О техническом прогрессе

Сергей Станиловский
О техническом прогрессе

Как нам познать этот мир? Через посредство науки, путем наблюдения за объектами внешнего мира при помощи исследовательских приборов, или же через внутреннее самосовершенствование?..
Стать сторонними наблюдателями всего, что происходит на земле, которым, чтобы познать предмет, необходимо разъять его на части, или приобщиться высших тайн бытия через познание себя, как самого совершенного инструмента познания, о котором мы единственно может истинно свидетельствовать?..
Все чаще раздаются голоса о том, что, идя путем технического прогресса, когда жизнь ежедневно наполняется бесчисленным количеством технологических нововведений, человечество пошло ложным путем. Какие аргументы у противников развития машин? Технический прогресс дал человечеству атомную бомбу, взрывчатые и отравляющие вещества. Прогресс технический, оставляя в стороне духовные ценности, бесконечно изощрил средства уничтожения человека, которые, оказавшись в руках людей, сознание которых не менялось, по сути, со времен фараонов, унесли десятки миллионов человеческих жизней.
Другими словами, технический прогресс, как в призме, сконцентрировав людскую злобу, зависть, корысть и ненависть, тысячекратно усилил их своими средствами, не избавив, при этом, от их проклятья род человеческий. Отсюда напрашивается вывод о тупиковости развития по пути бесконечного технологического развития человеческого знания, когда человек, никак не развиваясь духовно, бесконечно совершенствует свой технический потенциал.
Далее, обилие материальных возможностей родит обилие желаний. В виду изобилия технических, материальных благ, человеку необходимо чем-то заполнить духовный вакуум – отсюда энтузиазм исследователя, стремление во что бы то ни стало покорить заоблачные выси и спуститься на дно океана. Оно превращает людей в любителей острых ощущений, для которых жизнь пресна без опасностей и приключений, превращающихся для них в наркотик, без которого они не могут жить. Обилие потребностей ставит и бесконечное число технических задач, которыми загружается человеческий мозг, отвлекающими человека от подлинного духовного развития. Конечно, человек, построив самолеты, смог соперничать с птицами, а, изобретя двигатель внутреннего сгорания, обогнал гепарда, но механические крылья, как бы совершенны они ни были, все же, уступают живым. И как бы технически не был усовершенствован аппарат, чем более он сложен, тем выше вероятность, что рано или поздно он даст сбой. Ежедневно, помимо планомерно и сознательно уничтожаемых современным оружием людей в очагах локальный войн, технический прогресс уносит тысячи, десятки тысяч жертв, уничтожаемых катастрофами поездов, самолетов, автомобилей и прочих средств, позволяющих ему двигаться быстрей, чем дано от природы. Конечно, человек научился перелетать через океан и совершать путешествия за несколько часов, на которые раньше уходили месяцы. Но за это заплачено жизнью сотен тысяч, ставших жертвами катастроф, а стоит ли, вообще, весь технический прогресс 1-й человеческой жизни?.. Цена несоизмеримая, Ибо всякий человеческий труд оценивается в денежном эквиваленте, жизнь же человеческая бесценна. И конечно, Создатель человека, Творец Вселенной не безразличен к тому, что Его дар людям – человеческая жизнь – столь легкомысленно приносится в жертву сиюминутным целям, каковые есть ни что иное, как игра страстей в человеческой душе. Технический прогресс не очищает души от скверны, но напротив, становлением бесчисленных технических задач лишь отвлекает человека от обретения внутренней свободы, чему свидетельство – расцвет порока в современно мире: наркомании, алкоголизма, преступности,  сексуальных извращений, от которых не свободна ни одна из самых развитых современных индустриальных держав. Технический прогресс не решает внутренних духовных проблем, которые являются главным препятствием единения человека с Богом.
Цель жизни, исходящая из этого единения, должна быть сформулирована, как приход человека к Богу и как следствие, - к гармонии с собой и Богом вопреки царящим законам окружающей действительности, пребывающей по сей день во власти сатаны.
Остальные цели жизни – власть, успех, положение в обществе – все то, что дает т.н. технический прогресс, должны быть признаны не главными, вторичными, т.е. такими, каких может и не быть. Ведь что такое наркомания и алкоголизм? Это желание в отсутствие внутренней, духовной свободы обрести суррогат ее, видимость душевной раскрепощенности – лишнее подтверждение того, что технический прогресс, не давая решения основных, внутренних проблем человека, является лишь изощренным орудием в дьявольских руках, удесятеряющим его возможности не дать человеку прийти к Богу.
Теперь о каких же преимуществах технического прогресса говорят его защитники?
Достижения медицинской науки позволило спасти от смерти тех, кто еще в недавнее время был обречен на умирание. Но ведь и болезни современного человека, - это тоже косвенное влияние последствий прогресса – влияние отвратительной экологии, а также нагнетание атмосферы страха и ненависти, как следствие разделенности людей в больших городах, порождаемых изобилием материальных благ, даруемых прогрессом. Прогресс есть следствие стремления к материальному и душевному комфорту, дарующему столь обильную пищу для самоудовлетворенности.
Когда эти цели уходят на 2-й план, а на 1-й выходит радение прежде всего о собственной душе – выстраданное и никогда не популярное у окружающих решение – перед человеком встают совсем иные приоритеты. «Раздай свое имущество нищим», «легче верблюду пролезть сквозь угольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное», - сказано в Библии – этой наиболее издаваемой и наименее читаемой в современном мире книге, ибо современный, рациональный, цивилизованный мир, в котором человек хочет заранее знать, во сколько и по какому валютному кусу ему обойдется каждое душевное движение, как нельзя более далек от мудрости тысячелетий. Жизнь первых христиан был проста и мужественна, жизнь нынешних, раздробленных невообразимым количеством конфессий, объявляющих себя каждая единственно верно трактующей учение Христа, - многоукладна и вместе с тем наиболее духовно бедна.
Далее, сторонники прогресса говорят, как о его достижении, о распространении культуры и просвещения, благодаря подъему уровня жизни, но, во-первых, подъем уровня жизни как раз не приобщает, а наоборот, отвращает от духовных ценностей, - человек, считающий себя вполне самодостаточным, живет в своем узком мирке и не желает интересоваться ничем, что происходит вне его (пример тому – благополучная Америка, в которой жители практически не читают книг), а во-вторых, религия содержит в самой себе и мудрость, и знание, и просвещение. И чистота нравов в обществе, основанная на служении Богу, сама по себе являлась бы лучшим проводником просвещения и прогресса в независимости от ТV, компьютеров и типографского станка, даже если бы духовную литературу пришлось бы переписывать вручную. Важно наличие духовной жажды у паствы, стремление к приобщению духовных ценностей, а не обилие информации о них. В современном же мире мы наблюдаем как раз противоположную картину – предельная насыщенность рынка культурных ценностей и в абсолютном большинстве полное равнодушие к ним современной аудитории, погрязшей в трясине изобилия технических знаний.
Господь дал 2 главные заповеди, которыми должно исчерпываться все знание мира, не соскальзывая в область бесконечной риторики:
1. Возлюби Господа всем сердцем и всеми помыслами своими» и
2. «Возлюби ближнего своего, как самого себя!», все остальные т.н. «Специальные знания» от лукавого, уводящего человечество на его путях пустого умствования с пути Истинного.

10-11.09.99 г.