Былое и думы. а. и. герцен

Раев Анатолий Михайлович
                "БЫЛОЕ И ДУМЫ".

                Александр Иванович Герцен.

Мегапроект: "Пушкинская библиотека".
Институт: "Открытое общество".
Части 6-8.
Москва. Слово/Slovo. 2001 г.
Редакционная коллегия: М.Л.Гаспаров, Б.В.Дубинин, Д.С.Лихачёв,
Н.Н.Скатов, В.Н.Торопов.
Главный редактор В.Д.Тевекелян.
Составитель И.Г.Птушкина.
Текст печатается по изданию: А.И.Герцен.
Собрание сочинений в 30-ти томах.
Издательство Академии наук СССР, 1956 г.
Редактор В.Д.Талызин.
Корректор С.В.Щебич.

     1. Стр. 7. ... Я изменил своей логике и забыл, как розен современный человек в мнениях и делах, как громко начинает он и как скромно выполняет свои программы, как добры его желания и как слабы мышцы.

     2. Стр. 10. Месть - такое же простое и верное человеческое чувство, как благодарность.

     3. Стр. 10. Для того чтобы был суд своих, надобно было прежде иметь с в о и х.

     4. Стр. 16. ... Он много жил мыслью и страстью, но не на дневном свете.

     5. Стр. 20. Факты развиваются редко по простой логической линии, а идут лавируя, заплетаясь эпициклами, срываясь по касательным.

     6. Стр. 24. Есть печальные истины; трудно, тяжко прямо смотреть на многое, трудно и высказывать иногда что видишь.

     7. Стр. 25. ... Они, как придворные версальские часы, показывают один час - час, в котором умер король... и их, как версальские часы, забыли перевести со времени смерти Людовика 15-го.

     8. Стр. 27. ... Тут и с большим тактом трудно найтиться иной раз, чтоб не согрешить по минусу или по плюсу.

     9. Стр. 27. ... сентиментальные без причины и грубые без вызова ...

     10. Стр. 27. ... Француз, во-первых, не может простить англичанам, что они не говорят по-французски ...

     11. Стр. 29. ... Но это продолжалось бы долго, да и как - "будто возможно выиграть процесс против правительства".

     12. Стр. 29. Надо сказать, что в томной и скучной жизни изгнания похороны товарища почти принимаются за праздник, - случай сказать речь, пронести свои знамёна, собраться вместе, пройтись по улицам, отметить, кто был и кто не был.

     13. Стр. 33. ... Это был печальный, тоскливый взгляд больного, убедившегося, что ему не встать без костылей.

     14. Стр. 38. Жизнь человека - великий социальный долг, человек д о л ж е н постоянно приносить себя на жертву обществу ...

     15. Стр. 41. ... Мысль эта мрачна, но легче многих других ...

     16. Стр. 42. Живое меняется, неизменное становится памятником.

     17. Стр. 42. ... Это и из фельдшеров только самые плохие самодовольно улыбаются, глядя на умирающего. "Вот, мол, я сказал, что он к вечеру протянет ноги, он и протянул".
    
     18. Стр. 42. ... он оборонялся от моих заключений, как от привидения, в которое человек не хочет верить, но которого боится.

     19. Стр. 44. ... и терпеть её не могут, так, как мы не можем терпеть счастливого соперника, страстно желая занять его место ...

     20. Стр. 53. Взрослые ничуть не умнее детей, но значительно лицемернее их.

     21. Стр. 54. Европа нам нужна как идеал, как упрёк, как благой пример, если она не такая, её надобно выдумать.

     22. Стр. 54. Разве наивные вольнодумцы 18-го века, и в их числе Вольтер и Робеспьер, не говорили, что если и нет бессмертия души, то его надобно проповедовать для того, чтоб держать людей в страхе и добродетели?

     23. Стр. 54. Разве мы не видим в истории, как иногда вельможи скрывали тяжкую болезнь или скоропостижную смерть царя и управляли именем трупа или сумасшедшего?..

     24. Стр. 54. Ложь ко спасению - дело, может, хорошее, но не все способны к ней.

