Ардуэн-Мансар

Константин Рыжов
Ардуэн-Мансар Жюль, 1680-е гг. портрет кисти Гиацинта Риго.

Величайшим памятником французского Классицизма стал Версаль – новая королевская резиденция, построенная в восемнадцати километрах от Парижа. В своей совокупности - это необычайный  по масштабам архитектурный ансамбль, включающий город, дворец и парк. Средоточием его является Версальский дворец (http://proza.ru/2012/04/14/337), начатый в 1662 г. Луи Лево (умер в 1670 г.) и достроенный Жюлем Ардуэном-Монсаром (родился в 1646 г., умер в 1708 г.).
 
Классическая строгость сочетается в Версальском дворце с пышной декоративной отделкой: балюстрады, вазы, рельефы, статуи  придают зданию нарядность и  парадное великолепие, которое  в еще большей степени свойственно его интерьерам. Залы дворца расположены анфиладой. Поражающие своими масштабами, как и все в Версальском комплексе, они обильно украшены  скульптурами, мрамором, рельефами и фресками. Роскошь помещений дополняли люстры и мебель. Так называемые «большие апартаменты», то есть салоны Изобилия, Венеры, Марса, Дианы, Меркурия и Аполлона, являлись чем-то вроде прихожих для большой Зеркальной галереи  (длиною 72 м, шириной – 10 м, вышиною – в 13 м), которая, по словам г-жи Севинье, отличалась единственным в мире царским великолепием (http://proza.ru/2012/04/14/348). Продолжением для галереи служили с одной стороны салон Войны, с другой стороны – салон Мира. Все эти помещения представляли поистине великолепное зрелище, особенно в дни вечерних приемов, когда украшения из цветного мрамора, трофеи из позолоченной меди, большие зеркала, картины Ле Брена, мебель из цельного серебра, туалеты дам и царедворцев были освещены тысячами канделябров, жирандолей и факелов.
 
Помимо Версаля, Ардуэн-Монсару принадлежит несколько выдающихся архитектурных ансамблей в самом Париже. Именно он спроектировал круглую Площадь Побед (1684-1687), строго центрированную посредством  скульптурного монумента. По проекту Ардуэн-Мансара в 1685-1701 гг. была выполнена Вандомская площадь, которая представляет собой прямоугольник со срезанными углами, окруженный единообразными фасадами. Наконец, Ардуэн-Монсар завершил возведение  ансамбля Дома Инвалидов, добавив к основному корпусу (архитектора Брюана) величественное здание собора (http://proza.ru/2012/04/14/350).

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213