REX LUPUS DEUS
Светлой памяти Льва Николаевича Гумилева
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
С выходом на международную арену пророка новой, крайне воинственной, религии, ислама - это слово в переводе с арабского означает "покорность" (Богу) - Магомета, или, точнее, Мухаммеда (буквально: "Достохвального"; так был прозван своими арабскими последователями житель города Мекки Абу аль-Касим бен Абдалла(х) ибн Абд аль-Муталлиб ибн Хашим из древнего рода Хашимитов, или Гашимитов, входившего в племя корейшитов) изменились весь ход истории и весь облик Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока - колыбели христианства.
Ислам наложился на все предшествовавшие ему древние культуры и народности Востока, и, после утверждения своего господства над ними, дал им новый Закон, изложенный в Коране. В 622 г. Христианской эры произошло бегство (арабск.: Хиджра) Мухамммеда из его родного города Мекки (где ему угрожала кара за проповедь нового вероучения) в город Ятриб (Медину), издавна конкурировавший с Меккой (не зря говорят, что "нет пророка в своем отечестве"). А к моменту смерти Магомета в 632 г. Христианской эры (или 10 г. Хиджры, по новому мусульманскому летоисчислению) пророк, окруживший себя необычайно фанатичными и храбрыми людьми, порвавшими ради него и новой веры все семейные и родоплеменные связи, был уже повелителем всего Аравийского полуострова. Его воины (охваченные религиозным пылом "провозвестников нового мира" и уже имевшие многолетний опыт службы в войсках соседних государств, с которыми теперь вознамерились воевать) устремили свои взоры как на зороастрийский Иран, так и на христианский Запад, намереваясь нести на остриях мечей учение своего пророка и туда. Халиф (наместник пророка) Омар, друг и советник Мухаммеда, в 638 г. вступил в Иерусалим.
У нас почему-то принято считать, что мусульмане еще при Мухаммеде сражались под "зеленым знаменем ислама" (или под "зеленым знаменем пророка"). Между тем, никаких вразумительных данных на этот счет не существует. Известно лишь, что зеленым было боевое знамя не Мухаммеда и не его преемников - первых "праведных халифов" (соратников и родственников пророка) - а халифов династии Омейядов (Умайядов), пришедших к власти в лице Моавии (Муавии) ибн Абу Суфьяна и перенесших столицу из Медины в Дамаск (впоследствии зеленое знамя присвоили себе, вместе с титулом "халифа правоверных", султаны-падишахи турок-османов). Сменившие Омейядов на престоле, в результате военного переворота, халифы из династии Аббасидов подняли над своими владениями знамя не зеленого, а черного цвета. А еретики (с точки зрения ортодоксального - суннитского - ислама) - измаилитские халифы из династии Фатимидов, захватившие Северную Африку (Тунис) и Египет (Миср), сражались под знаменем белого цвета. Выделившиеся, в свою очередь, из среды измаилитов новые сектанты - карматы (батиниты) - подняли свое собственное, красное знамя. Впоследствии очередные сектанты - низариты пользовались всеми четырьмя знаменами (зеленым, черным, белым и красным - эти цвета, между прочим, до сих пор встречаются почти на всех флагах арабских государств). Не лишенным интереса представляется в данной связи и принятый в активно противостоявшем мусульманским правителям в Сирии и Палестине, но в то же время поддерживавшем тесные контакты с низаритами, военно-монашеском Ордене храмовников-тамплиеров обычай непременно возжигать на капитулах (орденских собраниях) четыре традиционные свечи (черного, белого, зеленого и красного цвета).
