Концепция познания

Руслан Шуканов
Предисловие.
 
 Все возможные совпадения с работами других философов по объективным причинам являются только лишь совпадениями. Все примеры утрированы и возможно комичны для более наглядной иллюстрации. Буду признателен за конструктивную критику или развитие моей «идеи».

 ***

 Основным понятием этой концепции познания является информационная вселенная, то есть совокупность всей существующей информации и потенциальная возможность её появления. Информационная вселенная в свою очередь делится на четыре «мира»:

 1) Мир субъективных понятий
 2) Мир усреднённой субъективности (условная объективность)
 3) Мир контекстной субъективности
 4) Мир сущности объекта

 Мир познаётся до определённой степени. Познаваемость мира ограничивает человеческое сознание неспособное выяснить и понять все законы вселенной. Мир познаётся чувствами, разум синтезирует и структурирует знания. Знания образуют опыт. Опыт может либо способствовать познанию, либо помешать, всё зависит от источника знания и степени подготовленности разума. Знания, полученные от посредников (они прочувствовали, познали, изложили (исказили) или узнали искажённое и ещё более исказили). Таким образом, в информационной вселенной накапливаются искажения информации. Бороться с искажениями можно при помощи предоставления знания и инструментов его восприятия (способы расшифровки информации и её систематизации).
  Первичными источниками могут выступать как сами объекты восприятия, так и усреднённые характеристики, основанные на множественных и подробных описаниях объекта. Чем больше описаний, тем точнее передаётся информация. Информация – есть зашифрованное восприятие, которое существует только, если есть её синтезатор (источник) и интерпретатор (познаватель, дешифровщик).


 1. Мир субъективных понятий.
 Разум, познающий самостоятельно, формирует своё представление о предмете (может использовать инструменты освоенные им и доступные ему). Он формирует собственное субъективное понятие предмета в зависимости от своих возможностей и инструментов, которыми располагает. Познающий определяя свойства объекта и систематизируя их, определяет вместе с тем и его полезность, и сферу применения по отношению к себе, другим людям и окружающему миру. То есть субъективное понятие – это личное представление человека о предмете, основанное либо на собственном опыте, либо на восприятии условной объективности (стереотипов).

 2. Мир усреднённой субъективности (условная объективность)
 Форма понятия, об объекте полученная извне. Источником понятия является культура, информация изложенная другим человеком на основе понятия, которое большинством признаётся истинным. Понятие может переходить в знание незамедлительно и без изменений, либо подвергаться критической оценке, анализу и переосмыслению. Информация, усвоенная подобным образом с высокой долей вероятности подвергается искажению  и формирует неверное понятие об объекте.
 Введём понятие стереотипа как основную структурную единицу мира усреднённой субъективности. Стереотип – это знание принимаемое большинством за истину вне зависимости от того, является ли оно истинным или нет. Стереотипы могут различаться в зависимости от культуры.
 Стереотипы, как массовое явление, могут оказать как позитивное, так и пагубное воздействие на познающего. Так, например, стереотип о том, что контакт с горячей водой вызовет болезненные ощущения и нарушит целостность кожного покрова, избавит познающего от испытания этого воздействия на практике, так как бесчисленное множество людей испытывало это на себе и передало эту информацию максимально объективно. Максимизации объективности способствует то, что ощущения от соприкосновения с горячей водой вызывают более или менее определённые последствия, которые очень слабо варьируются.
 Негативное последствие усвоения стереотипов можно проиллюстрировать на примере антисемитизма. В истории сформировался негативный стереотип восприятия евреев, в виду их нежелания ассимилироваться и перенимать чужие устои. Познающий, усваивая антисемитские воззрения, негативно относится ко всем евреям, хотя сам он, разумеется, не знает лично всех евреев, и тем более не знает свойств их личности. Антисемит обвиняет евреев во всех своих и чужих бедах, хотя все евреи не стремятся и не имеют такой возможности, ему навредить  и более того не подозревают о его существовании. 

 3. Мир контекстной субъективности.
 Разные объекты воспринимаются разными познавателями в разном контексте восприятия. Информация об объекте искажается в зависимости от контекста, в котором находился объект и познающий. Внутренне состояние познающего в момент познания накладывает отпечаток на конечный итог познания, называется внутренним контекстом. Внутренний контекст искажает как саму информацию, так и познание формируемое ею. Он искажает понимание информации посредством придания ей дополнительного сопутствующего эмоционального оттенка. Эмоциональная окраска закрепляется в виде ассоциаций, но такой эффект проявляется не систематически, и зависит от типа личности познающего. Внешний контекст – это среда и условия, в которых познаётся объект. Контекстное субъективное представление может закрепляться не только на уровне личности, но и на групповом уровне, например негативное отношение к атомной энергии в контексте использования её в военной сфере применения (одностороннее восприятие объекта, приводящее к существенному искажению).
 Степень восприятия информации искажается в зависимости от авторитетности источника по отношению к познавателю. Чем выше авторитет – тем больше вероятность того, что познаватель усвоит переданную ему информацию именно в том виде, в каком её выразил авторитетный источник, или с несущественными искажениями.

 4. Мир сущности объекта.
 Истинная сущность объекта неопределима, так как объект воспринимается познавателем в контексте собственного состояние, через призму уже имеющегося опыта и инструментов познания. Можно выделить понятия, которые познаются инстинктивно и уже заложены в сознание человека как биологического вида (плачь младенца в качестве сигнала сородичам).
 Много вариантность назначений объекта приближает познание его сущности к недостижимому идеалу, так как сущность – это комплекс свойств и предназначений объекта. Непостижимую множественность назначений объекта можно выразить в следующем примере. Через несколько миллионов лет, пролетающий мимо Земли летательный аппарат, выходит из строя из-за поломки одной из деталей. После аварийной посадки на Земле, бортмеханик аппарата отправляется на поиски возможной замены сломанной детали. Он  останавливает свой выбор на обычном камне, массой в 2 килограмма, размером с дыню. Ему удаётся починить корабль, и они улетели колонизировать планету в соседней галактике. Таким образом, самый заурядный земной камень послужил колонизации целой планеты, и это стало открытием одного из предназначений камня, о котором до этого мы и не могли подумать.