131. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. Старец ИЛИЙ

Василий Иванович Агошков
131. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.


Уроженец деревни Редькино
Орловского района
Алексей Афанасьевич НОЗДРИН,
он же схиархимандрит ИЛИЙ –
Духовник Святейшего Патриарха Московского
и Всея Руси КИРИЛЛА
 
 
ДУХОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ. Старчество на Руси было обращено не только к монашеству, но и к мирянам. В XIV столетии, когда Русь изнемогала под иноземным игом, родился духовный вождь своего народа – преподобный Сергий, игумен Радонежский. В его монастыре было положено начало нравственного, а затем и политического возрождения русского народа.


Во время Смутного времени затворник Борисоглебского монастыря старец Иринарх благословил князя Дмитрия Пожар-ского идти освобождать Москву от поляков и литовцев. Во время реформ царя Петра I, имевших целью перестроить Русь на за-падный манер, погасить огонь старчества не дал пришедший с Афона Паисий Величковский. Старцы Почаевской лавры, Пско-во-Печерского монастыря и Глинской пустыни. И конечно, Опти-на – столетие духовного окормления всех слоёв Российского общества.

Иеросхимонаха Амвросия называют столпом оптин-ского духа. Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий, Сера-фим Звездинский… Наше время тоже дало целую плеяду «стари-ков»: Кирилл (Павлов), Николай (Гурьянов), Иоанн (Крестьянкин), Зосима (Сокур). В их числе своё, особое место занимает схии-гумен Илий, являвшийся на протяжении 20 лет братским духов-ником Оптиной пустыни. Ныне он находится в Переделкино, яв-ляясь Духовником Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. (Сведения из Интернета).
 
 
СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ. «Родился Батюшка на Орловской земле, в селе с очень красивым названием Становой Колодезь, в крестьянской семье. Отец – Афанасий Иванович Ноздрин, мама – Клавдия Васильевна. Село было зажиточным: в конце XIXв из 300 домов только 4 не имели печных труб и топились по-чёрному. Новая власть оставила на малой родине отца Илия свои кровавые отметины: одних только селян по фамилии Нозд-рин, уроженцев Станового Колодезя, было репрессировано 10 человек.

(По нашим данным, 8 – становоколодезьцев, а всего по области – 19 Ноздриных.-В.А.)

Среди них крестьяне, председатель колхоза, слесарь, сторож, монтёр связи, железнодорожник.
И инокиня Ноздрина Александра Михайловна, 1893 г.р., насельница Введенского женского монастыря в Орле, разо-гнанного в 1923г. Осенью 1937г монахиня была арестована в Становом Колодезе и осуждена на 10 лет ИТЛ с такой формули-ровкой: «Являлась участницей к-р (видимо: контрреволюционной.-В.А.) церковно-фашистской организации, имела связь с поль-ским костёлом в целях борьбы с Советской властью».
Судьба её не известна.
 

ЖЕЛЕЗНЫЕ САПОГИ. – «Дед Батюшкин по имени Иван, – рассказывает директор детского приюта «Рождественский» Анд-рей Завражнов, духовное чадо отца Илия, – категорически не хотел вступать в колхоз. Тогда ему было сказано: – «Не хочешь строить «счастливую жизнь», отправляйся со всей семьёй на ху-тор!». Он так и поступил, построил дом. Но и там семью достали – пришлось возвращаться и поселиться в Редькино».

(17.01.1969г данная деревня стала …улицей села Становой Коло-дезь. Таким образом Брежневская власть «боролась с неперспективным населённым пунктом». Всё, что чиновникам удалось сделать, – это ликви-дировать соседний посёлок Крюковку. Редькино же уцелело, но ценой потери своего имени, деревня стала улицей села Станового Колодезя… Об этом читайте мой очерк «ОбРЕТение Рубежа».-В.А.).

   
«Старшим из детей в семье Афанасия Ноздрина был брат Иван. Александр умер в годовалом возрасте. Алексей, будущий о.Илий, родился в 1932г. Потом на свет появились Сергей и Ан-на, скончавшаяся на операционном столе от порока сердца, лет 20 от роду. Брат Иван умер в Клыково в 2004г, Сергей скончал-ся в 2008.

Дед Батюшки отрицательно относился к мероприяти-ям новой власти. Особенно это касалось «сплошной коллективи-зации». В знак протеста, что людей насильно отрывают от своего уклада, дед Иван сварил себе железные сапоги и в них ходил по деревне. Мог прямо сказать: «Я самому Сталину за правду голо-ву оторву!». И ему – ничего не было. Иван Ноздрин являлся ста-ростой Покровской церкви в Становом Колодезе.