К изложенному выше следует добавить еще один момент. Говоря о знамени пророка Мухаммеда и знаменах его преемников-халифов (да и вообще об арабских боевых знаменах), следует проводить различие между двумя типами знамен, один из которых назывался у арабов "лива", а другой - "райя". Название "лива" носил личный штандарт предводителя (шейха) арабского войска (после принятия ислама - пророка Мухаммеда, а впоследствии - его наместников-халифов), название же "райя" (буквально - "стадо", "паства", чьим "пастырем", или "пастухом", выступал предводитель) - знамя войска, которым он командовал. Так, например, "лива" предводителя арабского племени корейшитов (из которого, как упоминалось выше, происходил сам Магомет) представляла собой два черных прямоугольных вымпела с округлыми концами, прикрепленными к древку на некотором расстоянии один над другим, а "райя" корейшитов - белое прямоугольное полотнище с золотой каймой, усеянной белыми кружками, и двумя черными косицами по краям. "Райя" племени Бену Гассан - прямоугольное трехполосное красно-желто-красное полотнище с белой каймой. "Райя" гадрамаутских арабов - белое прямоугольное полотнище с зеленым полумесяцем, желтой каймой и тремя косицами - двумя черными по краям и одной белой посредине. Если верить некоторым источникам (например, книге Вячеслава Олеговича Шпаковского "Рыцари Востока"), то "лива" (у Шпаковского она почему-то называется "лайва") пророка Мухаммеда представляла собой черное, с белой каймой по краям, прямоугольное полотнище с двумя черными косицами по краям, а его "райя" - два белых прямоугольных вымпела с округлыми концами, прикрепленные к древку на некотором расстоянии один от другого. "Райя" первых сподвижников пророка - "праведных халифов" - представляла собой трехполосное черно-желто-черное прямоугольное полотнище с белой каймой (обрамлявшей не только края знамени, но и отделявшей друг от друга его верхнюю черную, среднюю желтую и нижнюю черную полосы) и с двумя желтыми косицами на конце средней желтой полосы (при этом желтая полоса была на две трети шире верхней черной полосы и на одну треть шире нижней черной полосы). "Лива" халифа Моавии ибн Абу Суфьяна представляла собой древко с прямоугольным красным вымпелом, под которым на некотором расстоянии был укреплен такой же формы и такого же размера белый вымпел (оба вымпела имели на конце две косицы), а его же "райя" - зеленое прямоугольное полотнище (о нем, как о знамени Омейядов, нами уже упоминалось выше). Многие мусульманские знамена были украшены богатой вышивкой и буквально испещрены исламскими религиозными надписями на арабском языке (обычно сурами Корана) и геометрическими узорами. Кстати, по утверждению целого ряда военных историков, знамя в красно-белую или в черно-белую клетку (последнее представляло собой один из вариантов боевого знамени упомянутого выше христианского Ордена тамплиеров - "Босеан"), так называемый "шатранг", "чатранг" или "чатрандж" (букв.: "шахматная доска"), было впервые введено не на христианском Западе, а в мусульманской Испании (Андалузии, или, по-арабски, "стране Аль-Андалус").
В качестве навершия мусульманских знамен (как и в качестве эмблемы на щитах воинов ислама) часто использовался магический знак-оберег, так называемая "рука Фатимы" (дочери пророка Мухаммеда, супруги "хызрата" Али). Но это так, к слову...
По авторитетному мнению Л.Н. Гумилева (оценку которым Ордена тамплиеров мы - при всем уважении к трудам и к памяти покойного - все-таки не можем не признать пристрастной и несправедливой), мусульманская религия представляет собой, в сущности, вариант раннего, дособорного христианства, почерпнутого мекканцем (и, соответственно, провинциалом) Мухаммедом из разговоров с караванщиками и купцами, приходившими в торговые города Аравии и, в том числе, в его родную Мекку, из богатых мегаполисов тогдашнего средиземноморского мира - метрополий Восточной Римской (Ромейской, или Византийской) империи - Пальмиры, Антиохии и Иерусалима. То христианство, которое они проповедовали, было особой христианской ересью - савеллианством, или учением Павла Самосатского (проповедью строгого единобожия, согласно которому Иисус был человеком, пророком, но не Богом Сыном, единосущным Богу Отцу) и модализмом (учением о проявлении Единого Бога в разных лицах - в отличие от утвержденного Никейским Вселенским собором христианской церкви учения о Hераздельной и Неслиянной Божественной Троице). Это лжеучение было отвергнуто еще Никейским собором, но сохранилось и после Никейского Собора в Сирии и Аравии). Приняв эту христианскую ересь за подлинное христианство, Мухаммед и вообразил себя проповедником истинной веры в Бога Ибрагима (Авраама), Иcхака (Исаака) и Якуба (Иакова), искаженной как современными ему талмудистами-иудеями, так и христианами господствующей у ромеев-византийцев православной церкви (в ту эпоху православную веру исповедовали христиане не только Востока, но и Запада; разделение христианской церкви на римско-католическую и греко-кафолическую, или греко-православную, произошло лишь в 1054 г., да и после этого официального акта взаимного отлучения от церкви папы римского и Патриарха Константинопольского, еще долго носило формальный характер).
