Гюстав Курбе родился в июне 1819 г. в небольшом городке Орнане (Франш-Конте) в зажиточной крестьянской семье (впоследствии его отец был мэром родного города). Его юность не изобиловала событиями: тихое маленькое местечко, воплощение приличия и благонамеренности, жило спокойной, неторопливой, редко чем-нибудь нарушаемой жизнью. Учился Курбе в Королевском коллеже Безансона и в школе рисования у Флажуло. Систематического художественного образования он не получил. Отец предназначал Гюстава к юридической карьере. В 1840 г. молодой человек приехал в Париж для изучения права, но с твердым намерением стать художником, завоевать столицу, разрушить старое искусство и утвердить новое. Курбе начал с романтических картин. В 1844 г. его «Автопортрет с собакой» впервые был выставлен в Салоне и неожиданно обратил на себя всеобщее внимание.
http://proza.ru/2012/04/21/1542
http://proza.ru/2012/04/21/1550
На Салоне 1849 г. Курбе выставил семь картин, из которых «Послеобеденное время в Орнане» произвела наибольшую сенсацию. Именно тогда в связи с творчеством Курбе впервые было произнесено слово «реализм». В том же 1849 г. Курбе пишет огромную картину «Похороны в Орнане». Все в этом произведении было новым и необычным: сюжет, взятый непосредственно из жизни провинциальной Франции, изображение тяжелого события, прозаические участники церемонии – жители Орнана, написанные с натуры. Лица их лишены одухотворенности и красоты, но зато они правдивы. Картина вызвала в Салоне бурю официального гнева. Курбе обвиняли в полном отсутствии вкуса, в профанации самой идеи живописи. Между тем художник всегда ценил это полотно, отразившее его новую эстетику.
http://proza.ru/2012/04/21/1586
Курбе хотел показать жизнь и людей такими, какие они есть на самом деле, все увидеть, все подметить и найти всему адекватное художественное выражение. Так в своих «Веящельцах» (1854) художник рисует не только тяжесть труда, но также его красоту и благородство (http://proza.ru/2012/04/21/1624). Центральная фигура прекрасно сложенной девушки напряжена до последней степени, каждый мускул ее тела натянут, как струна. Нельзя не залюбоваться ловкостью и сноровкой веяльщицы, ее природной грацией и выработанными привычкой целенаправленными движениями. Не шокируют ни крепкие ноги, ни развитые плечи, ни сильные руки с широкими запястьями. Все здесь на месте, естественно и жизненно прекрасно. Эта картина позже бесконечно восхищала Сезанна. Он говорил про Курбе: «Как бы широко он не писал, он нежен. Его вещи для музеев. Его "Веяльщицы" в Нантском музее, с густым золотистым тоном, с большим красным платком, пылью муки, с узлом на затылке, равны прекраснейшим Веронезам… Подлинная плоть, и как это густо, ядрено! Как это живо. Это убеждает. Это видишь…»
Не смотря на критику, Курбе в начале 50-х гг. добился своего. Популярность его стремительно растет. Каждая следующая картина вызывает противоречивую, но бурную реакцию Салона и прессы. Вскоре он стал признанным главой реалистического направления во французской живописи. На Всемирную выставку 1855 года жюри допустило 11 полотен Курбе, однако были отвергнуты две его композиции: «Похороны в Орнане» и «Мастерская художника». В ответ Курбе в павильоне, построенном в кустах сирени близ Выставки, устроил свою собственную выставку под названием «Реализм».
С 1859 г. жизнелюбие Курбе неожиданно обращается на новые объекты – море и животных. Начиная с этого года, он почти каждое лето проводит на берегу. Одна за другой рождаются картины нового характера: море, охота, жизнь леса. И в то же время появляются все более совершенные и утонченные, обаятельные в своем художественном совершенстве, женские образы. В 60-х гг. необычайный успех в Салоне имели три аномалистические картины Курбе: «Травля оленя», «Приют ланей» и «Лисица в снегу». Художник определенно входит в моду, его полотна хорошо распродаются и почти непрерывно выставляются за рубежом. Известность Курбе переступает границы Франции, делается европейской.
http://proza.ru/2012/04/21/1619
http://proza.ru/2012/04/21/1633
Во время Парижской коммуны Курбе деятельно поддержал новую власть. Он был избран в члены Коммуны, возглавил федерацию художников и активно участвовал в разработке и осуществлении мероприятий коммунаров в области искусства. После падения Коммуны художник был арестован и провел шесть месяцев в одиночном заключении. Его мастерская была опечатана, многие картины исчезли. Выйдя на свободу, Курбе уехал в Швейцарию, где и прожил до самой смерти. Умер он в декабре 1877 г. Творчество Курбе оказало огромное влияние на следующее поколение французских художников. Особенно многим обязаны ему импрессионисты.
Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100