Ночной выстрел, или моё знакомство с Кущёвкой

Александр Владимирович Карпенко
Трагические события в станице Кущевской, которые были ещё недавно у всех на слуху, напомнили мне об этой давней истории  участником которой я был. Пришлось мне тогда побывать в этой станице и даже задерживать в ней вооруженного преступника. Эта история произошла в 1984 году, когда я работал в уголовном розыске:


Ночью после тяжелого дежурства шел домой участковый инспектор. Настроение у него было, что называется, никакое. Единственное желание – побыстрей добраться домой и лечь спать...
Хороший участковый на своем участке знает все. Здесь он и уголовный розыск,  и ОБЭП, и усмиритель семейных скандалов. Участкового так и называли - «мини - начальник». На этих людях держалась вся работа милиции. Им же больше всех и доставалось. Как от преступников, так и от самого разнообразного милицейского начальства.


Так вот, между больничными корпусами мелькнула чья-то тень. Усталости у милиционера, как не бывало. Участковый инспектор бросился к больничным корпусам. Увидел  как двое мужчин влезают в окно одного из больничных отделений.

- Всем стоять! Не двигаться! — успел крикнуть участковый, а в ответ,  раздался выстрел…! 


Милиционеру повезло. Картечь прошла мимо и "зарылась" в снег... Участковый тут же бросился на грабителей. Был он невысокого роста и особой силой не отличался. Но преступника надо брать при любых обстоятельствах! Так его учили. Он выбил обрез у стрелявшего и повалил его на снег. Другой злоумышленник, не стал испытывать судьбу, схватил упавший обрез, бросился бежать.


Задержанного грабителя участковый ночью, один, доставил в отдел милиции. Заметьте: из Затьмачья в центр Твери! А это около трех километров.  Когда на следующее утро я пришел на работу, мне тут же рассказали о происшествии и "порадовали": вместе с заместителем начальника уголовного розыска, включен в группу по раскрытию этого преступления. Напомню, на дворе был год 1984 – й. Вооруженное нападение на сотрудника милиции! ЧП…! Один из преступников с оружием, скрылся. Не найдем его – нашему начальству, "головы снимут"! Дело на особом контроле! Это то, что мы имели «в минусах».


«В плюсах» тоже не мало. Подельник скрывшегося преступника задержан. Личность установлена. Есть с кем работать...
"Насели" на задержанного. Оказался наркоман, вор - гастролер. Родители проживают на Украине. В больницу лезли за наркотиками, а участковый их спугнул. Через несколько дней нам удалось установить личность второго грабителя, скрывшегося с места происшествия с обрезом. Выяснили, что в Твери (тогда Калинине), он жил у знакомой. Не один, а, как у нас говорят с «сожительницей». Честно говоря, не люблю это слово. Но за милицейскую службу к нему привык. Странное дело, большинство наших клиентов в законном браке не состоят – сожительствуют.


Нам повезло. Удалось установить место работы сожительницы и приблизительно ее адрес в Пролетарском районе города. Для того чтобы задержать грабителя, необходимо было установить наблюдение за этой женщиной. Легко сказать - «установить наблюдение». Тогда, чтобы это сделать, требовалось исписать горы бумаг и обежать не один начальствующий кабинет. Несколько лет спустя, когда буду работать в Управлении по борьбе с организованной преступностью, бригады «наружки» будут подниматься по одному нашему телефонному звонку как по тревоге. Знали, мы - «лапшу на уши не вешаем».


Тогда все было иначе. Вспоминаю, и становится смешно. Нашел знакомого с автомобилем. Втроем подъехали к проходной фабрики, где работала знакомая грабителя. Имени ее сейчас не помню. Назовем Оксаной  Дождались когда она вышла через проходную и отправилась домой пешком. Мы следом. Оксана вела себя настороженно. Знала, что ее знакомый разыскивается милицией. Переодеваясь, меняя верхнюю одежду, шапки, с напарником довели ее до дома. Точно установили, где она проживает. Тут же ее задержали и в доме провели обыск.

Разговорили Оксану. Она рассказала, что не так давно познакомилась с разыскиваемым нами человеком. Родом он из Краснодарского края. Ей понравился. Решили жить вместе. Сняли квартиру, а недавно ее сожитель Алексей уехал из Твери. Куда? Она не знает.


Во время обыска в квартире Оксаны мы изъяли неотправленные ею письма. Адресованы они были Алексею. Оксана писала, что собирается приехать к нему на родину в станицу Кущевскую. Стало ясно, что Оксана говорит нам не всю правду. Где ее знакомый парень находится, она знает. После прочтения писем узнали это и мы.


