Сказочная страна Яздархойн тоба

Зура Итсмиолорд
 Пьеса в двух частях.
 Действующие лица:
Алмаз по кличке Мацал    Особые приметы: Высокий, с залысиной спереди.
Рыжий Алмаз Бусик        Особые приметы: Рыжий. В тюбетейке и кожаной безрукавке.
Чабаба                Особые приметы: На сцене не появляется (закадровый текст)
Ешап                Особые приметы: Ведьма она и есть ведьма
Г1ам                особые приметы: Не расстается с бухгалтерскими счетами
Крот Эдя                Особые приметы: Четки и недопитая бутылка вина
Сова                Особые приметы: Носит с собой журнал Орга.
Жоьра-баба               Особая примета: Одета в обтягивающие узкие вещи (юная ведьма)
Помидор Эмиш             Особая примета: Во всем красном, даже голова
Волк Ц1огдоцаборз       Особая примета: Мелкие очки
Птица-секретарь Лемур    Особая примета: Перо за ухом
Летучая мышь             Особая примета: Одежда из разноцветных тканей
Белая мышь:              Особая примета: Худощавый, белобрысый
Лесной учитель Хьехархо  Особая примета: Философ
Червь Буа                Особая примета; Толстый, с мелким полуусом


                Действие первое

Лес. Справа указатель со стрелкой вверх и надписью «Шали». Слева указатель со стрелкой вниз и надписью «Брагуны». В правом углу стоит люлька(ага) темного цвета. Вместо ребенка в ней  книги, которые никто никогда не раскрывал. Рыжий Алмаз-воспитатель (Лысина спереди, в кожаной безрукавке и тюбетейке на затылке) качает люльку, к которой привязывает воздушный шарик и смахивает с книг пыль. На заднем плане две арбы: белая и черная. Между ними шалаш с надписью «Аккхаройн цханакхетаран ц1а». Большими буквами "После 17-00 вход запрещен всем, кроме меня любимого", с другой стороны надпись «Алмазан бахам». Слева: кхерч (очаг) из камней. Огромная сковорода, на которой лежит толстый (с полметра) хингал
На сцене висят Солнце и Луна. На деревьях растут арбузы, ананасы, тыква, а  на самом верху тополя - слово «Яблоко». Звучит легкая музыка.
За кулисный текст читает Чабаба. Герои появляются на сцене по мере чтения текста.

Чабаба: В некотором царстве, в Чеченском государстве, в Междуречье между Брагунами и Шалями живет-поживает Алмаз, известный в других местах как длинный лысый лесной человек. А лысина эта, видать, от избытка ума. Ходит он широко растопырив длинные пальцы огромных рук. Питается чем попало, ни с кем не дружит, но и не враждует открыто. Друзей у него нет. А врагов иметь духа не хватает.
Пьеса в двух частях
А вот и наши герои, то бишь, действующие лица (широко растопырив пальцы рук из-за шалаша показывается, потягиваясь, Алмаз Мацал. Длинный Алмаз то и дело ходит от черной арбы к белой, впрягаясь в них по очереди). Это главный транжира и мот Алмаз по кличке Мацал ( Алмаз Мацал останавливается, чтобы почесать  лысину. Потом бьет себя руками по лысине, коленям и начинает метаться между арбами).
Не мешайте думку гадать Рыжему Алмазу. Это главный идеолог, воспитатель Бусик. А вот и Ешап,(Ешап напевает себе под ус — «Падает снег» на французском языке и начинает вокруг кхерч возиться). Критикующая всех и вся Жоьра-баба (Жьора-баба, одетая в плотно облегающее платье темно-синего цвета, пробегает, приплясывая с дырявым ситом). Учетчик Г1ам (Она бухгалтерские счеты выкидывает, а потом и сама высовывается из шалаша и прячется вновь), которая по желанию главного Алмаза превращает ангелочка в ягненка и наоборот.
По своим лесным делам торопятся Сова - Лесной учитель (с журналом "Орга" проходит медленно и чинно). Лесной учитель - Хьехархо (задерживается у тополя и смотрит на «яблоко», облизывается и плетется дальше). В школу не торопятся волчонок Ц1огдоцаборза(в мелких очках), Крот Эдя,  Помидор Эмиш и птица-секретарь Лемур ) (все они валяются на земле). И я - гроза всех акхарой - Чабаба, которая проверят все ли спокойно в диком государстве (Проходит по сцене, озираясь по сторонам),