Говоря об исламе как религии и об изначально присущем этой религии стремлению к экспансии, необходимо учитывать следующее обстоятельство.
С точки зрения ислама весь обитаемый мир подразделяется на три "области":
1)"Дар-уль-Ислам";
2)"Дар-уль-Харб";
3)"Дар-уль-Сульф".
Это три «области», модель которых определяет три "подобласти", особый правовой, морально-нравственный и гуманитарный режим действий.
"Дар-уль-Ислам" - это область, в которой проживает мусульманская община ("умма"). В этой области все устроено в соответствии с Божественными установлениями ("волей Аллаха", т.е. единого Бога, чье имя означает "Единственный").
"Дар-уль-Харб" - это область, в которой мусульмане живут под властью немусульман ("кяфиров" или "гяуров", то есть "неверных"). Там (выражаясь современным языком) "не действует обычное международное гуманитарное право". Война в этой области ведется по особым законам. Пленных не берут. Дозволено брать в заложники женщин, детей и стариков и торговать ими.
"Дар-уль-Сульф" - область, в которой (пока) нет мусульман. В отношении этой области следует в течение десяти лет соблюдать перемирие, после чего необходимо рассмотреть, что делать с данной территорией, как ее захватить и освоить.
В эпоху, предшествовавшую периоду Крестовых походов, христианская Европа стояла перед крайне опасной (для всякого верующего христианина, озабоченного не только земным существованием своей бренной телесной оболочки, но и спасением своей души) перспективой постепенного освоения и захвата мусульманскими завоевателями.
К 700 г. вся Северная Африка (принадлежавшая православной Восточной Римской, или Византийской, империи) оказалась под властью арабов-мусульман. Через одиннадцать лет арабы и обращенные в ислам берберы ("мавры") захватили обширные территории в Испании, а в 20-е гг. того же VIII в. мировая мусульманская держава - Халифат - уже простиралась от Пиренеев и Луары до Индии и Китая.
В 732 г. Христианской эры домоправитель (майордомус или майордом) франкского короля Карл Мартелл с величайшим напряжением сил разгромил в битве при Пуатье войско арабского вали (правителя) Испании Абд ар-Рахмана. Хотя мусульмане еще долгое время после этого нанесенного им поражения продолжали терроризировать своими набегами христианскую Европу, шок от неудачи при Пуатье настолько врезался им в память (вероятно, даже на генетическом уровне), что они впредь стали называть всех западных христиан (именовавшихся "латинянами", поскольку богослужение у них велось на латыни - разговорном языке западной части некогда единой Римской империи), противостоявших им на полях сражений, "франками" (со временем на развалинах распавшейся Франкской державы образовались Франция, Германия и ряд других европейских государств, некоторые из которых существуют и поныне).
Почти одновременно, в 751 г., экспедиционному корпусу арабского полководца Зияда ибн Салиха удалось, при поддержке тюркского племени карлуков (обратившихся в ислам), нанести поражение армии китайской империи Тан и положить конец претензиям китайцев на Среднюю Азию, превратившуюся в мусульманский регион (хотя и не сразу).
В результате всех этих завоеваний и побед адептов веры Мухаммеда, западная граница "державы правоверных" - арабского Халифата - в VIII в. от Рождества Христова отстояла от ее восточной границы на более чем десять тысяч миль, значительно превышая по своим размерам все предшествующие ей в мировой истории великие державы - Древнеперсидское царство Ахеменидов, государство Александра Македонского, Сирийское царство Селевкидов, Парфянское и Кушанское царства, Римскую империю и Новоперсидскую державу Сасанидов (Эраншахр, или Иран).
