Зачем?

Владимир Народнев
"Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле."   
С.  ЕСЕНИН               


"Страх смерти обычно поражает писателей до или во время написания романа, но в данном случае это случилось уже после того, как ТОЛСТОЙ закончил писать «Войну и мир». Автор, посвятивший частичку своей души этому роману, впал в состояние депрессии, остро почувствовал ограниченность и потому абсолютную бессмысленность человеческой жизни..."
               "Толстой искал утешения у попов и старцев, но не находил. Так как невозможно было логически объяснить таинства церкви и учения нельзя было понять разумом, и так как он не верил в эмоции, то на смертном одре он продиктовал свое определение Бога: «Бог есть бесконечное все, и человек есть ее ограниченная часть»."   
(Борис Ратников)
               

"Сумасшедший мир. Дурацкое время. Люди совершенно  разучились  жить. Работа, работа, работа… Весь смысл жизни в работе. Все время чего-то ищут. Все время что-то строят. Зачем?"      («Стажеры»  Братья  Стругацкие)


                "Что происходит с человеческой Личностью после смерти физического тела с точки зрения науки? Да, да именно науки, не религии. Что происходит с нашими знаниями, умениями, ощущениями, эмоциями, мыслями, накопленной за жизнь информацией об окружающем мире, то есть с нашим жизненным опытом? Неужели, наша жизнь прекращается вместе с биением сердца? Если мы превращаемся со смертью лишь в безжизненную материю, подлежащую разложению, то чего стоила сама жизнь?"
                Бабичев С.А.

"Никак не могу сформулировать для себя смысл земного пребывания. И кто этот смысл запрограммировал?
Смысл — остаться в веках? Или хотя бы в пятилетке после конца? Напротив Большого театра стоит памятник Марксу. Его голова, как засранная голубятня, олицетворяет относительность бессмертия. Но к чему оно? Всё равно  не узнаешь ТАМ. Да и что это за бессмертие, когда ты сдох? А если ТАМ что-то и кто-то есть и ты будешь иметь возможность из-за черты новой оседлости наблюдать за земным бытом и услышишь, как вдруг о тебе разочек вспомнили после панихиды и, не дай бог, повесили над подъездом дома табличку, что ты здесь был и даже делал вид, что жил, — как воспользоваться этим триумфом, не имея возможности лично скромно поклониться и положить два цветочка на открытии своей доски? А если ТАМ ничего нет и ты этого не узнаешь, тогда вообще зачем?"

                Александр  Анатольевич  Ширвиндт


 
      На пороге весна. Окна наполовину зашторены. Тело становится каким-то вялым и томным. Я периодически сваливаюсь в состояние легкой дремы. Передо мной, на столе, лежат расчеты по изделию, но сегодня я не сдвинулся в них ни на шаг. Я смотрю в окно и мечтаю о лете. Планировать лето в нынешней жизни - пустое занятие, но, почему-то, оно греет мне душу. Если посмотреть на меня со стороны, то вид мой, наверняка, дурацкий.

-Еретик! Женя! К шефу! - голос выводит меня из мечтательного анабиоза и я, адаптируясь к реальности, механически уточняю:
-Меня?
-Тебя, тебя! Беги с расчетами. Там нестыковки с весом. Тебе пару кило сбросят. Задание изменили.

             Ну и славно. Хорошо даже. Как чувствовал – зряшную работу зачем делать. Наверное интуитивно мозг дал мне сегодня отбой на все работы. Молодец - мозг! Повеселев, беру расчеты и иду к шефу.

-Юрий Сергеевич, вызывали?
-Присаживайся. Вот ты мне скажи - как можно работать в таких условиях? Техническое задание было одним - сегодня уже ряд параметров изменен, а сроки, между прочим, никто не отменял. Ты все по компоновке сделал?

-Юрий Сергеевич… обижаете… (вру безбожно..)
-Да-да… Знаю. ты всегда в сроки укладываешься. Забудь о них - все в корзину. Задание будет таким.
Я слушаю вполуха: пока не будет выдано техническое задание на бумаге – пальцем не пошевелю.
-Тебе все понятно?
-Да, Юрий Сергеевич. Но сроки…
-А что я могу?  Раньше партия говорила надо - делали, сейчас эти придурки-молокососы.  Откуда они взялись? Ведь дня не работали ни в науке, ни на производстве. Только по конференциям да симпозиумам разъезжают, а гонора… О чем они все думают?  Вот ты, Женя, о чем думаешь ты? Что тебя волнует, чем живешь, какие планы у тебя, наконец?

-Честно?
-Ну-у… хотелось бы…
-Я в последнее время думаю только об одном – зачем?
-Что - зачем?
-Зачем мы живем, рождаемся, дышим…
-Серьезно?
-Вы же просили честно.
-Да…да… И что надумал?

-Живём  бессмысленно. Жизнь без смысла - уже не жизнь, а какое-то  животное существование.  Если отрешиться от суеты и сравнить себя с представителями животного мира, то это сравнение будет уже не в нашу пользу. Они жили и продолжают жить по законам природы, только им ведомым, но ведь живут.

