Трюковые съёмки на телевидении

Николай Ник Ващилин
Обзор иностранной литературы.Перевод и редакция Николая Ващилина.
Само собой разумеется, маленький экран тоже обращается к актерам, режиссерам, техникам кинематографа. Это, конечно, относится и к каскадерам, которые часто используются при экранизации художественных произведений или многосерийных телефильмов.
Вовсе не является легким труд научить актеров исполнить приключенческую сцену. Глава каскадеров, технический консультант, который руководит сценами драки и других опасных сцен, имеет много забот, когда надо посвятить в трюк неподготовленного артиста. Нужно иметь большое терпение, чтобы подготовить корсаров, способных, допустим, сражаться саблей, гангстеров, всадников. Не все артисты являются спортсменами, далеко не все. И часто получается, что борьба или драка принимает уже комический характер, заявляет Клод Карльез, говорит часто это актерам, которых он тренирует для телевиденья. За его плечами уже 24 года верховой езды и 27 лет фехтования /начиная с 1940/. Это является большим, главным козырем для главы каскадеров. Именно его товарищи часто фигурируют в субтитрах фильмов или исторических передачах. Карльез расширил свои способности в зависимости от требований  кинематографа и является одним из самых требуемых технических консультантом по трюкам. В одном из своих интервью Карльез сказал: « Бурность, стремительность, сила удара всегда ценны, но нужно всегда сохранить абсолютный самоконтроль. Актер как и каскадер должен всегда иметь ясную голову. Это важно. Нужно остужать пыл молодых, давать рекомендацию актерам, которые иногда чересчур доверяют своей ловкости при исполнении каких либо упражнений. Всегда им советуют, что не нужно бросаться вслепую, даже если перед ними стоит каскадер-профессионал, поскольку это тоже может чисто инстиктивно снизойти до уровня своего «противника» и таким образом риск уже уменьшить свою ценность.
Когда друг против друга находятся два артиста, которые не являются каскадерами,  они не должны ни в коем случае импровизировать. Актер всегда должен изучить свои жесты, как и текст и в данном случае уже провалы в памяти намного опаснее. Так, однажды, Жан Клод  Друот, интерпритируя и исполняя роль в многосерийном фильме «Терри ля фронд»  получил удар шестом по лицу, потому что забыл текст жестов. К счастью, он обошелся лишь четырьмя шишками. Многие уже артисты имели такого рода провалы в памяти, хотя такой несчастный случай всегда можно было бы избежать.
Поэтому чаще, больше всего используются каскадеры. Но это очень сложно для телевизионных фильмов, поскольку они чем-то идут напрямую. В телевидение всегда изменяют средства съемок трюков. Трюки снимаются так же как и в кинематографе, но технически консультант работает, подготавливает не только в ширину, сколько  в глубину. Очень удачные, например, съемки в фильме « Друзья  Жеу», в кадрах фильма « Терри ля Фронд»  и др. В кинематографе сцены драки снимаются удар за ударом, со всех сторон, а работать напрямую перед телевизионными камерами намного труднее.

Прямая передача всегда требует  особый угол съемки, потому что все сразу не передается через шнур, и потом уже  не приходится выбирать: тот или иной план и собирать, контролировать съемку.
Бывший борец Жан Луи Марес, который работает с  Ги Лю /Guy Lux| над передачей « Между городами и снегами» создал специальную группу для съемки сцен драк в передачах с прямой трансляцией. Каждый кадр хронометрирован. Место каждого участника монтировано на площадке и каждое движение снимается одной камерой. Нужно, чтобы каждый жест был точен, и каждый знал точно свое передвижение, чтобы быть как можно естественней и свободней. Например, на одну пару  камера  1 делает общий план, камера 2 снимает лишь в течении 4-ех секунд, камера 3 снимает движение другого товарища, камера 4 снимает артистов, которые уже сражаются на заднем плане.
Часто случается, что снимаются и остальные сцены, а артисты не всегда умеют пользоваться холодным оружием и чувствуют себя неуверенно. Чтобы избежать всякого рода ранения часто бывает, что лезвия ножей заклеиваются невидимым прозрачным скотчем.
Актеры телевиденья очень редко дублируются, хотя это им не всегда нравится. Консультанты по трюкам всегда направляют их движения, чтобы они не подвергали опасности ни себя, ни своих партнеров. Однако же для более трудных номеров они всегда заменяются каскадерами-профессионалами.
Клод Карльез , который дублировал Клода Жирольта  в фильме « Товарищи Жеу» вспомнил прыжок на лошадь с вольтижировкой, затем продолжал сабельный бой. Такого рода кадр может быть снят благодаря великолепному всаднику.
Все многосерийные фильмы обычно приглашают многочисленных каскадеров-специалистов. Для бросания копий, для сцен со шпагами, с саблями, алебардами, тем, что не изучается в школах драматических искусств.
Преподаватель фехтования Пьер Лаказ,учитель Клода Карльеза,потомственный военный, долгое время тренировал Мирей Дарк и считает, что она способна выполнять всякие сцены фехтования. Другой артист Мишель  лё Роуайе также тренирован для всех необходимостей  в том числе, когда требуются также съемки сцены  « плаща и шпаги». Пьер Лаказ, бывший преподаватель, Ани Жирадо, Жан Пиа, артисты, способные выполнять многочисленные физически трудные упражнения. По мнению Клода Карльеза Жан Клод  Дрюо  мог бы иметь такие же способности как Жан Маре, но он ждет лишь своей спортивной роли. Следует здесь процитировать один случай, который говорит в пользу каскадеров. « Режиссер пришел ко мне в зал во время тренировки,- рассказывает Пьер Лаказ ,- он хотел выбрать двух моих самых лучших учеников для съемок и для дубляжа двух артистов. И что примечательно, беспретендетно, и может быть в славу фехтования, режиссер уже потом будет выбирать артистов к каскадерам, а не наоборот». Все режиссеры и телевидения и кинематографа ждут, что французские артисты больше будут уделять внимание спорту. Они хотят ,чтобы французские артисты могли ездить верхом, плавать, вести машину, фехтовать. Это все то, что уже входит, например, в  программу обучения американского артиста. Французские артисты, за редким исключением, еще не в силах исполнять роли  своих американских или советских коллег/ Во как!!! Примечание Н.Ващилина/. Хотя и Бельмондо, Ален Делон, Жан Пьер Кастель, Жан Клод Дрюо, Жирар Барей, Ани Жирардо, Роже Ханэн,Лино Вентура  избегают быть дублированными, и хотя артисты сознательно не колеблются брать уроки фехтования или дзю-до, или же совершенствоваться в верховой езде, мы еще не скоро увидим таких равных, например, в прошлом Дугласу Фербенксу или Гарри Куперу. Но так как продюсеры всегда не хотят, чтобы их звезды подвергались риску, можно ожидать что в течение еще будущего времени каскадеры всегда будут исползоваться  как  исполнители трюков  и артисты.
Большая популярность приключенческих фильмов сделает в последствии возможно из каскадеров настоящих профессионалов.
 
 Ж.Леви,О.Коба "Каскадёры", Издателство Ж.Мартино.Париж,1967