     25. Стр. 54. Всё само по себе истинное рано или поздно взойдёт и обличится.

     26. Стр. 55. ... Он потому заговорил, что зло стало хуже.

     27. Стр. 58. В развитии народов, кажется, есть предел, после которого он останавливается.

     28. Стр. 58. ... А так как в среднем разрезе у людей не много ума и не много желаний, то ...

     29. Стр. 58. Горе мужчине, а особливо женщине, которые вздумают делать то,  ч е г о    н и к т о  н е  д е л а е т; но горе и тем, которые не делают  т о г о,  ч т о  в с е  д е л а ю т.

     30. Стр. 84. "Тот, кто находит убежище в религии, черпает, в момент смерти, силы в надежде на другую жизнь".
                Е.Бартелеми.

     31. Стр. 85. Страх вообще безжалостен, беспощаден, но имеет ту выгоду за собой, что он скоро проходит. Страх не злопамятен, он старается, чтоб его поскорее забыли.

     32. Стр. 86. Слабодушные уступки обыкновенно раздражают.

     33. Стр. 100. ... Смерть его скосила вовремя.

     34. Стр. 102. В душе человека нет доброго чувства, которое бы не изнашивалось.

     35. Стр. 102. Борьба за независимость всегда вызывает горячее сочувствие, но она не может стать с в о и м делом для чужих.

     36. Стр. 102. Только те интересы принадлежат всем, которые по сущности своей не национальны.

     37. Стр. 103. ... Мы или г л у п е е верим или у м н е е сомневаемся.

     38. Стр. 104. ... Он выдержал характер до конца и, как благовоспитанный человек, расстался с жизнью тихо и в хороших отношениях: утром ему нездоровилось, к вечеру он умер ...

     39. Стр. 104. Благовоспитанный человек... становится старше, но никогда не стареет.

     40. Стр. 116. ... Такие припадки с ним повторялись в последние дни, он привыкал быть мёртвым.

     41. Стр. 121. ... этих мелких мародёров гласности, которых никогда не видать во время сражения и всегда - после ...

     42. Стр. 123. ... он с изученным снисхождением выслушивал другого и с искренним удовольствием - самого себя.

     43. Стр. 136. ... В жизнь мою я не видывал такого д е я т е л ь н о г о лентяя, такого вечно занятого праздношатающегося.

     44. Стр. 139. ... Он высидел целых пять лет в тюрьме... и никогда порядком не знал за что ...

     45. Стр. 140. ... Когда он приехал в Париж в отпуск, я его едва узнал. Зачем он не утонул, купаясь в Nohant? Зачем не зашибла его где-нибудь железная дорога? Жизнь его кончилась бы, не зная горя ...

     46. Стр. 154. Талант гаснет без денег, как лампа без масла.

     47. Стр. 162. ... Чего я прежде боялся, то и случилось ...

     48. Стр. 162. ... Этим путём можно было скорее дойти до раскрытия черепа, чем дела.

     49. Стр. 163. ... Тучный, лоснящийся Силен, о котором Маццини как-то сказал: "Мне всё кажется, что его поджарили на оливковом масле и не обтёрли" ...

     50. Стр. 164. Если человек не хвастает своими бедствиями, то он их стыдится.

     51. Стр. 166. Пока человек жив, не надобно в нём отчаиваться. Мало ли какое событие может раскрыть душу!

     52. Стр. 167. ... За это святотатство толпа готова была побить Оуэна каменьями, но и она сделалась ч е л о в е к о л ю б и в е е: камни вышли из моды; им предпочитают грязь, свист и журнальные статейки.

     53. Стр. 169. Люди, не п о л у ч и в ш и е  в о с п и т а н и я, постоянно переходят с чрезвычайной лёгкостью от крайнего скептицизма к крайнему суеверию.

     54. Стр. 169. ... он с л и ш к о м  д о л г о  ж и л ...

     55. Стр. 170. ... Весь свет меня считает повреждённым, а я весь свет считаю таким же ...

     56. Стр. 173. Сила не заключает в своём понятии сознательности как необходимого условия; напротив, она тем непреодолимее, чем безумнее, тем страшнее, чем бессознательнее.