Алмаз Мацал: Время идет, собственность моя растает. Жанета, Жоржета, Патима и Фатима. А может Аврора, Урина, Кесират, Басират? Эх, всего  четыре жены.Я бы еще завел, боюсь, имена не запомню. Руки длинные, мозг маленький. Не умещается все. Зато кошелек люблю толстый и большой. Мне все мало и мало. Зачем лесным весь лес? Переведут же на щепки. А я отдам в чужие руки, чтобы переработали, да новый мир открыли. Общаговские, ой, дармовые деньги, раздам после того, как пенку с молока проглочу. (Потягиваясь). Хочу раздам, хочу подачку дам. Хочу найму подхалимов. (Пауза) Я - властелин и дня, и ночи. Напрасно Крот думает, что  ему всецело доверяю.

Крот Эдя (в руках полная бутылка вина): Я – твой старший помощник и первый заместитель. Может, Луну и Солнце запереть в пещере, чтобы никто не смотрел на них и не сглазил?

Ешап:(Носится вокруг очага. Она печет на огромной сковороде толстый с полметра хингал): У людей, тьфу-ты, лесных, хингал, как хингал. А тебе, Мацал, тыквенный пирог подавай. Даже ч1епалг по-твоему пирог с соленным творогом.

Алмаз Мацал: (подходит к Ешап и заглядывает в сковороду): И не только пироги. Я на заклание даже ягненка не принимаю. Мой агнец - это ангел! Ось! Какой я вумный! Г1ам, сделай мне ангела из ягненка.

Г1ам (высунув голову из шалаша): Щас, родненький. Только чем платить будешь? Грантами из Норвегии или опять в долг? Учти, я не богиня утренней зари и в долг ничего не делаю!

Алмаз Мацал: Я тебе сказки Востока подарю, да про Тимура хромого расскажу больше, чем вся путанная мировая история.

Г1ам: Опять на мальчиках его женишь? Аль в одну могилу с девушкой уложишь, как того..?

Алмаз Мацал:  Эх, Г1амушка, да я тебе  портрет самого Захарова подарил бы. Вот начну скоро портреты малевать (Почесывает лысину. Пауза.). Не... Чось придумаю, давече. Заплачу и новую сюжетную линию придумают. Бабло общаговское я архивщикам заплачу, они и нароют щось таке. (Мечтательно) Не понимаете меня, дикари вы лесные. Спят мои родненькие на печи, не то что вы - акхарой! Я территорию освободил для высшего лесного братства. Знаю, что туда никто не придет. Но так мне спокойнее. Зачем мне остальных сюда пущать? Авось нацарапают чего-то больше меня. Вот тут у некоторых в голове аж по восемь томов лесных похождений. А за меня уже нацарапали. Правда, я еще не читал. Я вот все говорю о хэппиэнде, хэппиэнде, хэппиэнде . Хотя и не знаю с чем его едят.
                (Алмаз подходит к Ешап, а та убегает за кулисы)

Этот пирог с арбузом или соленным творогом? Как там  насчет трех намазов? Ах, да. Зачем лесному человеку знать об их количестве?
Рыжий Алмаз(отвязывает шарик): Ой, шарик полетел! Из детского мира шарик полетел!(шарик улетает)

Алмаз Мацал: Бусик, давно пора ему улететь. Малчык его не удержал. Все на скрипке бренчал.(Пауза) А жрать охота! И где ц1ена-нана? Огонь-мать куда делась? Обижають тута меня. Забывают, что я - спец по естественным наукам. Не любил я историю, и книжки вовсе не читал. Все свиней пас. Или коров. Точно и не помню.

(На сцене появляется Сова с журналом «Орга». Алмаз Мацал прячется за шалаш, а рыжий Алмаз, притворяется спящим.)