В завоеванных и исламизированных ими в первую очередь силой меча (и уж во вторую очередь - силой проповеди) странах мусульманские завоеватели столкнулись с высокоразвитыми культурами, которые были ими сохранены и использованы себе на потребу. Речь шла о древнейших в мире культурах, слившихся воедино благодаря влиянию древних греков и римлян, и позднее заложивших основу всей христианско-европейской культуры и цивилизации. Один из крупнейших культурных центров Древнего Мира и раннего Средневековья располагался в Междуречье (между реками Тигром и Евфратом), другой - в Египте. Территории, расположенные между ними, являлись желанным яблоком раздора между господствовавшими в Леванте державами. Это состояние могло оказаться для них чрезвычайно опасным в случае, если бы Междуречье (Месопотамия) и Египет оказались под властью одной державы, проводящей единую политику.
Во все времена, как тогда, так и ныне, Палестина в такой ситуации оказывалась как бы между двумя жерновами. Сегодня мы даже не можем представить себе, насколько богатой и процветающей была эта неоднократно перемалываемая беспощадными жерновами истории страна, некогда текшая, по выражению папы римского Урбана II, "млеком и медом", поскольку ее хозяйство, вследствие многочисленных войн, не прекращающихся и поныне, пришло за последние столетия в глубокий упадок, причем оказалась практически уничтоженной древняя оросительная система, а население было поставлено на грань вымирания. В эпоху поздней Римской империи в этой нынешней "священной пустыне" располагалось бесчисленное множество древних городов с сотнями тысяч жителей.
Уже тогда в Сирии и Палестине существовали блестящие университеты - центры утонченного образования, в полной унаследовавшие культуру и науку поздней Античности. В византийскую эпоху даже земли вокруг нынешнего Багдада были населены христианами - как православными, так и верующими, принадлежавшими к другим древним христианским церквям. Армения, Месопотамия (Двуречье, или Междуречье), Палестина, Сирия и Египет были землями, на которых раньше всего утвердилось христианство.
Хотя исламское завоевание не обошлось без неизбежных в таких случаях жестокостей, новые владыки Леванта очень скоро приспособились к изменившейся ситуации и всего через несколько поколений полностью растворились в местном населении. До самого начала эпохи Крестовых походов в Леванте существовало бесчисленное множество мелких государств, не имевших между собой ничего общего, кроме магометанской веры и арабского языка. Этот официальный государственный и священный язык, на котором велось судопроизводство и был записан Коран, объединял все исповедовавшие ислам народы от Индии до Испании и превращал их всех в «арабов» - членов единой мусульманской общины (упомянутой выше "уммы"), независимо от происхождения и даже разговорного языка.
На Западе всех мусульман именовали "магометанами" (по основателю их религии Мухаммеду-Магомету), "сарацинами" (по названию одного из мелких арабских племен, известного еще древним римлянам и игравшего определенную роль в бесконечных войнах между Римом, с одной, и аршакидской Парфией, а позднее – сасанидской Персией, с другой стороны), "агарянами" (в честь Агари - наложницы библейского патриарха Авраама, или Ибрагима, родившей ему сына Измаила) или же "измаильтянами" (в честь вышеупомянутого Измаила, считавшегося прародителем всех кочевых племен Аравийского полуострова).
У мусульман было то, чего тогда так не хватало христианскому Западу - чувство единства и относительно спокойного существования. На протяжении столетий мирной жизни во многих мусульманских, или сарацинских, землях культура достигла высочайшего расцвета. Жители мусульманских городов - потомки арабских завоевателей, слившиеся с насильственно исламизированным местным населением - стали настолько изнеженными, что предпочитали вести военные действия руками наемных воинов (преимущественно тюркского происхождения).
