Курьезы идентификации

Владимир Народнев
           Кто  сегодня  помнит   лето  1967  года?  Я  запомнил   его   очень   хорошо..   Лето  жаркое  и  насыщенное   впечатлениями, которые  не исчезли, а  наоборот,     со   временем   стали  более  контрастными  и  яркими.
              Слово  «страда»  говорит  человеку,   знакомому   с  деревенской жизнью, о   многом.   Это   - тяжелый  труд.  Это пересохший  от  жажды   рот - постоянно   хочется  пить.  Соленый  пот   льется   градом   не   переставая,  боль  во  всем  теле  всех  мышц,  пока  не  втянешься   и  не  привыкнешь  к  однообразно-монотонному    процессу  работы.

                Летом   1967 ,   в  один  из июльских  дней,  мы  собрались   на    бригаде -  насквозь  прокуренном    домике  на  окраине   деревни-    в  ожидании   грузовика, на  котором  нас  возили  на   работы  в  поле,  на  покос.  Организм  за   ночь  полностью   не   успевал    восстанавливаться,  а   потому     требовал  сна.   Мы, сидя   на  завалинке,  кто  как   мог,  старались  помочь  ему   в  этом  восстановлении,  чтобы  с новыми  силами  начать  трудовой  день. Машина   задерживалась.     Все   пацаны   были  рады  задержке  и  просто  наслаждались  этими  минутами,   в   полудреме  нежась под  лучами  еще  не жаркого,  но   уже  теплого  солнца.

               Неожиданно  подкатил   ГАЗИК.   Из   него  вышли   управляющий  отделением   и  незнакомый  нам   мужчина.  То  что  он  был  недеревенским  было   видно   с  первого   взгляда : незагорелый,  в  рубашке    с  короткими  рукавами, в  светло-коричневых  сандалиях.  В  руке  он  держал   портфель   в  тон   цвета  обуви. 

          Его   появление   сразу   вывело  нас  из  состояния  спячки   и  мы  принялись с  интересом  его  рассматривать.  Управляющий  громко  объявил,  что  приехал   лектор  из  самого  Новосибирска  и  нам  будет  необходимо    самым  внимательным  образом   его  послушать.  Из  бригады  вынесли  стол,  застелили  его дежурной  скатертью  цвета  бордо, поставили  графин  с  водой. Лектор   достал   из  машины,  а     затем  развернул   карту  мира  и  повесил  ее  на  приоткрытую  дверцу  ГАЗИК-а.   Затем   он  окинул  нас    взглядом  и  начал  повествование   о  сложном   международном  положении,  в  связи с  агрессией   государства  Израиль  против,   братского  нам  тогда,  Египета.

      К  нашему  стыду   мы  и  не  подозревали   тогда  о  существовании   на  планете  Земля    государства  Израиль.  Он   приводил   цифры,  заглядывая  в   свои    бумаги   и   за ними  мы  ощущали  боль   и   страдания  простого  народа.  Лектор   взывал  к  человечности  и  братству  между  народами,  а  мы  в  недоумении  смотрели  на  него  и  всем  не  терпелось  задать  вопрос: « А что  за государство  такое  Израиль -  почему не  знаем ?»


       Исчерпав   тему   лекции,   лектор  спросил  у  присутствующих - всем  ли   все   ясно и  готовы  ли  мы  заклеймить  агрессора. Заклеймить –хоть  сейчас ! Но  ответьте -  кого  клеймить ? Лектор  начал   тыкать  карандашом  в  невидимую  на  расстоянии  и  не  выделяющуюся  ни  цветом,  ни  размером,  точку  на  карте  мира  и  продолжал  утверждать,  что   вероломнее  и  коварнее   чем  это государство  сегодня  в  мире  нет.  В  любой  момент  он  может  повернуть  танки  и  самолеты   на  СССР.  Пахнуло  дыханием   войны. А войну  мы  не  любили.  Эта   нелюбовь   поддерживалась   памятью   старшего   поколения   и  мы   о  ней  знали  не  только  по  фильмам  и  книгам,  но  и  от  фронтовиков, а  это  гораздо  правдивее  и  страшнее.