Сова: Надо всем учиться правильно жить. Учиться. Учиться. Учиться. (Обходит все углы и пытается разбудить Волка, Крота и Помидора. Потом медленно уходит со сцены).

Алмаз Мацал: Слышь, рыжий, чаво этот умник в нашем царстве забыл? Он, шо верит, что умней меня? Я не простой Алмаз (растопыривает пальцы), а ученый Алмаз. У меня 20 томов окололесных похождений. Не помню, кто и нацарапал их, но папаня сказал, что они все мои.

Алмаз Бусик: И лесная куча бездарных писаний твоя. И Жоржеты с Жанетами все твои. Я бы тоже хотел иметь Умиш и Тумиш, но не смог. Я тут тобой занимаюсь. Воспитываю отпрысков твоих. Все твои детки требуют особого отношения. Я их пестую и лелею. С них пылинки сдуваю. А их никто не открывает.

Алмаз Мацал: Подумаешь, большое дело (руки в бока). А за что я тя кормлю? В моем шалинском Союзе... Тьфу-ты, царстве нет хранилища для них? Я не устаю их издавать вновь и вновь, чтобы было тебе с чего пыль сдувать.(Начинает загибать пальцы) Хату тебе сделал? - Сделал. Тачку подогнал? - Подогнал. Вон, Крот старую к себе в нору отогнал. Я ему и музей создал. И деньгу даю, а он учиться не хочет. Мало доносов пишет. Вопросы лишние задает.

Рыжий Алмаз: Слышь, а зачем тебе третья телега? Белая и черная же есть.

Алмаз Мацал: На белой я в Норвегию поеду. А на черной в Швецию. Говорят, там миллионы бездарям раздают. А я, что не такой? Пусть и мне отдают! Вот я давече и коменданта назначил. А они, вишь, ходють сюды лесные шишки поесть. Устроили тут бары-рестораны. Бить баклуши мне мешают. Чаво надумали? Да, Арамбек. Ой, Алмаз мелкий. Гони их в три шеи. Шоб тропу сюдой забыли. Мечтал мой отец сделать из меня ученого Алмаза. Так и сделал, пока я штаны протирал.

Рыжий Алмаз: Ах, неблагодарный! Тебе кто помог главным стать? Кто подсобил? Кто в шалаш стал приглашать?

Алмаз Мацал: А я  не просто выл и костями гремел. Я пришел и занял место. Теперь все мое. Не просто место под Луной и Солнцем, но и Луна, и Солнце. Крот, так я говорю? (Подходит к Кроту и пинает его  слегка)

Крот Эдя (переворачивается на другой бок): Отвали, После вчерашней попойки голова болит.

Алмаз Мацал (показывает на люльку): Это мои детища: Чишок и Бидок. Это вам не холостой выстрел из Авроры. А прошедшие годы и дом проблем с цитированием полного собрания Сочинений. Я прав, Крот?
(Подходит и Кроту и присаживается, обхватив руками колени. Голову кладет на колени, широко раскрыв рот, строит рожицы. Рыжий Алмаз, сильно раскачав,  роняет люльку.)

Крот Эдя: Что на сей раз доложить? На кого поклеп написать? Чью биографию подпортить? (присаживается, почесывая живот): Щас-щас. Я песенки спою, у меня и подстрочник есть. Только ты пару копеек подкинь. Ну, не все же тебе тратить. Я бы и в Москву прополз, и в Калмыкию заглянул бы, можно и в Дагестан, к кому-то на Аменины. Пусть я их и в лицо не знаю, мне как Кроту слепому все простительно, если я и напомню им, что не знаю на чьи Аманины пожаловал.

(Появляются Жоьра-баба и Ешап, жестикулируя руками. Они подходит к люльке. Берут валяющиеся книги и подбрасывают их в огонь)

Рыжий Алмаз: А мы еще напечатаем? Опять и опять, опять и опять. Еще напечатать, опять на них пыль?

Алмаз Мацал: Опять на них пыль? Опять мхом заросли? Опять никто не читал? (Алмаз  Мацал собирает книги из-под люльки и подает Рыжему Алмазу, который укладывает их в люльку)

Ешап: Кому косточки промывать будем сегодня?