В эти издревле густо населенные земли постоянно совершали вторжения все новые чужеземные завоеватели, приходившие чаще всего из глубин Азии. Однако, осев на завоеванных территориях, они, как уже было сказано выше, в скором времени утрачивали свой воинственный дух. "Знамя пророка" (какого бы оно ни было цвета), выпав из ослабевших рук арабов, удивительно быстро давших развратить себя благами цивилизации, было подхвачено руками омусульманившихся персов, берберов, тюрок, курдов и других народов, утвердивших его "у стен недвижного Китая", на жарком полуострове Малакка и островах Индонезии, на берегах древней реки Ра-Итиль среди волжских булгар и в других, весьма отдаленных от Мекки, местах. Жители мусульманского Востока обладали превосходным вооружением, что не удивительно, ибо они были знакомы со всеми видами металлов и металлообработки. Им давно был известен и порох (через китайцев), хотя они еще не использовали его для стрельбы.
Подобно франкским рыцарям, сарацинские "фарисы" носили панцирные рубашки, под которые поддевали двухслойные стеганые войлочные куртки. Огромной популярностью пользовались спортивные состязания всех видов, упражнения с оружием, скачки и поединки между всадниками, покрытыми броней. По мнению некоторых исследователей, турниры были переняты западным рыцарством именно от сарацинских "фарисов" в эпоху Крестовых походов (так же, как сами арабы в свое время переняли их у персидских витязей Сасанидской эпохи), в то время, как в предшествующую эпоху под словом "турнэ" на Западе понимали не воинские ристания, не поединки с оружием, а обычные конные состязания, вроде скачек.
К Х в. п.Р.Х. политический распад некогда единой духовно-светской державы мусульман - Арабского Халифата - стал свершившимся фактом (то же самое фактически произошло и на христианском Западе с основанной Карлом Великим и возобновленной Оттоном Великим Священной Римской империей). За халифами осталась, главным образом, духовная власть над формально по-прежнему считавшейся единой "нацией ислама" - "уммой", реальная же политическая власть перешла в руки султанов.
Слово "султан" - арабского происхождения и означает "единство власти". В священной книге мусульман Коране слово «султан» используется для обозначения отвлеченного понятия власти как таковой. Именно в этом смысле следует понимать приписываемое пророку Мухаммеду изречение (хадис): "Султан есть тень Бога на земле, и у него ищет убежища всякий обиженный".
Впоследствии однако султаном стал именоваться в мусульманском мире всякий представитель светской власти, в противоположность имаму (религиозному авторитету). Хотя в дальнейшем имамы не раз объединяли в своих руках как духовную, так и светскую власть (например, имамы низаритов, имам Шамиль в эпоху Кавказских войн первой половины XIX в. и т.д.)
Впервые слово "султан" в этом новом, персонифицированном, смысле, было употреблено историком Табари по отношению к Муваффаку, брату халифа аль-Мутамида (876).
После 946 г. Христианской эры, когда мусульманские военачальники-шииты иранского происхождения - Буиды - лишили багдадских халифов из Аббасидской династии светской власти, сделавшись при них наследственными верховными главнокомандующими всех войск Халифата, "султанами" стали именовать всех светских правителей, независимо от размеров контролируемой ими территории. Сами Буиды, фактически превратившие арабский халифат Аббасидов, от которого откололись Египет (с Северной Африкой) и Испания (там образовались собственные халифаты - упоминавшийся выше Фатимидский халифат измаилитов в Египте и Северной Африке под белым знаменем и Кордовский халифат наследников прежней династии Омейядов в Испании под зеленым знаменем), в возрожденную (на мусульманской основе) Иранскую державу, присвоили себе старинный титул персидских владык из зороастрийской (маздеистской или, точнее, маздаяснийской) династии Сасанидов - "шахиншах ал азам" (по-арабски: "малик ал-мулук"), то есть "царь царей" (что соответствует римскому титулу "император").
С середины XI в. п.Р.Х., когда туркменские племена-огузы (ставшие известными под именем турок-сельджуков), свергнув власть Буидов и заняв их место светских владык при бессильных аббасидских халифах Багдада, установили свою власть на большей части Арабского Халифата (после чего, в свою очередь, достаточно быстро иранизировались), "султанами" стали называть себя только главы независимых династий (например, династии Сельджукидов), в то время как их родственники и вассалы должны были довольствоваться более скромным титулом "царь" (по-арабски: "малик", по-персидски: "шах").
Здесь конец и Господу нашему слава!