Ландшафт, индивид, сообщество. Толерантность

Иван Степанов
Человек не существует сам по себе, он существует в пространстве. Он живет в какой-то местности, в определенном  населенном пункте, в какой-то стране, на планете Земля. Существует определенный  вмещающий ландшафт, независимо от того, осознает это  человек  или нет/

Ландшафт, в котором мы живем.

Можно привести ряд различных классификаций ландшафтов.  Например, естественный (природный) и техногенный (измененный деятельностью человека). Я проведу не совсем классическую классификацию ландшафтов  в которых существует современный человек в России.
1.Городской. 2.Сельский. 3. Дачный . 4.Рекреационный 5.Виртуальный. 6.Природный. 7.Идеальный.
"Ландшафт,индивид,сообщество. Пределы толерантности"

1.Городской ландшафт является неотъемлемой частью жизни современного человека. Оказывает огромное влияние на психику и поведенческие  особенности человека.

2. Сельский  ландшафт. Много  людей воспевает сельский ландшафт, идеализирует сельский образ жизни, но в силу различных жизненных обстоятельств, не могут в нем комфортно существовать.  Значительно переработан, не очень разнообразен.

3. Дачный ландшафт - очень-очень разный. Главная отличительная особенность – полностью  переосмыслен и  переформирован в соответствии со взглядами  на дачное хозяйство дачников.  Очень разнообразен. От плантаций картошки, до буйства фантазий и красок любителей цветников.  Самый близкий из всех  и родной человеку. Дачники – не сельские жители. Возвращение на землю и  контакт с нею  был вполне осмысленным, выстраданным. Самый динамично меняющийся.

4.Рекреационный – под ним понимаем ландшафт, созданный в местах массового отдыха людей, часто искусственный. К природному имеет небольшое отношение, скорее это компенсация для людей, живущих в городских ландшафтах.

5. Виртуальный. Интересно отметить, что появился достаточно недавно.  Широко представлен с экранов телевизоров и компьютеров. Может быть очень разнообразным, но не является реальным.  Можно сказать, что это вообще не ландшафт. У реального ландшафта есть много характеристик, а у виртуального  гораздо  меньше. Но тем не менее многие люди проводят  значительную часть своей жизни в виртуальной действительности, которой соответствуют и виртуальные ландшафты. Так что часть людей нашего времени живет в виртуальных ландшафтах.

6.Природный ландшафт - это тот, который якобы не тронут человеком. Интересно отметить, что таких ландшафтов  на планете Земля практически не существует. Мы имеем планету Людей. Но условно, природный ландшафт – это  ландшафт, соответствующий своей природно-климатической зоне. Будем считать такие ландшафты базовыми, природными.

7.Идеальный ландшафт. У  каждого человека есть свое представление идеального ландшафта – для кого-то это поля и реки, для других – леса и озера, для третьих – море и горы… Но для меня это природный (базовый) ландшафт, в котором существует субландшафт  более богатый, но и более преобразованный человеком, чем базовый .Это субландшафт дачного типа.  В случае  прекращения хозяйственной  и рекреационной деятельности   природа постепенно вернет все к базовому состоянию.  Жить человеку на планете Земля и не оказывать на нее воздействие невозможно. Поэтому  идеальное воздействие  возможно при всевозможном обогащении базового ландшафта  человеком.  Только человек, сознательно преодолевающий отчуждение между ним и природой, способен обогащать  ландшафты. Человек, отчуждающий себя от природы, обедняет их.




Индивид и сообщество. Как мы живем в ландшафтах.

Вне зависимости от нахождения в тех или иных ландшафтах люди демонстрируют определенные устойчивые образцы поведения.
Проведем их классификацию.
1.Городской. 2.Сельский. 3.Дачный. 4.Экспедиционный. 5.Традиционно-этнический. 6.Виртуальный. 7.Идеальный.

1.Городской образец поведения   наиболее распространен.  Суть его проста – максимальный комфорт, максимальное отчуждение себя от природной среды как враждебной. Техническая оснащенность и информационная зависимость.

2.Сельские жители не столь зависимы от комфорта и прочих «городских» радостей. Много реальной информации о  ландшафтах, в которых они существуют. Знают, что косят траву, а не сено…. Присутствует тяга к городскому образу жизни.

3. Дачный образец поведения    совмещает различные аспекты. Присутствуют в разных долях и городские, и сельские черты. Самая характерная черта – это  активное преобразование  своей среды обитания на даче. Активное творческое начало присутствует  во всем. Много энтузиазма и оптимизма. Устанавливаются своеобразные отношения со своими растениями.  Главная проблема – приходится возвращаться  к городскому образу жизни, а не хочется.

4.Традиционно-этнический. Как это не покажется странным, но ряд людей на планете Земля все еще продолжают жить, как жили, их  предки. У каждого народа свои обычаи, и тут есть большое разнообразие.

5. Экспедиционный образ жизни  не связан со средой. Человек является «вечным командировочным», работает в любом месте планеты…. Очень адаптирован к любым условиям.

6. Виртуальный. Весь мир  у ряда людей  связан с интернетом.  Все значимые события протекают в нем . А реальная жизнь – только фон.

7.Идеальный образ жизни – вот тут фантазии людей разворачиваются во всю ширь!!! Образец поведения как категория тут не подходит. Идеальный образ жизни – это такой, который делает человека счастливым.

В зависимости от различных  образов жизни людей и различных ландшафтов,  где они осуществляют присущий им образ жизни возникают  различные взаимосвязи и взаимозависимости. И как следствие, различный уровень толерантности  по поводу этих взаимосвязей. Каждый индивид и каждое сообщество индивидов имеет свои, обусловленные их образом жизни пределы. Выход за их пределы является интолерантностью и влечет явный конфликт интересов в различных формах.

Внешние вызовы.

Эти сообщества индивидов составляют собой определенные, достаточно устойчивые социальные системы. Но периодически любое сообщество людей (система) и каждый отдельный человек (элемент системы) подвергаются воздействию внешних вызовов. Это могут быть как вызовы, исходящие от других  сообществ людей (систем), так и иные ( к  примеру,  природные  или техногенные).Толерантность к ним ( или устойчивость, или терпимость) определяется  не только самой личностью индивидуума  или  морально-этическими нормами, действующими в сообществе людей, но и тем местом, тем ландшафтом, где им  был сделан вызов.  Можно привести различные примеры того, что в зависимости от места восприятия внешнего вызова мы имеем различные реакции и пределы толерантности.  «Нахождение в привычном и естественном для них и их образе жизни ландшафте  побуждает поступать людей наиболее свойственным им образом.    Можно говорить, что их реакция более естественна. Но естественность реакции не подразумевает большей толерантности или интолерантности. В зависимости от   связей, установленных между ландшафтом и сообществом  людей   существуют предельно допустимые нормы внешних вызовов,  которые не разрушают эти взаимосвязи в  этом ландшафте. То есть социальная система все еще остается устойчивой. При переходе через эти предельно допустимые нормы систем  проявляется интолерантность и данная система разрушается. 
Стоит отметить, что в ряде ландшафтов при определенном образе жизни сообществ людей, вообще некорректно использование  таких понятий, как толерантность или интолерантность. О какой толерантности  может идти речь при обнаружении на своих охотничьих угодьях чужака, промышляющего с оружием в руках. Или фермера, обнаружившего чужака, убирающего его урожай! Когда речь идет об использовании кормящего ландшафта чужими толерантности быть не может – это условие выживания местного сообщества.

Повышение пределов толерантности, как условия стабильности.

Толерантность, терпимость – необходимый элемент для существования техногенных ландшафтов, с большой скученностью и разнообразием поведения населения, имеющего  различный культурологический бэкграунд.
Но рано или поздно толерантность перейдет в интолерантность, так как любому терпению приходит конец. Воспитание толерантности, терпимости, позволяет только отсрочить социальные взрывы по различным основаниям и поводам. Не надо забывать, что существуют внешние вызовы. Да и сами техногенные ландшафты и  различные образы жизни современного человека предполагают такую реакцию.
Только наличие культурологической альтернативы развития  индивидуума и различных сообществ людей, прочно связанной с различными ландшафтами, позволяют убрать в исторической перспективе такое понятие как «толерантность» и заменить его на «уважение». При отсутствие системного конфликта освоения кормящего  ландшафта.
Самый известный пример такого повышающего общую толерантность общества взаимодействия  в России  - это дачные ландшафты в России и дачный образ  жизни. Наличие этих факторов спасло Россию от  всеобъемлющего социального взрыва в 90-х годах, при изменении базовой социальной системы в стране. И до сих пор, является фактором позволяющим многим россиянам иметь более высокие пределы толерантности в тех техногенных ландшафтах, где люди, лишенные  своего ландшафтно-творческого пространства уже проявляют интолерантность.
Рассмотрение  человека во вмещающем его пространстве позволяет прогнозировать его пределы толерантности и пороги наступления интолерантности.  Сообщество «Политическая экология» , используя данный инструментарий предсказало события в Египте и Ливии. При необходимости, можно получить  достаточно точный прогноз по любому региону.
Наличие альтернатив развития человека во взаимосвязи с ландшафтами, позволяет в ряде случаев исключить понятия «толерантности» и «интолерантности», так как исключается сама  основа для них.
Надо осознавать, что в самом образе жизни людей, живущих в техногенных городских ландшафтах, заложен механизм перехода толерантности в интолерантность. Для повышения  порога перехода необходимо иметь возможность или механизм предоставления альтернатив развития различным сообществам и индивидам.
Пока же парадигмой развития современного общества альтернативы развития не предусмотрены. Существует только глобальная цивилизация потребителей. В состоянии перехода в интолерантность. Так как пределы толерантности уже на пределе.