Жоьра-баба: Мы с тобой на Урус-Мартан полетим. А может и на Ачхой. А может...Давай лучше отлынивать от работы. Давай, скажем, что мы с тобой отгулы не брали. Воду в дырявом сите принесем, да на метле полетаем.

Ешап: Разве наши чеченские ведьмы летают?

Жоьра-баба: А для Канты, ой, Алмаза напишут, что угодно. Ему все можно. Даже дважды номинантом Динамита объявлять.

Ешап: Так это он сам себя...Ну, того...

Жоьра-баба: Тсс... Он думают, что никто не знает.

              (Ешап и Жоьра-баба берут хингал за два конца и уходят со сцены)

Алмаз Мацал и Рыжий Алмаз (берут люльку и напевая хором): Мы - пишущие, ой, лесные братья. Ухты-чухты. Пойдем дорогой трудной на Шалинский столодром.(Идут по направлению на Шали)

Рыжий Алмаз: (в сторону) Сам, дурак.

Волк Ц1огдоцаборз: Эй, муц1арш (морды), замолчите свой рот! (почесывает руками за ушами)

Птица-секретарь Лемур: Можно и  на Брагуны.(Потягиваясь) Поспали, а теперь и по гнездам.

Крот Эдя: Эдя еще не допил (показывает бутылку)


Действие второе

        В шалаше Алмаза. Полки с книгами, пустыми бутылками. Лавки накрыты коврами. Стол завален едой. Телефон и печатная машинка стоят под столом. Молитвенный коврик свисает с книжной полки. На стене висит портрет Нобеля  с впущенной в лоб стрелой.  Алмаз лежит широко раскинув ноги и руки. Слышится храп.  Появляется Белая мышь.  Следом вбегает Летучая мышь.

Летучая мышь: И я тут как тут.

Белая мышь: Как всегда не кстати.

Летучая мышь: Забыла с тобой посоветоваться.

Белая мышь: Тише ты. (Подходит к столу, озираясь по сторонам.) Полакомимся?

Летучая мышь: Не ем с чужого стола.

Белая мышь: Угощаю.

Летучая мышь: Тогда можно.
                (Копаются на столе)

Летучая мышь: Что-то нового нет в этом царстве.

Белая мышь: А ты придумай. Сочини. Напиши.

Летучая мышь: Для кого?

Белая мышь: Для себя любимой. Например про Соловья и разбойника.

Летучая мышь: Некогда мне себя любить.

Белая мышь: Чем занята? (пытаясь откусить что-то)

Летучая мышь: Себя показать всему миру хочу. И почему только половина суток в моих руках?

Белая мышь: А ты, как я, появляйся неожиданно. Пришел, увидел, нагадил.

Летучая мышь: Повтори! Запомнить надо эту мысль.

Белая мышь: Так это я прочитал у кого-то.

Летучая мышь: Алмаз Мацал до этого не додумался бы.

Белая мышь: А Птица-секретарь Лемур? Лемур - любитель цитировать.

Летучая мышь: Не знаю, не знаю. Полетела я дальше. Некогда мне тут  лясы          точить.

Белая мышь: Далеко собралась?

Летучая мышь: Засветиться надо. Вдруг забудут о моем существовании.

Белая мышь: А ты пищи. Без писка жизнь однообразна.

Летучая мышь: А мы, летучие, не издаем лишние звуки. Делаем дела молча.

Белая мышь:  Я  белый почему? Потому что наивный и чистый.

Летучая мышь: Неисписанный лист бумаги. Хи-хи.
               (Подняв руки, делает реверанс и убегает)

  Алмаз Мацал потягивается и тянется за бутылкой. Открыв широко рот, зевает и подзывает Белую мышь.
Алмаз Мацал: Лунь! А-а-а, Лунь!

Белая мышь: Кликуху мою не выдавай! Чаво тебе? Мы у тебя в гостях, а ты спать надумал.

Алмаз Мацал: Это кто?  Маманька-то от  Миклухи Макиавелли? Я тут прикидывал, кому поручить настрочить новый роман.

