В гостях у Канта

Николай Старорусский
               
В то лето я, наконец, решился и купил путевку на давно присмотренный маршрут: Ташкент – Самарканд – Бухара.  В метро, по пути в аэропорт, осознал: не помню момент, когда выключал телевизор.  Запасных ключей ни у кого из родных и знакомых не было.  Пожар за две недели отсутствия был более чем возможен.

Хорошо, что за спиной у меня уже был опыт виртуального путешествия на «Адмирале Нахимове»*:  я знал, что  неожиданные препятствия и повороты нужно принимать как должное.  И я вернулся. Телевизор был, конечно, выключен.

На следующее утро я подсчитал оставшиеся деньги, прослезился и в два часа дня уже ехал в Калининград. У Канта мне тоже давно хотелось побывать.

Если ставишь цель: за день узнать новый город и почувствовать его «атмосферу» - нужно ходить пешком.  Уже скоро я спустился с моста на остров между рукавами реки. Там, у стены собора (слева на картинке)  находится каменное надгробие Канта. Положил  астры  - от себя и товарища

На берегу Преголе невозможно не вспоминать решенную здесь же Эйлером задачу: можно ли вернуться на прежнее место, пройдя по каждому из семи мостов, причем по одному разу. С нее началась новая наука – топология.

Суровый бункер – штабной блиндаж не дает забыть о военном  времени.  Очень трудно было штурмовать этот район – по существу сплошную крепость.

В Университете имени Канта я пытался отыскать знакомого; его не было, но меня как-то плавно  поместили на заседание исторического общества. Обсуждали    перспективы восстановления замка (ведь Кёнигсберг – королевская гора).

 Вышел я уже почти местным жителем и направился сначала в круглый дом-замок с аквариумом высотой в несколько этажей, а потом – в зоопарк.  Он отличался какой-то камерностью и домашностью. Симпатичный бегемотик смотрел на меня из пруда всего в полутора метрах. И низенький барьер – как у газонов.

Загулялся я там и чуть не прозевал закрытие.  Не удивлюсь, если там по ночам пускают по очереди зверей погулять на воле.

К вечеру впечатлений было столько, что Ленинград казался уже далеким прошлым. Вспоминал ли я кантовские мысли о времени? Пожалуй, только одну. Каждое мое действие определяется какой-то причиной, которая уже находится в прошлом. Но на него я не могу повлиять. Значит, у меня нет свободы выбора, свободы воли.  Кант с этим не согласен  и выход видит один: нельзя считать человека привязанным к моментам времени, он – существо сверхвременное.

Уже темнело, когда я прежним путем возвращался к вокзалу.  На мосту справа  веяло морским влажным воздухом, вдали виднелись краны порта. Слева, сквозь оконные проемы полуразрушенного собора виднелись звезды на темно-синем небе.
                _________________

            Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
(Иммануил Кант)
                __________________

* http://proza.ru/2011/02/14/584

Вспомнилось – и отыскалась старая картинка – по прочтении А.Беляшова: http://proza.ru/2012/01/04/1109