Я думал успею...

Владимир Народнев
        Одно  неосторожное  движение  и... -  ты отец!».  Эту   фразу   Жванецкого   моя  память  цепко  зафиксировала  и  расставаться  с ней никак  не  желает. Я  сам  себе попытался  объяснить  этот  феномен  и,  после   недолгих  размышлений, пришел  к  выводу :  эта  фраза  является универсальной.  После   замены,  например,  двух  последних  слов,  изречение   будет   нести   совершенно  другую   смысловую   нагрузку.  Можно  пофантазировать..     Оставляю  Вас   наедине  с   моим  предположением ( проанализируйте,  а  вдруг это  заблуждение ?) относительно  универсальности фразы… Поэкспериментируйте на  досуге…  Я  нашел  с  десяток,  пока  не  споткнулся   на  варианте : «Одно  неосторожное   движение   и  ты  -  инвалид...». Я  не циник. Я  в здравом  уме. Ассоциативность   всегда  мешала  мне…  нет   не  мешала, а  часто ставила в  тупик  своими  неожиданными, причудливыми  поворотами  в  плавном  течении   процесса    мышления,  а  вытекающие  из  него  умозаключения  ставили  передо  мной  новые  вопросы, которые,  в  свою  очередь,  требовали  новых   ответов. Так  случилось  и  на  этот  раз. Фраза  из  вполне   юмористической  превратилась  в  печальную,  даже  трагическую…  Серёга…  О  Серёге   я  вспомнил..   

               Впервые   я  увидел  его  больше  тридцати  лет   тому  назад,   когда,  в  статусе  молодого   отца,  прогуливался  с  сыном   на  лужайке   перед  нашим  многоквартирным  домом.   Мое  внимание  привлекло  то, что  молодой   человек,  примерно  моего  возраста,  стоял,  опершись  на   «клюшку», в  неестественной   позе : как-то  вбок  и  наклоненной   вперед…  Он  смотрел   вдаль   на  бухту..  Лицо   его  было   безучастным   ко  всему,  что   находилось  рядом , около   него.  Женщины   наверняка  нашли  бы  его   интересным  и  привлекательным,  даже  красивым. Тонкие  и  правильные   черты  лица,  высокий  лоб, внимательные  и  умные   карие глаза, черная  и  густая  шапка   волос  на  голове - так  он  выглядел  в  те  годы.  Было в  его  облике   что-то  восточное…  Я  кивком головы поприветствовал  его…  Он  ответил  мне.  Мы  оба  изучающе  долго  смотрели  друг  другу  в  глаза…  У него  они  были   настороженными   и  печальными. Такие  отношения,  на   уровне  приветствий  и  только, продолжались  несколько  лет.  Когда  мы  с  ним  заговорили   в  первый  раз  я и  не  помню.

            Недалеко,   примерно  в  километре,  от  нашего  дома  начиналась    «стройка  века»   - выделили  участок   под   гаражный   кооператив   и  все  автолюбители  стремились  всеми  правдами   и  неправдами  попасть  в  него.  Я  был  одним  из  активистов  «проталкивания»  проекта  в  жизнь  и,  поэтому,    место  в  кооперативе  мне  было  гарантировано  по  определению. После  жеребьевки  участков  я, ознакомившись  с протоколом  собрания,  обнаружил, что  одним  из  моих  соседей  будет  некто  Иванов. Фамилия  мне ни  о  чем  не  говорила и  я,  уточнил  у  председателя,  что   за   соседа   послал   мне  случай.  Он  ответил  коротко : « А…   это   Серёга-инвалид!»  Уже  странно:  восточный  типаж  лица   и   славянская   фамилия   никак  не  дополняли   друг  друга.  « Ну, бывает  же..»- отметил   я  про  себя. Строительство гаражей  велось   по  принципу  «как   умеешь   так   и  строй». Свои  руки  всего  осилить не  могли, особенно  тяжелые   работы,  требующие  быстроты   в   укладке, твердеющей  на   глазах  бетонной   массы  и,  поэтому,    привлекались  друзья,  родственники, соседи. Труд   сближает.  Медленно,  по  крупицам,  я  узнавал  о  Сергее многое.Наши  отношения  сложились  таким  образом, что  ни  он,  ни  я  не  задавали  друг   другу  вопросов   личного    характера. Сергей, доверяя  мне, рассказывал  о  себе  и  о  своей  жизни  сам  и  теперь  я   знаю  о нём  все.  Или  почти  все.
       
              Родился Серега в Астрахани. Мать русская (от нее фамилия). Отец - азербайджанец. В середине 50-х годов родители завербовались и приехали на Камчатку. Отец вскоре запил и бесследно исчез на бескрайних просторах полуострова. Серега его не помнит. Мать работала сварщицей на судоремонтной верфи, что было распространенным в то время ( вспомните фильм «Высота» с И.Макаровой в главной роли ).