Белая мышь: Слышь, а может, ты, того, ну,... на заслуженный отдых?

Алмаз Мацал: Ишь, чего вздумал? Я, давеча, с Червяком снюхался. Деньгу подкинул.

Белая мышь: Сдался он тебе. Плодоовощной, или овощеплодоягодгый. Ты бы с книжными тёрки устроил. Устал я тя защищать.

Алмаз Мацал: Ты мне тут дом проблем не устраивай. Я и тебя медальон выпишу. Позвоню в Красную столицу, они мигом отправят без накладной.

Белая мышь: Тудой, я сам слетаю. А ты давай литературу за уши к науке подтягивай. Кроту передай медальку. Он - собиратель всякого дерьма.

Алмаз Мацал: А где она книжка новая лежит?

Белая мышь: Литература твоя.

Алмаз Мацал: Моя? с чего ты взял? Да я ... да не в жизнь. Клянусь, понятия не имею  с чем это едят. Ни строчки не написал. Ты же знаешь.

Белая мышь: Ну, червь заводится.

Алмаз Мацал: А, Буа? Ну, Буа я позову.

Белая мышь: Кароче, Склифасовский, слинять мне пора

Летучая мышь: Не Склифасовский, а Кафка я. Усек?

Белая мышь: По мне, хоть Дон Кихот, Курчашка.

(Летучая мышь влетает, а за ней вползает Червь Буа. За ним вбегает Крот Эдя. Из кармана торчит бутылка, а на голове четки)

 Крот Эдя: Стойте, кому сказал!  Нельзя беспокоить босса. У него отяжелевшее ружье об стенки шалаша бьется, и голова, и ноги.

Алмаз Мацал: Эдя, ты ледяшки мне принес? Башка сапсем отпечаток на снегу не оставляет.

Летучая мышь: А ты гулкое о-о-о объяви в своем лесном хозяйстве.

Белая мышь: Спасите! Спасите! Спасите разбитое эхо его! Найдите, найдите, найдите скорее глинообразную ханкодурь для него.

Червь Буа: Кого сожрать надобно? В какую щель мне лезть? Где подлость натворить? Чаво заказываем, лесные?

Белая мышь: На счастье себе и радость родственникам помрешь? Я скажу всем, что Длинный Алмаз в ярости "головой бился о ствол, оставляя море крови и вмятины в коре. Под конец он ослаб, на морозе простыл, заболел еще и чахоткой, и на радость родным и на счастье себе тихо умер".

Летучая мышь: Что и требовалась ...( не договаривая, смотрит на Крота)

Крот Эдя (нюхая связку чеснока, тяжело вздохнув, пожимает плечи): Чеснок, он и  после Мекки чеснок.

Летучая мышь: Что там требовалось после тыквенного пирога?

Крот Эдя: Так точно! Доложить!

Белая мышь:  Чем и требовалось закончить!
 Алмаз Мацал трясется от страха и падает в обморок. Остальные разбегаются в разные стороны.

За кулисный текст Чабабы: Вот и сказке конец. Кто поверит - молодец! Алмаз Мацал "не первый раз женат. И в первый раз его жена была из залетных, но он такой процедуры не проходил, то ли не помнит, зато помнит, что хорошо отметили - напились. А сейчас все трезво, тщательно. Заплатит положенный калым (урдо), по телефону из Грозного дальний родственник чувихи  даст согласие на брак. Процедура свершится, благословлена". Лесные сдержанно поздравят. После этого на той же арбе прапессора, академика червивых наук повезут  в ближнее зарубежье, далее, и он, как бы очнется, увидит знакомые здания, тьфу, леса... И подъезжая к шалашу,  как кульминация события, точно на опушке девственного леса, "беззаботно запорхают большие красочные - всех цветов, даже черного и искрящие белого и фиолетового с крапинкой - бабочки: такие легкие, игривые, добрые, нежные, доверчиво-преданные.  А одна, совсем маленькая, очень милая, сядет прямо на кисть и от редких взмахов ее крылышек он сам захочет вспорхнуть".

 (Алмаз Мацал присаживается, счастливо улыбается и вновь теряет сознание).

                Занавес.