Как я был богатым

Сергей Финашин
 
Как-то уж так повелось, что в детстве карманных денег у меня не было вовсе. Позже, когда я стал уже взрослым, некоторые деньги у меня стали появляться, но их назначение всегда было известно заранее: на билет до работы, на обед или еще на что-нибудь конкретное.

Мало мальски крупной суммы, которую я мог бы истратить свободно, на то что я хочу, у меня никогда не было в руках. Если у меня в кармане и лежало несколько купюр, то это были скорее не деньги, а например будущие брюки, которые надо было купить, а иначе ходить будет просто не в чем, или еще какая-нибудь потенциальная будущая вещь.   

Наверное поэтому и сейчас, когда я держу в руках деньги, то испытываю к ним чувство абсолютно не собственническое, а наверное то же, что и кассир, который берет купюры от покупателя, чтобы положить их через секунду в кассу. 

Но однажды все же в моем распоряжении оказались деньги большие. И я смог почувствовать себя богатым, хотя бы и на короткое время. 

Учился я тогда в первом классе. У нас, как и во всех школах, была столовая. Нас водили туда строем на первой или второй перемене. Завтрак стоил шестнадцать копеек. Абонементы на завтрак родители оплачивали заранее, и учитель просто отрывал талончики по числу едоков и нам выдавали в раздаточном окошке что-нибудь типа соленой селедки с картошкой или котлеты с пюре.

 Котлету полагалось, кстати, есть «правильно». Наша учительница требовала, чтобы мы ее разминали ложкой на кусочки и тщательно перемешав с пюре уже потом съедали. Такой способ употребления котлет как то не вязался с правилами приема пищи, что я усвоил дома, но классная руководительница была непреклонна. 

Был у нас и буфет. Там продавались салаты, ватрушки, булочки, молоко в фунтиках, компот и тому подобные бесхитростные угощения. Как я уже говорил, карманных денег мне не полагалось, и поэтому я только разглядывал недоступное мне содержимое буфетной витрины. 

И вот однажды, у меня оказались мои собственные пять копеек. Кажется мне их дал отец, который позволял себе некоторые вольности, и мог не следовать правилам установленным бабушкой и мамой. На что их истратить я уже знал. В буфете продавался большой молочный коржик, который я никогда не пробовал, но который мне казался почему то необыкновенно вкусным и желанным. 

Деньги у меня теперь были безусловно большие. Желтая пятикопеечная монета была размером с полтинник, а может быть и рубль. И содержимое буфета было мне теперь доступно. 

После нашего завтрака, я направился в буфет и занял очередь. Было приятно держать в кулаке пятикопеечную монету и по-хозяйски разглядывать содержимое прилавка. Когда очередь подошла, я протянул буфетчице монету и попросил дать мне коржик.

- Коржик стоит шесть копеек, услышал я в ответ.
Это было так неожиданно, что я как бы остолбенел и потом, ничего не понимая, отошел в сторону. Я испытывал такое чувство будто меня обманули или отняли что-то.

Это состояние растерянности я помню и сейчас, но помню и чувство уверенности которое мне дали на время эти самые пять копеек.

А что же я купил в итоге, я почему то не помню.


в 2.2