      С детства Сергей был предоставлен сам себе и улица сформировала в нем все - как хорошее, так и плохое. Учился он неважно. Можно сказать плохо. Из предметов любил труд, географию и биологию. Географичка увлекательно рассказывала про дальние страны, а биологичка всегда подробно и обстоятельно отвечала на его вопросы про голубей. Сергей был голубятником и все время после школы проводил на голубятне. Стройматериалов не было и, чтобы расстраивать голубятню и просто содержать ее в надлежащем виде, Сергей подворовывал все подряд, что плохо лежало. Не голодать же питомцам ? Чистились кладовые и погреба, продукты менялись или продавались с одной целью: покупался корм - голуби должны быть сыты.

        После восьмого класса Серега пошел работать на завод к матери, но жизнь жигана не прекращал и плакала по нему уже тюрьма : он был уже морально готов стать ее гостем. Но пришла повестка с военкомата и его по разнарядке отправили учиться на водителя в автошколу. После её окончания поработал немного водителем и был послан Родиной на Дальний Восток, где в 70-е годы на китайской границе было  неспокойно. Безотцовщина  и улица  сделали  его  характер жестким, бескомпромиссным и, с другой стороны, сентиментальным и мечтательным. Физические данные и ясный ум сделали его независимым и упрямым.
               

         Служил  Серега  легко.  Быстро   вошел   в   ритм   армейской  жизни  и   лямку  тянул   ни   на  что  не  сетуя. Служил в  автобате. До  дембеля  оставалось   три месяца.  Каких-то  сто  дней  из   семисот   тридцати  всего   срока  службы. Тот  день,  перевернувший  всю  его  жизнь,  он  запомнил  в  мельчайших  подробностях. Вызвали  в  штаб  и приказали  отбыть  в  командировку  на железнодорожную   станцию.  Там  нужно  было  получить новые  машины  и  перегнать  их  в  часть. Он  и раньше  перегонял  машины  и даже  обрадовался -  свобода  есть свобода…  Старшим   был  лейтенант  и  они  -  команда     из   четырех   солдат.

      Поехали  на  газике.  В  тот   же  день  прибыли  на  станцию,  получили   машины,  проверили   техническое  состояние  и  на  следующий  день  начали  движение  в  часть.  Во главе   колонны   лейтенант. Замыкал  Серега  на  грузовой машине  Впереди  был  переезд  через  тупиковую    железнодорожную  ветку.  Три  машины  благополучно  его  миновали,  а  грузовик  Сергея  заехал  на  него  и…  двигатель   заглох… 

                Колонна   скрылась  из  вида - лейтенант  не удосужился  проконтролировать  проезд  замыкающей   машины. Попытка   завести  двигатель   ни  к  чему  не  привели.  Толкнуть  машину  одному  - не  под  силу.  Надо  лезть  под капот… Так  ..искра  есть.. Подача   топлива… в  контрольном   окошке  нет  уровня..бензонасос   отказал…Сейчас   подкачаем    вручную.. Резко  и  пронзительно  прозвучал  гудок  паровоза.. Он   медленно  приближается… Впереди  его   платформы   и  несколько   грузовых   вагонов…машинист  должен  видеть  его...  Сергей  продолжает   подкачивать  бензин…Успею…   Быстрее  за  руль… Только  бы  завелась  и  нужно   тронуться   с   переезда…

    Состав  приближается.. со  второй  попытки  двигатель  заводится, включение передачи - вперед! Сереге не  хватило  нескольких секунд... Платформа  цепляет  кузов  его  машины  и  тащит  вдоль   полотна…скрежет  тормозящего  состава  и  подмятого  платформой   грузовика  режет  слух… Сергей  понимает, что  все кончено  и  пытается,  открыв   дверь  и  выскочив  на  подножку,  покинуть   машину…  но  она  медленно   переворачивается  по  ходу  движения  состава  и увлекает за  собой  Серегу…

            Очнулся  он  через  несколько  дней  в  госпитале. Правая  нога   ампутирована   выше  колена.  Левая переломана  и  изрезана -  врачи  долго    боролись,  чтобы  сохранить  ее. Полтора  года  в  госпитале  Хабаровска. Комиссовали….   Дембель  не  состоялся.. Домой  Сергей  вернулся  на   костылях.  Мизерная  пенсия   инвалида…    Плачущая  мать…все  угнетало... Прошел   протезирование   в  Хабаровске.  Начал  учится  ходить…Вот  тогда  я  и  увидел  Серегу в  первый раз.  Упрямый  Серега  медленно  возвращался  к    жизни… Ему   выделили «запорожец».  Он  изучил   сапожное  дело  и  стал   хорошим  сапожником…

- Серега !  на  фига  тебе    сдался   тот  грузовик ?  плюнул  бы   и  ушел…
-Володя…понимаешь... я  не  мог  по  другому... тогда..
-А  сейчас ?
- Сейчас… не  знаю..  А   тогда  я   упрямый  был...рискнул,  но  не  успел... я   думал  успею ..  не  успел…

            Сергей  никогда  не  жалуется… Иногда  ему  надо  выговориться  и  я   слушаю его  не  перебивая. 

р.s. В 2016 году,  осенью,  Сергея  убили. Убийцу не нашли...