. В то время я был студентом Киевского кинотехникума.
Администрация и комитет комсомола пригласила артистов встретиться со студентами и преподавателями. На приглашение откликнулись Борис Андреев и Сергей Бондарчук.
Но так как гостиница, в которой они остановились, была довольно далеко от техникума, и нужно было ехать с пересадкой двумя трамваями, они попросили прислать студента, который бы сопровождал их. К тому моменту я уже довольно хорошо ориентировался в городе, и когда завуч поручила мне сопровождать их, я с радостью согласился. Сейчас трудно себе представить Народного артиста, который бы с одного конца города в другой, добирался на общественном транспорте, а тогда это было обыденным будничным делом.
С трепетным волнением я направился в гостиницу на встречу с именитыми гостями, предварительно купив в газетном киоске почтовую открытку с фотографией Бориса Андреева, а фотографии Сергея Бондарчука в киоске не оказалось.
Когда я приехал в гостиницу, они видимо, ожидая меня, сидели в холле в креслах, рядом с журнальным столиком и оживленно беседовали. Я их сразу узнал и, испытывая робость, поздоровавшись, представился.
В трамвае, в салоне вагона мест не оказалось, и мы остались стоять в просторном тамбуре. Нам предстояло, с одной пересадкой не менее получаса, ехать до площади Толстого, от которой к техникуму минут десять пешком по улице Красноармейской.
На голове у Андреева была, надвинутая на лоб, клетчатая кепка с коротким козырьком. Создавалось такое впечатление, что он прячет за ним свои глаза от любопытных взглядов. Однако, ему это плохо удавалось. Своей внушительной фигурой его самого было так много в тамбуре трамвая, что остаться незамеченным он просто не мог. Его узнавали, здоровались с ним и, даже, просили автографы. Я тоже протянул ему почтовую открытку с его фотографией. Он внимательно её рассмотрел и, спросив мою фамилию, улыбнувшись улыбкой Саши с Уралмаша из любимого мною фильма « Два бойца, написал:
"БЕКМАНУ НА ДОБРУЮ ПАМЯТЬ. Расписался выразительной росписью и поставил число:
6/iv 1952г. Киев"