     57. Стр. 173. От повреждённого человека можно спастись, от стада бешеных волков труднее, а перед бессмысленной стихией человеку остаётся сложить руки и погибнуть.

     58. Стр. 174. Само собой разумеется, что везде, где есть люди, там лгут и притворяются.

     59. Стр. 174. Ум - последнее усилие, вершина, до которой развитие не часто доходит.

     60. Стр. 175. Яд или огонь в руках трёхлетнего ребёнка так же страшен, как в руках тридцатилетнего сумасшедшего. Разница в том, что безумие одного - состояние патологическое, другого - степень развития, состояние эмбриогеническое.

     61. Стр. 175. Характер человека существенно определяется обстоятельствами, окружающими его.

     62. Стр. 176. Хроническое недоумие в том и состоит, что люди, под влиянием исторического преломления лучей и разных нравственных параллаксов, всего меньше понимают п р о с т о е, а готовы верить, и ещё больше в е р и т ь, что п о н и м а ю т вещи очень сложные и совершенно непонятные, но традиционные, привычные и соответствующие детской фантазии... Просто! Легко!

     63. Стр. 177. Нам легче себе вообразить кошку, повешенную за мышегубство, и собаку, награждённую почётным ошейником за оказанное усердие при поимке укрывшегося зайца, чем ребёнка, не наказанного за детскую шалость, не говоря уже о преступнике.

     64. Стр. 178. Чем развитие народ, тем развитие его религия.

     65. Стр. 180. Ничего в мире нет упорнее трупа: его можно убить, разбить на части, но убедить нельзя.

     66. Стр. 181. Появление людей, протестующих против общественной неволи и неволи совести, - не новость; они являлись обличителями и пророками во всех сколько-нибудь назревших цивилизациях, особенно когда они старели... Опыт не доказывает, чтоб их утопии были осуществляемы.

     67. Стр. 184. Нельзя не думать, чтоб люди никогда не дошли до понимания своих собственных выгод.

     68. Стр. 185. История развивалась нелепостями; люди постоянно стремились за бреднями, а достигали очень действительных последствий. Наяву сонные, они шли за радугой, искали то рай на небе, то небо на земле, а по дороге пели свои вечные песни, украшали храмы своими вечными изваяниями, построили Рим и Афины, Париж и Лондон.

     69. Стр. 185. До границы легко идти, труднейшее во всякой стране - это перейти её.

     70. Стр. 185. В природе нет торопливости; она могла тысячи и тысячи лет лежать в каменном обмороке и другие тысячи чирикать птицами, рыскать зверями по лесу или плавать рыбой по морю.

     71. Стр. 186. Жизнь проходит рядом оптических обманов, искусственных потребностей и мнимых удовлетворений.

     72. Стр. 187. Один разум долготерпелив и милосерд, потому что он понимает.

     73. Стр. 188. "Наказание есть неотъемлемое право преступника", - сказал сам Платон.

     74. Стр. 189. Никто не говорит, что если вы стукнулись лбом, то вы имеете право на синее пятно.

     75. Стр. 189. Юристы... казнь вовсе не хотят признать обороной или местью, а каким-то нравственным вознаграждением, "восстановлением равновесия".

     76. Стр. 189. Убивая неприятеля, солдат не ищет е г о вины, не говорит даже, что это справедливо.

     77. Стр. 189. Гегель рассказывает о доброй старухе, говорившей: "Ну, что ж, что дурная погода? Всё лучше, чтоб была дурная, чем если б совсем погоды не было!".

     78. Стр. 193. Главный путь водворения нового порядка - в о с п и т а н и е.

     79. Стр. 196. Делай то, что нужно, а будет то, что будет.

     80. Стр. 197. Стоит тронуть наукой скалу, чтоб из неё текла вода.

     81. Стр. 197. Природа никогда не борется с человеком.

     82. Стр. 197. Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам; она, продолжая своё дело, бессознательно будет делать его дело.

     83. Стр. 199. Человек живёт не для с о в е р ш е н и я  с у д е б, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился, и родился д л я
(как ни дурно это слово)... для настоящего, что вовсе не мешает ему ни получать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию.