    Наконец,  всеми  уважаемый,  дядя  Вася  Ерыщенко   спросил  лектора  прямо : « Что  за  нация  проживает  в  Израеле?» Лектор  ответил : «Израильтяне..»  Дядя  Вася  в  ответ    твердо  заявил,  что  такой  нации  нет.  Он  два  с  лишним   десятка  лет   назад  побывал  в  Европе  и  точно  знает,  что  в  Польше  -поляки, в  Венгрии – венгры, в  Германии -  немцы…  Но  что  за  нация –израильтяне -   вспомнить  никак  не  мог,  а  потому  и  не  унимался : « Отчего  мы  ничего  о   ней  раньше  не  слышали?»

      Почему   лектор стеснялся   или   решил   утаить, не  назвав  все  своими  словами   сразу,  мне  непонятно  до  сих  пор, но,    наконец,  он   сдался  и  тихо  произнес: «Евреи  это..  а   по   новому -  израильтяне…».

      Дядя  Вася  и  мы,  все  сразу,  успокоились,  дружно  заклеймили  агрессию   с  агрессорами  и,  усевшись  на   подъехавший  к  этому  времени грузовик,  отправились  на  свой  трудовой  фронт. В  моей голове  не  очень  укладывалось  все  рассказанное,  так  как  по  книгам  я  уже  знал, что  еврейская  нация  во  время  войны  подвергалась  страшным  гонениям,  геноциду (этого  слова  я  тогда не  знал). И  как  так  получилось,  что  гонимые  стали  агрессорами?  Какое-то  время  вопрос  вертелся  в голове,  а  затем  исчез,    затерявшись  в  уголках  моей  памяти.

       Лето.   1970 год.  Я  -  абитура.  Новосибирский электротехнический  институт. На   одномесячных  курсах  перед   вступительными  экзаменами   я    знакомлюсь  с  Ленькой Гозманом.  Он   приехал   с  Украины  -  не  то  из   Житомира,  не  то  из   Жмеринки  -   за   давностью  лет   запамятовал.  После  нескольких  дней общения,  узнав  друг  о  друге   более  менее  все,  что  набралось  за  наши  семнадцать  лет,    Ленька  первым  в  моей  жизни,  задал   вопрос : « А  ты  разве  не  еврей?»  Получив  неутвердительный  ответ, он  был  разочарован  настолько  же,  насколько  я  был  изумлен   самой  постановкой  вопроса.

-  С  чего   ты  взял..?
- Ну-у-…по   облику..- он  помолчал, а  потом  добавил - нос..
- Что   нос ?... Нос как  нос…
- У  тебя  еврейский  нос…совершенно   очевидно..
            
    Я  машинально   начал   ощупывать  свой, конечно  же, не  миниатюрный   нос  с  горбинкой…
- Ты  видел  себя  в  профиль ?
 -Нет…
- Посмотри в  два  зеркала  и  поймешь,  что  у  тебя  специфический  профиль,  даже  характерный   можно  сказать…

        От  предложения  я  не  отказался…посмотрел... Да,  действительно, что-то  неславянское в   моем   носе   было… Зеркало, как  известно,  не  врет… Надежды   не   оставалось…  Как   могло  случиться,  что  дожив  до  семнадцати  лет,  я  узнаю,  что   я   сын  русских,  не  видевший  в  глаза   евреев  до  переезда  в  город,  всегда   относящий  себя  к  нации  русских,  похож  на  еврея? Матушка   корнями  с   Черниговщины  - с  девичьей   фамилией   Комок,  отец  с   Тамбовщины – русак   полный, чуть ли  не  альбинос…Некоторое время  я  пребывал   в недоумении, но   абитура  позади  -  впереди  студенчество..

           Староста  группы  Леха,  уже  отслуживший в армии,  хотел  все  знать  и  устанавливал  свое  понимание  порядка  и  взаимоотношений  в   студенческом  сообществе  мягко,  но  настойчиво.  Меня   он  тоже  не  обошел  стороной:
- У  тебя  в  родове … грузины  были?
- Как  будто  нет…-  я  к  тому    моменту  уже   начинал  терять     свалившиеся  на  меня   еврейские  корни,   но ,   иногда,  внутри      меня  все  же   возникало   желание   простить   своих  предков  за  грехи  плоти,  как  возникла   новая  версия  моей  национальной  принадлежности,   еще более  невероятная…