 
Вместе с настоятелем ходили по дворам – просили деньги на храм. Когда в бедной семье, не дай Бог, священник пытался что-то получить, дед Иван очень строго говорил: – «Ты должен им дать, а не они – тебе!». За справедливость – горой стоял. И Иван Афанасьевич, брат Батюшки, таким же правдолюбцем вырос, весь в деда, – заключает Андрей Викторович. – Умер дед Иван в 1942г. Он не смирился с новыми порядками и работал частни-ком: лудил, паял – чинил кастрюли и прочую кухонную утварь».
 
 
ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ. «Отец Батюшки в первый год войны ушёл на фронт. Призывался Орловским РВК. После тяжёлого ра-нения рядовой Афанасий Ноздрин скончался во Владикавказ-ском госпитале в 1942. (По данным МО – 16.12.1941г). Алексей рос очень религиозным. Была в нём некая Божья отметина. Ре-бята постарше смеялись: «Вот Алёшка Божественный пришёл». Крестили его не дома, а в д.Лукино, что в нескольких верстах от Станового Колодезя, в деревянной церкви. В 2000-х здесь, в Лу-кино, по благословению схиигумена Илия будет поставлен тоже деревянный храм – во имя Преображения Господня».
 

//Эти данные имеются в Интернете. Лукино есть в Богодуховском сельском поселении Свердловского района. Но населённый пункт далеко от Редькино. И откуда в деревне Лукино – церковь?! Скорее всего, крести-ли в соседнем селе Луплено: именно здесь заканчивается возведение деревянного храма. Сейчас это село Калинино.-В.А.//
 
 
– «Его Лёшей звали, – вспоминала Александра Падурова. – У меня брат был с 30 года, бывало, смотрит в окно и говорит: «Лёшка молиться бежит». В летнее время ходил тот босиком, а ботиночки наперевес носил. Сядет на краешке, обуется и только тогда идёт молиться. Его так и звали: «Алексий, Божiй человек».

В 1947, или 1948г о.Илий с братом Иваном поехали на за-работок, подрядились за хлеб. А время было голодное, из мёрз-лой картошки оладьи делали. Возвращались из Брянска. На во-кзале в Орле, где они ночевали, братьев обокрали. Дома Ба-тюшка со слезами молился перед Казанской иконой Богороди-цы. Потом вышел из хаты и направился в сторону железнодо-рожного полотна, проходящего за огородами.

Шёл, ни о чём не думая. И вдруг увидел чистый рушник, лежавший на земле, а на нём… пшеничный каравай. Горячий! Потом вся семья вкушала этот необыкновенный хлеб».
– «Это Матерь Божия послала в утешение!» – говорил Ба-тюшка духовным чадам.

«В мае 2007г в Богородично-Рождественской девичьей пустыни (с.Барятино Калужской обл.) сгорел сестричий корпус. Игуменья Феофила (Лепешинская) съездила в Оптину, к схиигу-мену Илию. Выслушав её рассказ о пожаре, отец сказал: «Золото очищается огнём». И вспомнил, как в детстве спалил родитель-ский дом.

Зимой, в декабре, читал он с братом (книгу) на печке при керосиновой лампе. Отроки не заметили, как загорелся по-толок. Бог не оставил – построили новый дом. …Перед прощани-ем отец Илий попросил матушку Феофилу подождать немного. И вскоре принёс, ничего не объясняя, 210 тыс. руб. – на стройку».
 
 
ПЛАНШЕТ ДЛЯ РОКОССОВСКОГО.
Рассказывает Андрей Завражнов:
– «Батюшка молился вне дома, как вдруг мимо на мото-цикле проехали пьяные немцы и потеряли планшет. В нём ока-залась карта укрепрайона на Курской дуге. 11-летний мальчик показал карту взрослым, а те переправили её нашим – фронт был недалеко. Утром фашисты стали прочёсывать окрестности».

– Когда они вошли в хату, – говорил о.Илий, – то на мне волосы, как шапка на воре, горели. Было ощущение, что немцы знают, кто именно подобрал этот планшет.
«Известно, что командующий Центральным фронтом мар-шал К.К. Рокоссовский, пользуясь информацией из 4-х незави-симых источников, нанёс 05.07.1943г по позициям Вермахта мощный упреждающий удар».
«Насколько мы можем судить, одним из 4 источников ин-формации и был планшет, подобранный Алексеем Ноздриным».

   
«ОТСТУПНИЧЕСТВО». «Обучался будущий насельник Печор, Афона и Оптины в Серпухове, образование получил техническое – в стенах Машиностроительного техникума – одного из самых первых учебных заведений города. Отец Илий с 1955 по 1958 годы учился в Серпуховском механическом техникуме. Кроме техникума, была в жизни Батюшки и служба в армии».
 