     84. Стр. 200. Есть люди, удовлетворяющиеся малым, с бедными потребностями, с узким взглядом и ограниченными желаниями. Есть и народы с небольшим горизонтом, с странным воззрением, удовлетворяющиеся бедно, ложно, а иногда даже пошло.

     85. Стр. 200. ... В них, как всегда бывает в фотографиях, захватилось и осталось много случайного, неловкие складки, неловкие позы, слишком выступившие мелочи рядом с нерукотворными чертами событий и не подслащёнными чертами лиц ...

     86. Стр. 212. Всё, что действительно, то разумно.

     87. Стр. 213. ... и он захлопнул дверь преисподней, не дождавшись даже, чтоб я его обругал, что я и сделал платонически, потому что он слышать не мог.

     88. Стр. 222. Клопы на том только основании и могут жить счастливо, что они не догадываются о своём запахе.

     89. Стр. 229. ... Белинский давно заметил, что секрет успеха дипломатов состоит в том, что они с нами поступают как с дипломатами, а мы - с дипломатами как с людьми.

     90. Стр. 231. ... Мужчины трясли ему руку с той силой, с которой это делает человек, попавши пальцем в кипяток.

     91. Стр. 246. Зло это так вкоренилось у нас, что его последовательно не выведешь, его надобно разом уничтожить.

     92. Стр. 274. Русские не любят давать денег на общее дело, если при нём нет сооружения церкви, обеда, попойки и высшего одобряющего начальства.

     93. Стр. 284. ... эти люди вообще больше привыкли спрашивать, чем отвечать.

     94. Стр. 285. ... Он тратил свои силы иногда на вздор, так, как лев тратит шаги в клетке, всё думая, что выйдет из неё.

     95. Стр. 290. Историю надобно принимать как представляется, не то всякий раз будешь зауряд то позади, то впереди.

     96. Стр. 290. Сколькими несчастиями было бы меньше в моей жизни... сколькими ударами, если б я имел во всех важных случаях силу слушаться самого себя... Меня упрекали в увлекающемся характере... Увлекался я, но это не составляет главного. Отдаваясь по удобовпечатлительности, я тотчас останавливался - мысль, рефлексия и наблюдательность всегда почти брали верх в теории, но не в практике. Тут и лежит вся трудность задачи, почему я давал себя вести nolens-volens (волей-неволей, лат.)... Причиной быстрой сговорчивости был ложный стыд, а иногда и лучшие побуждения - любви, дружбы, снисхождения... но почему же всё это побеждало логику?..

     97. Стр. 294. ... он ничего не уступит на деле и оттого так легко уступает всё на словах.

     98. Стр. 313. ... мне до них дела нет, как больному до бреда после выздоровления.

     99. Стр. 315. Литература, как осенние цветы, является во всём блеске перед смертью государств.

     100. Стр. 316. ... всё остановилось. Одни хотят насильственно раскрыть дверь будущему, другие насильственно не выпускают прошедшего; у одних впереди пророчества, у других - воспоминания. Их работа состоит в том, чтоб мешать друг другу, и вот те и другие стоят в болоте.

     101. Стр. 316. Мы жертвы того, что не вовремя родились.

     102. Стр. 317. Массы были остановлены  с в о и м и  в о с п и т а т е л я м и  в животном состоянии ...

     103. Стр. 319. ... Оно конечно - смерть не важна с точки зрения вечности, да ведь с этой точки зрения и всё остальное не важно.

     104. Стр. 321. ... Сорвавшись с родных полей, он не нашёл центра тяжести.

     105. Стр. 324-325. Рукоплескания и шум толпы, как известно, пьянят.

     106. Стр. 326. ... Все эти пощады, великодушия, докрашивания, спасения падают на нашу голову по тому великому правилу, поставленному Белинским, что "мошенники тем сильны, что они с честными людьми поступают как с мошенниками, а честные люди с мошенниками - как с честными людьми".

     107. Стр. 331. Первые изгнанники после сотворения мира были евреи - именно Адам и Ева.