-  Вообще-то,  если  бы  не  твоя  фамилия -  я  бы  ни  на  минуту  не  сомневался,  что  ты  грузин…
- Подожди,  подожди..   грузины  чернявые,  черноглазые,  смуглые  наконец…Я   голубоглазый,  русые   волосы,  светлокожий…Какой  я  к  черту   грузин?
- Не  знаешь  ты  истории,  брат… Настоящие  грузины   и  есть  такие   как  ты,  а   тех  которых  ты  обрисовал-  это  уже  результат   ассимиляции,  смешения  рас…  Почитай книжки -  могу порекомендовать…


      Аргументов   в  отстаивании  своей  истинной  национальности,  кроме   как  записи  в  паспорте   и   многочисленных  родственников-свидетелей,  проживающих   с  самого  начала  века  в  сибирской  деревеньке,  у  меня  не  было,   а   рвать  на  себе  рубаху   и  доказывать  свое   славянское   начало  было  глупо  и  бесполезно, и  я,  все   обдумав,  решил  для  себя : пусть  меня  считают  кем  угодно – евреем,  грузином,  но  я  в  душе   человек  русский  и  этим  все  сказано..  Староста  хитро  улыбнулся  и  добавил :
- Буду  звать  тебя -  Гога!
- Если  удобно – зови… мне все  равно…

           Надо  сказать,  что «погоняло»   не  прижилось  и  вскорости  кануло  в  лету,  лишь   изредка   всплывая  и   исчезая  в  водовороте  событий… Жизнь   и   учеба  продолжались.  Я  был  допущен  к  учебе  на  военной  кафедре,  что косвенно  указывало  на  то,  что  с  пятой  графой  у  меня  все  в  порядке. Но  иногда  необъяснимое  имело  место  быть.

         Получив  неуд  по  одной  из  сложных  дисциплин,  я  слонялся  между  кафедрой  и  деканатом  в  надежде, что   кто-нибудь  из  преподавателей  смилостивится  и  примет   у меня  пересдачу. Никто   не   соглашался,  а  ждать,   сами  понимаете,  дело   утомительное…Неожиданно  для  меня,  чуть  ли  не  с  радостью,  один  согласился. По  фамилии – Лернер. Ко  мне  он  отнесся  весьма  благосклонно,  внимательно  выслушал  мой  ответ  по  билету и   после  ряда   дополнительных   вопросов  поставил  в  зачетку   «хорошо».   Я,  обалдевший,  летел  на  всех  парах  в  общагу,  чтобы  поделиться  такой  радостью  с любым  кто  попадется  на  глаза. Попался    Леха...  С  ним  и  поделился:

- Сдал   повторно  экзамен  на «хорошо»  - дело  практически  неподъемное…ты   представляешь?
 
Староста   задумался,  а  потом  изрек:

- Я   знаю,  что  есть  грузинские  евреи…   Может  он  принял  тебя  за  него ?
- Опять  ты  со  своей грузинской  ориентацией…я  не  тот,  ни   другой  и  не  посередине….пойми !

-Да  не  кипятись  ты…    пользуйся … раз  так  подфартило   тебе…  с  носом..   Других-то  Лернер   завернул  и  будь  здоров…а  ты  в  фаворе !

               Да… прав  Леха…Я   согласился  с  ним  и,  в  оправдании  себя  самого,  рассудил,  что я  никого  не  просил:  никаких  лап   и  знакомств   у   меня   отродясь  не  было…все  вышло  самым  естественным  образом,  а  потому  моральных  терзаний   у  меня  быть  не   должно.  Необъяснимое   продолжало  случаться…

      Ректором  института  был  профессор  Лыщинский. Высокий  седовласый   мужчина. Импозантный,  с  печальными  глазами    человек,  всегда   при  встрече  со   мной  улыбался…  В  ответ  на  такое  внимание  к  моей  скромной  персоне   я   делал  глубокий  поклон  и  выдыхал  по-крестьянски: «Здрасьте!».  Он  очень  внимательно   смотрел  мне  в  глаза  и,   слегка  обозначив  поклон   благородной  головой,  проплывал  мимо.  После  каждой такой  встречи  меня  слегка  потряхивало  -  высота  положения  человека,  оказывающего  мне  пусть   и  простой  знак  внимания,  выбивала  меня  из  колеи… Леха   заметил   эту  странность..

