Стивен Кинг. Под куполом - рецензия

Оксана Аболина
Есть идеи, столь грандиозные по замыслу, что захватывают писателя ещё в самом начале его творческого пути, но автору не хватает пока жизненного опыта и мастерства для их воплощения, и он откладывает работу над ними в долгий ящик, однако, у этих идей есть собственное бытие, и они, раз родившись, не собираются отпускать своего создателя, теребят его, напоминают о себе, и писатель возвращается к ним снова и снова, пока на свет наконец-таки не появится вымученное десятилетиями творение.

«Под куполом» Стивена Кинга – одно из них. Задуманный и начатый ещё в 70-ые годы роман был заброшен, затем Кинг вернулся к нему в 80-ые, но сумел написать только спустя четверть века. И у писателя получилось самое объёмное, и самое эпическое из его произведений. Представьте себе сложность композиции, когда в романе присутствует более 65 уникальных персонажей (плюс три собаки и сурок), каждый из которых каким-то образом связан со многими другими героями.

Фабула строится по известной уже до Кинга схеме: небольшой американский городок Честерс Миллз накрывает силовым куполом, военные бессильны помочь, они могут оказывать на событие лишь опосредованное влияние. По большей части горожане оказываются один на один с рухнувшими на них проблемами, и этих проблем с каждым днём становится всё больше. И хотя необходимо срочно решать продовольственные и экологические вопросы (река превращается в болото; выхлопы, продукты горения – всё остаётся в пределах ограниченного пространства купола), самым актуальным оказывается противостояние дорвавшегося до власти самодура и людей, которые пытаются его остановить. В некотором смысле можно сказать, что «Под куполом» - это рассказ о быстром разложении оказавшегося в изоляции социума и становлении фашизма. И понятно, что у Кинга был риск попасть под влияние двух известных авторов, писавших на схожие темы: Клиффорда Саймака («Всякая плоть – трава»), где город также оказывается под непроницаемым куполом, и Уильяма Голдинга («Повелитель мух»), где группа подростков на необитаемом острове быстро теряет человеческий облик. И хотя влияние обоих писателей заметно, Кинг эту трудность сумел преодолеть и себе не изменил, у него получилось совершенно самостоятельное и, действительно, мощное произведение.