     108. Стр. 335. Нет досаднее наказанья крикунам... как молчание, как немое, холодное пренебрежение.

     109. Стр. 342. С летами странно развивается потребность одиночества и, главное, тишины...

     110. Стр. 343. ... Знать, что никто вас не ждёт, никто к вам не взойдёт, что вы можете делать что хотите, умереть, пожалуй ... и никто не помешает, никому нет дела... разом страшно и хорошо.

     111. Стр. 343. Только в одиночестве человек может работать во всю силу своей могуты.

     112. Стр. 343. ... мягко-жирный, он, казалось, готов был расплыться, как желе в тёплой комнате, если б широкое пальто и панталоны из упругой материи не удерживали его мясов.

     113. Стр. 349. Сплетни - отдых разговора, его десерт, его соя; одни идеалисты и абстрактные люди не любят сплетен ...

     114. Стр. 349. Русские говорят громко там, где другие говорят тихо, и совсем не говорят там, где другие говоря громко.

     115. Стр. 350. Хроническая восторженность утомляет, сердит.

     116. Стр. 350-351. Человеку не всегда хочется удивляться, возвышаться душой, иметь добродетели, быть тронутым и носиться мыслию далеко в былом.

     117. Стр. 357. ... их биография оканчивается до их появления на свет ...

     118. Стр. 360. ... сухопарый, высокий муниципал, с хищным и серьёзно глупым видом ...

     119. Стр. 361. ... Вот и бал! - прибавила она с тем видом, с которым на кладбище говорят: "Спи спокойно".

     120. Стр. 368. ... Конечно, и тут можно вспомнить желчевого Растопчина, говорившего на смертном одре о 14 декабря: "У нас всё наизнанку - во Франции чернь хотела подняться до дворянства - ну, оно и понятно; у нас дворяне хотят сделаться чернью - ну, чепуха!".

     121. Стр. 370. Пред очами мертвецов срама телесного нет.

     122. Стр. 370. ... ужасно трудно, привыкнув к форме, её отбросить.

     123. Стр. 372. Отсутствие всего неприличного удивляет ...

     124. Стр. 377. Народы, искупающие свою независимость, никогда не знают, - и это превосходно, - что независимость сама по себе ничего не даёт, кроме прав совершеннолетия.

     125. Стр. 379. ... из всех промахов, которые можно было сделать, нельзя было ничего придумать глупее ...

     126. Стр. 380. Рассчитывать, предвидеть можно только то, что сколько-нибудь покорено разуму.

     127. Стр. 380. Всемогущество безумия не имеет границ.

     128. Стр. 382. Северо-Американские Штаты с своим единством цивилизации легко опередят Европу, их положение проще. Уровень их цивилизации ниже западноевропейского, но он один, и до него достигают все, и в этом их страшная сила.

     129. Стр. 383. ... пышный след прошедшей жизни ...

     130. Стр. 385. ... Вошёл господин, излишне чисто одетый ...

     131. Стр. 385. ... Я, едва, и то отчасти, одетый, представлял самый странный контраст человеку, который должен одеваться так тщательно с семи часов утра для того, чтоб его, хоть ошибкой, приняли за честного человека.

     132. Стр. 388. ... Затем - подпись эксцентрически вкось, которую нельзя прочесть и которая похожа на всё, но не на фамилию Boittelle.

     133. Стр. 389. ... везде стоял передо мною сам император с длинными усами, засмоленными в ниточку, с глазами без взгляда, с ртом без слов.

     134. Стр. 394. Так сойти можно только с  б о л ь ш о г о  у м а ...

     135. Стр. 395. Настоящая жизнь - дурной сон.

     136. Стр. 396. Истина... так страшна на деле, что... отворачиваются от неё.

     137. Стр. 401. Суд не обязан утешать; он должен обличать, уличать там, где нет сознания и раскаяния. Его дело вызвать с о в е с т ь. Суд - и не пророчество, у него нет мессии в запасе для утешения в будущем.

     138. Стр. 404. Рано или поздно истина всегда побеждает.

     139. Стр. 404. Разум спокон века был недоступен или противен большинству.

     140. Стр. 409. ... Таким ли был я расцветая?..