- А  чё  это  ректор   с  тобой  здоровается ? Только   с   тобой… Еще  и  улыбается…
- Да  не   знаю  я…     Он  всегда  со  мной  так.. С  самого   начала  учебы…
- Ясно…  ты  ему  кого-то  здорово   напоминаешь…  может  сына  или  родственника…

     Леонид   на  глазах  начинал  превращаться  в  антисемита:
- Все  кругом  одни  евреи..  в  магазине…в   институтах,  на базах -  везде !
-Что  ты  так  злишься ?  Тебе-то  чем  они  насолили?

Он   замолчал.  Внутри  шла  борьба -  сказать мне  или  нет…

- Сломали  они  мне  жизнь..
- Как  сломали?..  Когда?...  Чем?

- Девчонка   у меня  была -  в  Хабаровске…Мы  с  ней  долго  встречались. Любили  друг   друга..   все   шло   к  свадьбе.. Но…  однажды   она пришла  на  свидание  заплаканная  и   сказала,  что  встречаться  нам   больше  нельзя…Семья  собирается  выехать  в  Израиль   и,  во  избежание  каких-либо   неожиданностей  и  недоразумений,   родители  запретили  ей  поддерживать    отношения   со  всеми,  включая  меня….В  прошлом  году  они  эмигрировали…Поэтому  я   и   злюсь..

- Ну,  ты  хоть  переписываешься  с  ней ?
- Куда  писать ?  На  деревню…  в  Израиль ?...Глупо… Она  не  пишет…Значит   так  любила….А может  и  пишет, да   письма  не  доходят…Кто  ее  знает…

         Оставив   товарища  в  грусти   и   печали,   я  пошел   гулять  по  студенческому   городку…  Из    памяти  у  меня,  на   автомате, выплывает   вопрос,  возникший   еще  в  1967  году – что  же  за  государство  такое  Израиль ?  То  на  братьев-арабов  нападут,  то  так   ловко   проведут   пропаганду,  что   у   Лехи  невесту,  чуть  ли  не  силком,  родители  увозят  на   историческую  Родину  и   этим  делают  его  озлобленным  на  всю  нацию…   Сам  я   в  глазах  некоторых  своих  соотечественников    идентифицируюсь   как  представитель  этого народа…..Может  и  за   моей   спиной  кто-то  сквозь  зубы   шепчет : «  …еврей...»    и   летят-шипят  мне  во  след  слова   оскорбительные   и   мерзкие,  а  ведь  о  мне    они   и   знать   не  знают,   как   о   человеке,  ровным   счетом   ничего… Почему  так   много   в   мире  нелюбви?  Ответа я  не  находил…  Мысли   постепенно  уходили    куда-то  в  сторону  и  остановились  на  стройотряде… Впереди  стройотряд,  а   это   новые   встречи   и  новые  впечатления… Да  и  деньги  надо  заработать…Они  лишними  не  бывают – это  я  усвоил  хорошо.  Жизнь   научила…


P.S.     Сколько  раз  мне   пришлось   в  своей  жизни   встречаться  с  курьезами   идентификации… В    Вильнюсе   девушка-продавец   что-то  щебечет   мне  и  я,  чтобы  не  разочаровать  очаровательную  литовку, киваю  ей,   в  знак  согласия,  головой  и  ухожу  из  магазина  - и  тут   я  свой…  В   Выборге,  на   Старой  площади,  продавцы   антиквариата,  бросаются  ко  мне   и,  расталкивая  друг  друга,  на   русско-финском  языке   пытаются   привлечь  мое   внимание  к   старинным    вещицам… В  Тбилиси   грузин   чуть  не  за  руку   тащит   меня  пить   чачу,  лезет  обниматься   и  называет  братом… В  Болгарии,   на   Солнечном  берегу,   немцы   спрашивают  меня  как  пройти   куда-то   и   я,  что-то  ещё  помнящий   из   когда-то  изучаемого  мной   языка,  объясняю…  Самый   нелепый – я забираю  сына  из  роддома  и  акушер-гинеколог  доверительно   шепчет  мне  на   ухо : « Обрезание  мальчику  лучше  сделать  в  Москве…».

Я  -  ЧЕЛОВЕК   МИРА…