 
ОТЕЦ ИОАНН КАМЫШИН. – «После техникума, – рассказы-вает отец Илий, – я по распределению попал на работу в г. Ка-мышин Волгоградской области. Единственный храм – святителя Николая. В нём настоятелем был протоиерей Николай Потапов, отсидевший Сталинские лагеря, десять лет. Служил там и прозор-ливый батюшка – мой первый духовник о.Иоанн Букоткин.

Фронтовик. Гвардеец. Кавалер ордена Славы III степени. Воевал на Третьем Белорусском фронте и в Восточной Пруссии, был тяжело ранен в ногу и плечо. Ещё в Астрахани прихожане однажды увидели, как он во время литургии в храме поднялся на воздух и завис над полом. Все были поражены этим чудом».
 

СОТРУДНИК ВЛАДЫКИ НИКОДИМА. «Своё духовное обра-зование отец Илий закончил в Северной столице: туда его пере-вели из Саратова – после закрытия Хрущёвым 5 семинарий, в т.ч. и Саратовской. И в Санкт-Петербурге принял Илий иноческий чин. Имя было ему дано – Илиан, что означает «Солнечный». Был и ещё один постриг – в великую схиму, и новое имя – Илий, т.е. «Солнце». Благословил о.Илия на иночество его первый духовник – о.Иоанн Букоткин. Постриг совершил митрополит Никодим, он же рукополагал Батюшку в дьяконы и священники».

– «Очень многое сделал владыка Никодим в те времена, – отзывается о нём о.Илий, – когда власть душила Церковь. Из-вестно, что Н.С.Хрущёв обещал показать «последнего попа». С 1959г началось закрытие приходов и монастырей. Только в РСФСР перестали действовать 10 тысяч церквей. Начались аре-сты активистов.

Митрополит Никодим удерживал ситуацию на своих плечах… – ценой трёх инфарктов. Своему сотруднику вла-дыка Никодим говаривал: «Мы с тобой родственники: ты – Нозд-рин, а я – Ротов». //Обыгрываются слова «ноздри» и «рот».-В.А.//.
 
  *

Справа виден родительский дом старца Илия (А.А. Ноздри-на). На обочине трассы Орёл-Тамбов стоит мой одноклассник, в то время Глава Станово-Колодезьского сельского поселения, Ва-силий Васильевич Пресняков.

Внизу, страница 263, – бывшее правление колхоза «Власть Советов». Сейчас здесь магазин. Находится он между 17 и 18 км дороги Орёл-Тамбов. Сзади строения, метрах в 250-300, распо-лагается заболоченный исток ручья под именем Становой.

Как полагают местные жители, именно этот ручей-колодезь и стал родоначальником села Становой Колодезь-Бутырки тожь.
Видимо, Бутырками, то есть на отшибе, Становой Колодезь стал для жителей села Большая Куликовка, откуда переселилась часть большекуликовцев.
*
Западная часть ручья Становой была заселена в древности, так как именно здесь есть Селище, неук-реплённая территория. А коль есть Селище, то должно быть и Городище, то есть город.


Ещё на одном фото (2-е снизу, стр. 263), жители деревни Редькино – Василий Александрович Бакин (слева), Андрей Сер-геевич Ноздрин (племянник батюшки Илия) и Василий Василье-вич Пресняков (справа).  Фото – В.И. Агошков
 
 *
В ПЕЧОРАХ. «10 лет жизни схиигумена Илия связаны с Псково-Печерским монастырём. Насельником его Батюшка стал при архимандрите Алипии (Воронове), который управлял Печо-рами с 1959 по 1975 годы. Тогда в монастыре большую часть братии составляли участники войны. Именно они отстояли оби-тель и одержали духовную победу!»

– «В Печорах я пробыл 10 лет, – говорит о.Илий. – Мона-стырь никогда не закрывался. В тот период к нам хлынул боль-шой поток людей…  Вот что такое Бог и сила молитвы! «Небо близко – просить не умеем!» – утверждал Амвросий Оптинский».

«Мне запомнилась одна экскурсия в …пещеры, которую провёл иеромонах Илиан (Ноздрин) в 1968 году, пишет в своей книге «Будьте совершенны» архимандрит Тихон (Секретарёв). Мы шли со свечами, пели «Святый Боже … прикладывались к мощам Преподобных.
Всё это было совершено молитвенно, благоговейно».

«…Несколько слов о маме о.Илия. Батюшка постриг её в монашество с прежним именем Клавдия. После гибели мужа она так и не вышла второй раз замуж, занимаясь детьми и хо-зяйством. На могильном кресте в Становом Колодезе Батюшка написал проникновенные слова из Апостолов: «Спи, дорогая…»

//Из Интернета, с нашей редакцией и дополнениями.-В.А.//.