Так бывает... в Рождество

Ольга Сергеева -Саркисова
               

                (БЫЛЬ)



Однажды... это было перед Рождеством, мы  приехали в гости к нашей подруге в Тольятти на день рождения.
Отметили его весело и вкусно, познакомились с её друзьями. А на следующий день, в Рождество, нас пригласил к себе в гости один её знакомый - талантливый человек Лёва. Он был любителем книг и музыки, даже сам что-то сочинял приличное, играл на разных инструментах - рояле, гитаре, барабанчике,  и  совершенно чудесно импровизировал вилкой по рюмкам. Чем и нас заразил.
Он был хлебосольным хозяином, угощал и поил нас вкусным  «коблером» от всей своей щедрой души. Учил, как его правильно наливать в маленькую рюмку на один глоток, чтобы слои ликера и коньяка не смешивались по плоскому ножу - в этом весь смак. Сначала ликёр до половины рюмки наливаешь, потом коньяк до верха по ножу -затем выпиваешь одним махом ,сразу. Очень вкусно! И послевкусие очень приятное... Учеба была плодотворной и результативной. Вся компания изрядно «накоблерилась» и была готова к подвигам. 
Мы общались все очень  радостно: пели, играли на инструментах  и различных по калибру  рюмках, бокалах  уже все вместе с удовольствием, создавая неплохой ансамбль. И даже решили в шутку пойти к соседям колядовать... К нам уже соседские детишки заходили с этими колядками, а ушли довольные,весёлые  в подарках и гостинцах. Мы им даже исполнили импровизацию на наших "музыкальных" инструментах...Все веселились.
-          Только скрипки не хватает,- сказала я. Жаль, что её нет….
-          Мать! Ты неправа! Как нет? В Греции всё есть…- сказал он. У меня где-то на антресолях валяется,правда очень старая такая,скрипка, невзрачненькая  вроде,…хотя я её почти не помню…
Моему отцу её подарил когда-то его друг, но  папы уже нет,… а я не умею на ней играть и не доставал её с тех самых пор, как папы не стало. Папа немного играл,… а я даже  забыл совсем о том, что она у меня есть,спасибо, что напомнила.
Он полез на антресоль.
-           Как валяется? Может  это старинная скрипка? - спросила я.
-           Угу,… конечно, …размечталась. Так, ширпотреб, поди, какой-нибудь тех времен… для детских музыкальных школ в зоне ваяют у нас на 116 километре или на Калыме, как и гитары. Какая там старинная,… ты что…? Откуда?
-         А что? Всяко бывает! Надо верить в чудо! Я вот, к примеру – верю.…да ещё и Рождество....Представляешь, а может эта скрипка работы великого итальянского мастера  Амати, к примеру, а ты не знаешь, что у тебя такое сокровище!- говорю я  мечтательно шутливо и с пафосом.
Все рассмеялись, понимая, что я хватнула тут лишнего, пожалуй.
  Я мечтанула о великом мастере и позавидовала, что у Лёвы есть скрипка, даже плохонькая, но  до неё можно дотронуться и помечтать. У нас в доме раньше тоже была скрипка, и так как никто на ней не играл, её у отца  выпросил его какой-то знакомый. Клялся, что хочет научиться играть на ней, а у него нет совсем денег, чтобы купить себе инструмент. Отец всегда в людях поддерживал такие стремления  к учёбе... и подарил ему скрипку, не сказав об этом мне. А я её в детстве часто разглядывала. Кусочки канифоли лежали тоже в футляре, и я ею струны натирала, чтобы она хорошо звучала, …и мечтала когда-нибудь сыграть на ней.
Так я осталась без скрипки, но с мечтой. Отец извинился, что не знал о моих планах. Скрипка - это мой любимый инструмент. Может я бы тоже на ней поучилась играть, когда-нибудь, когда время появится свободное, но, увы! Дело сделано. Потом я узнала, что тот знакомый  учиться играть  не собирался, просто выманил  её у отца и втихаря продал, получил деньги и уже не показывался на глаза. Такая проза! Так мелко!
Мы иронизировали с Лёвой о трудностях «скрипичной жизни», у него тоже никто не играл на ней, а он в это время производил раскопки наверху в антресолях над нашими головами, разыскивая всеми забытую скрипку…
Наконец, он достал пыльный футляр со скрипкой, сдул  почти вековую пыль с неё, видно было, что про неё забыли основательно и давно не интересовались её  судьбой. Пыли было много. Он сбегал за тряпкой и уже хорошенько вытер футляр    и открыл его. Мы затаив дыхание, наблюдали за процессом. Это было волшебство!
Благородная  рыжеватая скрипка была легкой и небольшой, как мне показалось. Она была притягательной, приятной на ощупь и  бархатистой.
 Лева стал её рассматривать внимательно и полез внутрь, вооружившись лупой, чтобы прочитать, что там написано.
Мы с нетерпением ждали, что покажут исследования. Хотелось чуда…
-       Тут написано. А- м - а - ти - произнёс с удивлением  Лёва.
 Я хмыкнула, решив, что он хочет подыграть мне и разыграть небольшой спектакль перед нами.
-          Да ну? Прямо-таки Амати?- смеясь, спросила я. А может Страдивари? Читай повнимательней! Или Гварнери? Ты всё правильно прочитал?
 Глаза Лёвы вылезали из орбит. На лице было такое изумление, что я подумала, что он, ко всем его достоинствам, ещё и хороший артист. Такая богатая мимика! Так убедительно он всё разыграл.
-   Станиславский, ты наш! - сказала я с иронией.
-         Да нет, ребята, я не шучу. Правда, правда,…А- ма - ти, вот сами посмотрите… Он предложил взглянуть нам самим  и передал лупу и скрипку мне.
Я взяла лупу и стала с легкой иронией на лице  рассматривать внутренности скрипки, думая, что мне предложено  на выбор два  варианта -  или  весело  раскрыть обманщика, или придумать  загадочное продолжение истории. Выбор за мной. Но  внутри скрипки  было  совершенно отчетливо видно клеймо мастера. Четким готическим шрифтом было выведено его имя – «Амати»… Я не верила своим глазам!
-         Вот это да! Как я удачно пошутила! Действительно, в каждой шутке есть доля шутки! Глаза мои полезли на лоб вслед за Лёвкиными! Я решила, что он  знал об этом всегда  и   меня просто  разыграл…или всё приснилось мне?
Я взглянула на Лёву – на нём не было лица! Он был просто ошарашен таким открытием и побледнел!
-     Значит, это не притворство и не игра. Это реальность!
Но открытие   Амати это уже не шутка!
-       У тебя такое сокровище, а ты так бы и не узнал об этом…Ты, правда, не знал, что это Амати? Я не могла до конца поверить случившемуся.
-         Не знал, конечно, ты что! Разве я бы её так хранил!?- Лёва развёл руки в удивлении.  И отец тоже ничего не говорил о ней такого,… тоже не знал, наверное, говорил, что Цлафф подарил ему, его друг …и всё. Я бы точно  такое  помнил. Что ты!
Так мы открыли  великого итальянского мастера, так загадочно гостившего  на волжских берегах, на антресолях у Лёвы, и выпили шампанского за Его Величество Случай.
 У нас было такое ощущение, как у первооткрывателей новых земель.
О! Да! Мы счастливцы! Мы держали самого Амати в руках! Это чудо в Рождество нам подарили свыше! Не иначе!
 Лёвка положил скрипку на самое почётное место в комнате – на рояль и демонстрировал её всем  уже, как драгоценность. Ходил вокруг неё на цыпочках и почти не дыша...