Настало время командировок. Надо было срочно ехать в Донецкую область, где проживали родители, задержанного участковым грабителя. Оттуда выезжать в Краснодарский край, где, как мы предполагали, должен был находиться сбежавший с обрезом Алексей. В командировку поехал вместе с заместителем начальника уголовного розыска…. Обыск в Макеевке Донецкой области превзошел наши ожидания. Родители первого грабителя оказались торговцами наркотиков. При обыске у них дома была изъята крупная партия марихуаны.


В Макеевке все прошло гладко. Задержали наркодельцов, сдали их местной милиции. А в станице Кущевской, по второму адресу, меня ожидал сюрприз. Из разряда тех самых, которые так любят авторы детективных романов.


Станица удивила нас своей территорией. Это, оказался, не поселок, как думал, а большой административный центр, где были гостиницы и даже свой таксопарк. Городок чистенький, произвел хорошее впечатление. Приехали мы в выходной день. В отделе милиции никого, кроме дежурного наряда, нет. Тишина. Это сейчас вся южная Россия "на ногах", а тогда – покой, тишь и благодать. Тут выяснилась одна сложность: наш клиент проживает не в самой станице, а на хуторе, в степи. Незаметно будет трудно подойти. Поэтому решили дождаться темноты. Для нас появилась возможность немного отдохнуть с дороги...


Для задержания вооруженного преступника, наркомана, у которого, как мы предполагали, еще не все порядке с психикой, выделяют нам только одного милиционера!…

- Оружие-то у тебя есть? – интересуюсь у участкового.
- Ни... Нужен мотивированный рапорт, чтоб табельное оружие выдали.
- Ну напиши!
- Не буду...! На моем участке преступников нет!
Отвернулся к окну, выругался про себя. Думаю: вот же помощник достался!


К хутору пошли втроем пешком. Автомобиль оставили подальше, чтобы его даже видно не было. Становилось жарко, хотя была зима. Почему-то вспомнилась «Поднятая целина» Шолохова, как Давыдов с Нагульновым белогвардейцев брали. И чем все это закончилось... В таких случаях начинает посасывать под ложечкой. Страшновато становится. Думаешь: сколько их там, в доме, как отреагируют на твое неожиданное появление? Но как-то справляешься со страхом, «берешь себя в руки». Стыдно ведь -  трусом оказаться!
 

Подошли к дому. Никто нас вроде не видел. На кущевского участкового был зол, но свой пистолет ему отдал. Хоть преступников, по его мнению, у них в районе нет, участкового все равно жалко. Ведь ему, как местному, идти первому.

С участковым в дом пошел заместитель начальника розыска. Был он старше и опытнее меня. Но такое в сыске правило: самое трудное - самым опытным. Я же должен был контролировать окна... Вот мои коллеги врываются в дом. Стрельбы нет, все тихо, из окон никто не выпрыгивает. Захожу в дом и, не успев как следует оглядеться, слышу радостный крик: Сашка, ты!!! Как здесь оказался?!


В тумане сигаретного дыма увидел свою тверскую знакомую. Подругу детства, можно сказать. В Твери с младенчества в одном доме жили. Надо же, где удалось встретиться! В степной глуши, за тысячи километров от дома. Да еще при захвате вооруженного преступника-наркомана. Попробуй теперь в судьбу не поверь.


Выяснили, что приехала она в станицу со своим мужем, другом разыскиваемого нами грабителя. Окажется он дерзким квартирным вором, который, в последствии, доставит тверской милиции много хлопот! Мы его, потом, несколько раз в Твери задерживали. Жизнь у него закончилась трагически: свои же убили…, по ошибке. Но это уже другая история.


Алексея мы тогда взяли «тепленьким» за игрой в карты на «косячек»  (наркотик перемешивают с табаком и забивают в папиросу). Нашли мы на этом хуторе и злополучный обрез.
Более двух суток, в жаре и грязи, сначала на автобусах, потом в прицепном вагоне пассажирского поезда, который останавливался на каждом полустанке, мы везли его из Кущевской в Тверь. В вагоне у Алексея началась наркотическая ломка. Пристегнули его наручниками к столику в купе и, чтобы хоть как-то снять боль, подпаивали водкой. Был он законченным наркоманом, и смотреть, как мучается, и просит изъятые при обыске наркотики, было тяжело.

Далее было следствие, и был суд: Алексея осудили, но на волю, он так и не вышел…. Умер в зоне.


Бдительного тверского участкового наградили медалью «За отличие в охране общественного порядка». Одна из центральных газет написала про него статью. Было в ней и про мою работу. Всего одна фраза: «…и вскоре были задержаны другие преступники».


Так работала наша милиция в советские годы, и тогда никто из нас еще не думал, как вскоре круто изменится время. Пройдет всего четверть века и, в эту чистенькую станицу будут стянуты лучшие правоохранительные силы страны для расследования всего того, что ныне называется «массовым убийством в Кущевке».