Встреча. Посвящается Пушкину А. С

Ольга Сергеева -Саркисова
"  Пустой бульвар.
И пение метели.
И памятник убитому поэту.

Пустой бульвар.
И пение метели.
И голова опущена устало.

...В такую ночь
ворочаться в постели
приятней,
чем стоять
на пьедесталах."
И. Бродский.

 
                (быль)
Однажды, зимним февральским вечером, я  брел по улицам без всякой цели.
Было темно и холодно. Дул ветер, седые тучи, плотно прижавшись друг к другу, неслись к горизонту, и превращались в темноту. Прохожих в такую непогоду на улицах почти не было. Бредя, не зная куда, и размышляя  о своём, я вдруг понял, что забрёл куда - то в центр города, который в последнее время, активно перестраивался, и, я не узнавал места, которые знал раньше хорошо.
Остановился, огляделся, чтобы решить, куда мне двигаться дальше.
Передо мной лежала совершенно темная улица. Фасады домов были абсолютно чёрными, окна без света. Видимо, в домах давно никто не жил, и их готовили под снос. Одно здание, даже в темноте, выделялось среди всех, и было восхитительным в своей  былой уходящей красоте.
Выглянувшая луна осветила его на одно мгновение, словно желая подтвердить моё наблюдение и восхищение, и быстро скрылась за тучи. Я остановился, почувствовав, что уже не один на улице. Заметил какое- то движение...Появилась темная тень у высокого забора... Затем что - то засветилось ярким светом и исчезло. Я застыл на месте. Всё повторилось ещё несколько раз. Заинтересовавшись происходящим, я пошёл к тому месту, где заметил движение и свет. Подойдя ближе, увидел необыкновенный свет, пробивающийся через щели забора. Меня разбирало любопытство. Руками стал ощупывать забор и обнаружил лаз: одна широкая доска отодвигалась, давая возможность заглянуть и пролезть внутрь двора. Пролез через лаз и застыл от изумления. Картина увиденного, открывшаяся мне в эту минуту, была завораживающей, таинственной, и одновременно вызывала чувство непонятного страха. Сердце колотилось, отмеряя ударами нарастающий страх –  будто я без разрешения вторгся на чужую территорию, тщательно охраняемую от непрошеных гостей, в чужую тайну.
Река света ослепила меня в первый момент. Приглядевшись, обнаружил, что передо
мной лежал огромный огненный двор, усыпанный воткнутыми в снег горящими свечами. Их было огромное множество! Казалось, что свечки объединялись в ручейки, а затем в огненную реку, и стекались к человеческой фигуре в центре двора.От неожиданности дрожь пробежала по моему телу. Что - то до боли знакомое в силуэте, виденное ранее, вызвало смятение и взволновало меня. Память судорожно стала цепляться за знакомые детали фигуры: шляпа, плащ… Я растерялся, не зная как реагировать на всё это. Меня влекло к этой фигуре неведомой силой... и  останавливало одновременно.
Затем, немного придя в себя, я сделал несколько шагов вперед, осторожно обходя  горящие свечи, и пристально вгляделся в силуэт, желая быстрее разгадать загадку. Свечи будто желая помочь мне- напряглись и выбросили больше света на фигуру, осветив её подробности. Фигура засветилась, превратившись на глазах в огненного ангела.
Я обомлел: передо мной стоял сам ... Александр Сергеевич Пушкин!
Точнее сказать, скульптура работы знаменитого скульптора – монархиста Александра Михайловича Опекушина. Сердце ёкнуло. Волна нечаянной радости захлестнула меня. Моему восхищению и изумлению не было конца. Так таинственно! Загадочно!Откуда здесь это чудо? Что всё это значит?
Уж не снится  же всё это мне! Ущипнув себя, я убедился, что это не сон. 
Отойдя назад к забору, ещё долго стоял, переваривая увиденное, глядя на свечи, пляшущие загадочные тени ... и Александра Сергеевича...
Наедине с поэтом... Это была минута откровения...
Я увидел  его на огненном поле, как и тогда... в жизни, на Черной речке... сцену дуэли... Но сегодня огонь был иной, другого происхождения. Вот так неожиданная встреча! Александр Сергеевич, разрешите представиться... Боковым зрением отметил, что во двор тихо заходили какие - то люди, и без разговоров, ставя свечи, и, постояв немного, чтобы их не заметили, уходили –  растворялись через лаз в заборе. Всё происходило в полном молчании, озвучивали  происходившее только потрескивающие свечи. Здесь царил только гений Пушкина. Всё остальное старалось быть незамеченным. Это был настоящий ритуал любви. Я простоял долго, размышляя об увиденном, о тайне появления памятника поэту в этом удивительном месте. Очевидно, каждый приходивший сюда, ощущал своего Пушкина: единственного, неповторимого, открывшегося только ему в этом уголке мира. Увиденное не выходило у меня из головы. Думая о природе чуда, я брёл домой наугад, ведомый скорей интуицией, совершенно потрясённый  и перебирал в уме, а иногда даже шептал что - то вслух из «Донжуанского списка» поэта, что -  то выкрикивал, повышая голос, не отдавая себе отчета - то любимые мной строчки из лирики поэта, то из поэм -  "Руслан и Людмила", "Евгений Онегин". То, задыхаясь, переходил опять на шёпот... - читал и читал, не переставая, пока брёл к дому. Читал всё, что перебирала моя, взбудораженная чудом встречи, память...
Душа пела и трепетала, а меня распирала любовь к поэту. И гордость за  причастность к чуду! Да, Пушкин кумир и настоящее чудо! Самые высокие чувства  выстроились в ряд в моей душе, чтобы расписаться в своей любви к поэту, без показух и лишних слов, с истинным откровением и сакральным смыслом.
Это было настоящее свидание с Пушкиным, которое не каждому человеку удаётся  пережить в жизни.
 ...В голове пролетали мысли о Натали, о церкви, где венчались Наталья
Николаевна и Александр Сергеевич, о домике на Мойке, о любви и ненависти,о
балах и эпиграммах, о его друзьях и врагах, о масонах,о Черной речке и  выстреле Дантеса. Я с удовольствием катался в «карете прошлого»...
 И вдруг, меня осенило: - Да ведь сегодня день смерти поэта! Десятое февраля, двадцать девятое января по старому стилю. Вот оно что! Это настоящая магия! Само провидение водило меня за руку. Многое стало понятно.
   Когда я  пришёл домой, то взял с полки томик Пушкина. Подержал его в руках, как великую драгоценность, поцеловал имя поэта на книге и, налив стопку
водки, помянул великого Поэта, прочитав свои любимые строчки из его поэзии,
тем самым поставив замечательную точку, а может быть, многоточие в нашей  неожиданной и  незабываемой  встрече. Что - то происходило с моей душой, что не поддавалось объяснению... Так и просидел с книгой до утра, пока не рассвело.
 ...Это был  мой  Пушкин! Не цветаевский, ахматовский или брюсовский, нет, только  мой, открывшийся только мне, так удивительно в эту ненастную ночь.
Позднее, пытаясь объяснить столь удивительное явление в городе Ярославле, я навёл справки у знающих людей о скульптуре. По одной версии  оказалось,  что  памятник  А.С. Пушкину отливали в Ярославле и сделали две копии. Опекушин сам жил и родился в Ярославской губернии, в деревне Свечкино.
 Это недалеко от Москвы. Одну копию забраковали, по какой - то причине, а  другую установили в столице. По другим сведениям об этой скульптуре: её отливали на народные деньги и  их, этих денег, конечно, было не так уж и много, чтобы делать вторую копию.
Интересно и то, что проекты памятника были выставлены анонимно на конкурсе, без указания фамилий, а когда просили выйти победителя конкурса, автора этого проекта, то вышел самозванец! Опекушину пришлось доказывать своё авторство в суде, опираясь на предварительные эскизы. Но, чтобы не случилось, -   существовала вторая копия скульптуры и я её видел. Про забракованную копию, видимо, все в то время забыли, и отливка осталась лежать на забытом дворе.
Однако, поклонники Пушкина откопали, отчистили, и водрузили во дворе красивого старинного особняка эту скульптуру без пьедестала.
Судя по свечам на снегу, об этом знали многие, но хранили эту тайну сообща, доверяя её только посвящённым, чтобы власти не забрали скульптуру на переплавку.
В день рождения, и в день памяти поэта, это магическое, феерическое волшебство повторяется: двор наполняется светом и любовью...
И с благословением звучат напутственные строки всем идущим по жизни:
«… Живи один. Дорогою свободной
 Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный…»
-  так завещал нам жить великий маг всех времен и народов  - Александр  Сергеевич Пушкин.
Р.С. Сын моих друзей, прочитав  мой рассказ, и побывав в Ярославле, уже через пятнадцать лет после событий, описанных мной,стал разыскивать
 этот памятник и, нашёл следы ещё одного памятника Пушкину, который
выполнен сидящим на скамье, а не стоящим, как в моём рассказе, тоже на
 забытом дворе. Как утверждали древние старушки, памятники  были до последнего времени в Ярославле.