 Меняется климат, они приспосабливаются к его изменениям, но законы их существования не меняются.  Правила взаимоотношений остаются прежними. Мы вторглись к ним в жизнь и это вторжение не идет им на пользу, но они безмолвно продолжают жить по своим ориентирам и плевать им на нас. А мы? Красивое слово эволюция – не для нас, людей. Эволюционирует все вокруг нас, но не мы. Эволюция - это когда медленно и незаметно, а не быстро и не рывком - мы живем в состоянии бесконечной революции.

 Мы гордимся достижениями в науке и производстве, но они не сделали нас счастливее. То что мы называем счастьем - временная, сиюминутная иллюзия. Не более того. Создан миф о величии человека –царя природы – творца сущего и единственного на Земле. Но и это не так. Скажу больше - это заблуждение, даже ложь. Есть истина. Но мы её не знаем и нам не дано узнать её. Мы не честны перед собой. Мы не честны перед окружающими. Мы не всегда искренни. Почему ребенок до определенного возраста чист и непосредственен, мы вполне объяснимо умиляемся и восхищаемся им, но, если он взрослеет, и не теряет присущих ребенку нравственных качеств, мы сразу заносим его в разряд людей «не от мира сего» или, еще хуже, превращаем его в изгоя общества - он не такой как все. Почему?

 Потому что у взрослых свой, лживый мир и под него придуманы новые правила игры. Надуманные, искусственные.  Для чего?  Это  способ выживания  человека,  обман человека человеком, возведенный в ранг высшей справедливости,  своего рода фетиш. Только так ты можешь стать благополучным и иллюзорно счастливым, другого не дано. Если не вписался - неудачник.  А если условия игры приняты? Ты стал счастливым? На мгновение, на минуту, на год? Какой ценой не будем уточнять. А  что дальше? Пусть ты реализовался ( так ты считаешь или так считают окружающие тебя люди). И что? Тебя распирает тщеславие и гордость за проделанную тобой работу? Или будешь ностальгировать по прошлым дням веселой  или героической жизни - этим возвышаясь в глазах окружающих? Но это - гордыня! На всю оставшуюся жизнь! А дальше? ….

 Подросли дети. Но ты не заметил: снова изменились правила игры и по ним тебе уже не играть, не жить.  Ты забыт. Внуки будут жить по еще более неведомым тебе законам и ты их тоже не поймешь. Можно долго задавать себе подобные вопросы и пытаться на них ответить. Но, чтобы на них ответить, необходимо поставить для начала только один вопрос и найти на него ответ. Вопрос: зачем все это? Зачем твоя душа проходит земной путь и, безусловно, грешная уходит на небеса? Там быть прощенным, чтобы испытать райское наслаждение как таковое? Бесконечный райский оргазм? А если попадёшь в преисподнюю? Что тогда?

 Аннигиляция и будь здоров - твоей души никогда не будет вообще, она исчезнет навсегда. Как вариант: после Рая станешь богаче и цельнее душой, чтобы вернуться на Землю и начать новое маразматическое скитание по кругу и опять вернуться на небеса?  И снова вернуться на Землю? Зачем? Для чего? Вы знаете?


-Женя, тебе сколько лет?
-Тридцать.
-И давно тебя так колбасит? Понимаю, почему тебя зовут еретиком. Отдельные мысли я могу с натяжкой назвать здравыми. Но в общем ты меня разочаровал.  Да, Женя, разочаровал. Ты пытаешься идти к вере путем гностика, Женя. Богу -богово, кесарю –кесарево. Никому не позволено заглянуть в Книгу Бытия и узнать Божественный план. Не буду переубеждать.  Твой путь - он только твой. Ладно… Завтра к концу дня эскиз должен лежать у меня на столе.
- О чем они там думают? Что  они  за  люди?
-Юрий Сергеевич,  они просто безбожники.

А мы живем... Неужели  есть  какой-то  смысл?

P.S.   P.S.   
 
 "Статистика упрямо продолжает говорить, что подавляющее число землян верит в существование чего-то Высшего, в Божественное, в Бога. Множество ученых, философов, писателей, политиков, деятелей всех видов искусств с полной ответственностью заявляют о своей вере в Его бытие, Его вовлеченности в нашу жизнь, в жизнь каждого человека. Есть о чём задуматься.

Зачем живу я?

О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

С какой трагической силой поставил этот вопрос Пушкин:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Не то же ли самое переживают в своей жизни и теперь очень многие! Да, наверное, и почти теми же словами могли, если имели бы такой же талант, выразить свое состояние, эту парадоксальность человеческого существования, его таинственную для нас загадочность.

Глубоко и столь же поэтически зрело ответил Пушкину Филарет (Дроздов) - митрополит Московский (+1867), уже при жизни названный мудрым, а ныне причисленный Церковью к лику святых:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.

Ищущую душу поэта глубоко потряс этот неожиданно обращенный к ней голос знаменитого иерарха. Пушкин пишет митрополиту послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:

Я лил потоки слез нежданных.
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей…

Наш великий русский гений нашел ответ на самый жгучий вопрос. Он понял, почувствовал всей своей душой бессмыслицу, отчаяние этой жизни, неминуемо отнимаемой неумолимой смертью. Но он пережил и другое - радость осознания того, что человека ожидает не тупик смерти, а бесконечная перспектива жизни, наполненной Богом-любви. И, как известно, с Его именем на устах он перешел в тот мир."
         Александр Ильич  Осипов - русский православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия. Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник.