Физики-шизики

Валентина Газова
  Раньше сравнивали физиков с лириками, теперь закрепился термин физики-шизики. 

  Возможно это было до Чернобыльской аварии, возможно позже. Но факт,  что ни одна организация, т.е. всевозможные научно-технические институты,  лаборатории,  или даже наукограды не расследовали и не дали внятный ответ широким слоям общества о причинах самой большой катастрофы. Когда был суд над руководством станции многие переживали:"А как там они в тюрьме будут сидеть с уголовниками, это же интеллигентные люди!?" Однако же забыли, что уголовники не приносили столько жертв,  сколько эти неумелые физики-шизики. Причин катастрофы называлось великое множество,  и за каждой  стояло неумение, нежелание, разгильдяйство,  безответственность, привычка получать деньги непыльным путём.  Директор  окончил престижнейший ВУЗ МФТИ,  возможно остальные ИТР тоже.  А совершили они такие ошибки,  за которые увольняют сельских электриков по статье "Несоответствие занимаемой должности."  Я смотрела в своё время передачу,  где бывший директор на все вопросы корреспондента отвечал однообразно-обтекаемыми фразами,  сразу видно - хитрец и проныра.  Его конечно же простили,  и выпустили  из заключения досрочно,  реабилитировали по полной программе.  А за гибель людей в нашей стране начальникам отвечать как-то не принято.  Особенно преступно было их поведение сразу после взрыва,  они  ускоренными темпами вывозили своих близких подальше,  а на чужих детей плевать хотели. Но почему же сотни физиков,  которые в то время получали приличную зарплату, по сравнению с остальным населением,  не высказались, что сразу надо делать,  зачем туда прислали множество ликвидаторов для дезактивации?!  Одно дело заглушить реактор,  другое - проводить дезактивацию.  По телевизору показывали как ликвидаторы ломали дома бульдозерами. Зачем надо было ломать дома? Чтобы чем-то занять ликвидаторов?

 Нам  преподносили,  что период полураспада радиоактивных веществ длится тысячелетия,  но самую большую опасность  первое время представляли нерадиоактивные вещества,  у которых период полураспада длится  недели,  дни,  часы,  минуты. От этих веществ шёл на людей  самый большой радиационный  фон,  буквально от каждого  кустика,  листочка,  травинки,  поэтому пожилые люди со временем вернувшиеся в свои дома внутри зоны,  живы до сих пор, а молодые ликвидаторы умерли в страшных муках.                                                

  Многих сбило с толку заявление академика Велихова, что лично  он тоже получил определённую дозу,  этот хлюст ещё тот,  я читала в газетах об его изобретениях по выкачиванию денег из бюджета на дикие прожекты.  Он и сейчас как огурчик,  какая там доза!  Даже телекоментаторы не выдержали и высказались по телевидению,  что ветераны ВОВ покупали в Киеве железно-дорожные билеты без очереди, а  детей оттесняли.  Пожарники умирали в страшных муках,  а их начальнику сразу присудили героя Советского Союза,  хотя он жив, здоров и невредим.  Кобзон и Пугачёва сейчас получают льготы наравне с ликвидаторами.  Первый раз о нецелесообразности дезактивации в Чернобыльской зоне я читала не от физиков,  а в статье замечательного русского писателя Валентина Распутина.  В семидесятые годы двое  русских писателей Валентин Распутин и Василий Белов первыми потребовали от властей отмены проекта переброски Северных рек в Среднюю Азию,  хотя должны были это сделать физики,  ведь существует наука физическая география.  Но физики не хотели портить отношения с властями ради каких-то там рек, главное себе охлопотать престижные квартиры на Соколе,  чтобы все видели,  "как умеют жить умные люди!"                                                

  Но вернёмся к нашим физикам. Самые первые физики в стране были из числа тех,  чьи отцы лично арестовывали царскую семью. Они уже за это считали себя аристократами и люто презирали деревню, о чём неоднократно высказывались. За эту картину голодающему художнику Кустодиеву они заплатили мукой - целых восемь (8) килограммов отвесили,  хотя на свою зарплату   могли купить вагон муки - волки волковичи!                                                

  Когда всё-таки из сёл, чаще всего только в 60-70-ых годах стали  поступать ребята  в престижные технические ВУЗы,  физикам - потомкам комиссаров стало не по-себе. К тому времени телевидение сделало им имя.  Хотя они ничего не сделали, чтобы в стране вообще было телевидение. Во многих европейских странах уже в конце 30-ых годов была программа телевидения,  а у нас не знали, что такое телевизор.  Хотя электронно-лучевую трубку изобрёл русский Зворыкин. Но если бы он не успел убежать за бугор, то его бы просто расстреляли, как сына купца,  а советские физики голосовали бы за этот расстрел двумя руками. Нечего там всяким сынкам купчишек строить из себя умников, в яму их!                                                

  К нам в село провели электричество в сентябре 1961 года,  и мы школьники ходили на экскурсию на ферму посмотреть как коров доят "ёлочкой".  Эта установка так называлась наверное потому-что в таком порядке ставили коров.  А до 1961 года каждая доярка должна была вручную выдоить три раза в день по 25 коров!  На ферме до 1961 года не было никакого душа, а домах доярок было только корыто,  воду надо принести из  колодца.  После установки "ёлочки" доярки стали обслуживать более 50-ти коров, так что нагрузка на женщин нисколько не уменьшилась. Спрашивается, а зачем вообще нужен был такой колхоз? Доярки жили очень бедно,  молоко своим детям они могли принести столько,  сколько помещалось в спрятанной под одеждой грелке. Но физикам не было дел ни до электричества, ни до радиотехники и уж тем более до бытовой техники. Они были выше всего этого, получали зарплату вне зависимости от результатов. В других странах наверное даже нет такого термина прикладная математика, физика и т.д.,  и никто не собирается там тратить деньги на всевозможные "фундаментальны исследования."

  Справедливости ради надо сказать, что разработчикам новинок  и за бугром было не сладко.  Я смотрела передачу, как  изобретателя эластичных женских чулок в  1940-ом году в США упекли в психушку,  где он якобы покончил с собой, а доходы от многомиллионных продаж делили между собой другие.

 Когда в 90-е годы  в нашей стране стали сокращать целые  НИИ, то на улицу выбрасывали совсем не тех, кто плохо работал, а тех, у кого не было связей. А так как связи уходили своими корнями в 1917 год, то все потомки комиссаров остались при своих должностях, и продолжали сидеть на своих местах вне зависимости от результатов работы. Очень часто в разгар безработицы 90-ых годов я слышала от женщин, восседающих в кабинетах даже в пенсионном возрасте такую фразу:"Меня не могут сократить, у меня дядька работает в КГБ."  Притом эти женщины даже не стремились закрасить седину,  рабочее место им всё равно было обеспечено, только выходи на работу, тогда не растеряешь связей, если даже целый рабочий день будешь смотреть в окно.                                                               

  А теперь немного об учителях физики. Если учителя истории и литературы непременно должны были быть партийцами, то на учителей физики это не распространялось, поэтому были и плохие и хорошие. Но вот если оспаривалось одно и то же рабочее место, то предпочтение всё-равно было за партийцем. В нашем селе с 1954 по 1963 годы физику вёл партиец, откосивший от  фронта  по какой-то надуманной причине, вроде болезни,  в то время как на ежедневные пьянки за казённый счёт у него здоровья хватало.  Вместо урока он травил байки.  Звали его Алексей Григорьевич, а свою дочь он назвал в честь какой-то  близкой   Сталина -  Розой.   Роза закончила восьмилетку  в 1958 году  в родном селе, и поехала в 9-ый класс в райцентр. Учитель физики удивился её абсолютному  незнанию предмета при отличном аттестате о восьмилетнем образовании, и спросил:"А кто же у вас в селе вёл физику?"  - "Папа."- писклявым голосом ответила Роза.  В райцентре был замечательный учитель физики Виктор Андреевич, хотя он тоже был партийцем,  уроки его были интересны, познавательны, все школьники просто ждали, когда будет физика. А когда, наверное в 1967 году,  было частичное солнечное затмение, он настоял, чтобы все ученики вышли на улицу. Урок был отменён, но все школьники вели себя на улице тихо,  кто-то успел наготовить много закопчёных стёкол, чтобы всем удалось полюбоваться этим  удивительным явлением, ведь тёмных очков тогда почти не было.   Виктору Андреевичу  хотели присвоить звание заслуженного учителя,  но к сожалению он не смог воспитать своего сына достойно, тот сидел в тюрьме в Хрущёвские времена и потом не собирался работать,  а в районном городе всем всё известно. За это звание заслуженного учителя отменили.  Но для нас Виктор Андреевич был уважаемым учителем, достойным самых лучших воспоминаний.   А вот в сёлах все точные науки вели учителя партийцы-историки. Сам диплом историков они получили по заочному льготному обучению. Но историков в школе было слишком много, поэтому они поделили меж собой  математику,  физику,  химию,  биологию,  немецкий,  пение,  рисование. А когда в село вдруг приезжали настоящие выпускники ВУЗов, то прежние учителя их активно захаивали, чтобы молодые специалисты поскорее убрались из села и не мешали им дальше сидеть на тёпленьких местах.                                 

  Разные кланы по-разному защищают свои тёплые места.  Вот например врачи насобачились отвечать возмущённым их неумелостью пациентам обескураживающей фразой:"Вы, что, врач?" Физики также воскликнут:"А что вы понимаете в физике!"  Обидно, что повсюду на государственных должностях сидят разрушители,  ложно называющие себя профессионалами. 

 Когда японцы после событий на Фукусиме  под шумок сбросили в море накопившиеся за много десятилетий ядерные отходы,  возмутились китайцы,  но не наши физики. Не возражают они также против переработки ядерных отходов со всего мира в нашей стране.                               

 А что,  разве в области физики уже всё открыто и не нужны новые разработки?

 Почему газовые котлы для индивидуального отопления квартир и домов итальянские и немецкие? Нашим физикам что, умишка не хватило сделать эти внедрения в такой огромной стране?

 В области теплотехники в нашей стране самые огромные нужды новых разработок, новых идей!

 Ведь последние 20 лет в нашей стране весной жгут столько травы, прошлогодней соломы, никто не сообразит как всё это использовать. 

  Но до прошлогодней травы нашим физикам как до прошлогоднего снега. В Бразилии  и Индии давно уже есть альтернативное топливо. Проблем много, но наши физики не могут решить ни одной.