Они даже дали  ему  фото этого последнего памятника и отвели на место,
 где по их утверждениям он стоял, но самого памятника на месте уже не оказалось. Авторство установить не удалось.
2008.
Одиннадцатиметровый памятник А.С.Пушкину был открыт в 1880г, 6 июня по старому стилю.Скульптор Александр Михайлович Опекушин.Сбор средств на памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре начался в 1860 году. Инициаторами стали выпускники Царскосельского лицея, в котором русский поэт получил образование. Его поставили на народные деньги- 130 тысяч было собрано.В конкурсе на сооружение первого в России памятника Пушкину участвовали все известные скульпторы того времени. Среди них были и такие корифеи, как П.П. Забелло, И.Н. Шредер и М.М. Антокольский. Лишь в 1875 г. определился победитель, которым и стал молодой Опекушин.Конкурс затянулся в десятилетия.Опекушин создал десять альбомов по памятнику, много вариантов,каждый должен был представить три варианта памятника.Он перечитал всё наследие Александра Сергеевича.Конкурс был анонимный, и когда выиграл его проект, попросили выйти победителя,вышел самозванец.Опекушин потом по своим эскизам и альбомам доказывал своё авторство.  Очень трагической сложилась жизнь скульптора и многих его произведений. (Прекрасная работа  Летописец Нестор, портрет Петра и многие другие работы были уничтожены).Опекушин шёл своим путем, от крепостного стал академиком. 28 ноября 1838 г. в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии у крепостного мужика, лепщика, родился сын, в крестьянской семье,который рано обнаружил творческие способности,даже талант, и артель лепщиков, где работал юный Опекушин, собрала необходимые средства для его обучения. С разрешения помещицы Е.В. Ольхиной (В девичестве  Катенька Энгельгардт, которая знала Пушкина, отец Василий был близким другом Пушкина). Она не мешала скульптору выкупиться из крепостной зависимости. Сумма выкупа была не очень большой,скорее символичной — 500 рублей. Он собрал её за 10 месяцев и 20 марта 1859 г. получил вольную.Он везде проявил себя как талантливый ученик,где бы не учился особенно в С.-Петербурге.  В 1894 г. А.М. Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Вместе со своими учениками он выполнял и церковные заказы – скульптурные распятия и киоты для храмов и монастырей. Занимался отделкой государственных учреждений, личных московских особняков, городских магазинов. Практически все работы были уничтожены как не имеющие художественной ценности для новой власти!Кругом вмешивалась власть, как "ценитель прекрасного". Иногда на место скульпторы  Опекушина ставили безликие скульптуры вождя.Этим ширпотребом засоряли города в то время, водружая на места памятников подобные изваяния низкого качества.Революция не принесла облегчения в жизнь скульптора.Он был уже известен в Европе, Америке.Его талантом восхищались, но различные власти всё время строили препоны,отбирали заработанное талантом и трудом, подводя к последней черте...И это происходило с великим скульптором, создавшему самый лучший памятник Александру Сергеевичу Пушкину!Какая близорукость властей, неумение ценить таланты по достоинству и поддерживать их, бездуховность - давали свой результат.
После Октябрьской революции Александр Михайлович был лишен своей мастерской, ограблен во время обысков и выгнан из дома, в котором он жил с семьей. Деньги в Государственном Банке были аннулированы. Умер он в глубокой нищете в марте 1923 года. О его последних днях сообщала ярославская газета «Крестьянский кооператор»: «Он заживо погребен. Квартира, в которой он живет с дочками, – холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание – как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М. Опекушина…».

Один памятник открыли в Москве ,а двумя неделями позже был открыт уменьшенный памятник поэту(копия ) в Нижегородском уезде, в Селищах, об этом мало кто знает. Дворяне Званцовы были людьми высокообразованными, тонко чувствующими искусство, влюблёнными в творчество Пушкина хотели иметь у себя в имении тоже своего Пушкина.И в своем родовом имении в селе Селищи в 1880 г. братья Петр, Константин и Николай Званцовы установили памятник А.С. Пушкину - уменьшенную копию скульптуры А.М. Опекушина. Но нет никаких сведений кто делал этот памятник.
Владелец имения Петр Иванович Званцов (1825-1892) боготворил память А.С. Пушкина.