Жизнь его с тех пор резко переменилась. Он забросил всё на свете. Теперь он целыми днями занимался  только скрипкой. Он носился с ней, как с «писаной торбой», и не знал, что с ней и делать, ведь он не владел этим инструментом, иначе просто оставил себе, как память об отце, но для начала решил проверить  достоверность скрипки.

Своему отцу я рассказала про Лёвину скрипку и мечтательно, но горько произнесла:
-          Может и у нас  Амати была, а, пап? А ты какому-то прощелыге отдал скрипку,…так жаль!
-          Да нет, не думаю,- как-то  уже неуверенно, явно сомневаясь, мне ответил отец,-  правда тоже старенькая, с войны у нас,…с фронта я привёз, из Германии… нашёл в каких-то развалинах…. Она брошена была в мусоре… такая  лежала  беззащитная и одинокая…  Мне так жалко её стало, оставлять там, ну, я её и взял. Я ведь скрипку больше всех инструментов люблю…у неё человеческий голос…- заключил он. Жаль, что не умею на ней играть.  А ведь кто-то играл на ней и любил её…
Моё воображение разыгралось, и я уже сожалела о своём «Амати» так бездарно уплывшим из нашего дома…
       Позднее Лёва   ездил в  скрипичный фонд, показывал её экспертам, делал  множество экспертиз в Москве, Питере и в других городах  у различных мастеров. Многие предлагали её купить у него  за  внушительную сумму, но явно меньшую, чем она заслуживала, беря под сомнение, то  авторство, ссылаясь на то, что никто не знает точно её историю и  откуда она появилась, а это важно, и нет ли за ней дурной славы? Вот, оказывается, как бывает! То находили  другие причины. Версий было множество, чтобы сбить цену.
Говорили, что возможно это работа не самого мастера, а подделка мастеров   его школы или его круга, этим в то время многие грешили, а мастер, возможно, просто подмахнул свою подпись …и тд. и тп.
Лёва  тщательно изучил все материалы  и истории о мастерах и скрипках, и сам стал уже экспертом  в этой области, знал все особенности всех мастеров, знал, чем отличается скрипка одного мастера от другого. Разбирался в материалах, породах  деревьев используемых для изготовления скрипок, секретах  лаков , каждую мелочь,- всё, что касалось скрипки  стало предметом его  пристального и кропотливого изучения.
 Он буквально влюбился в неё. Теперь разговоры были только о ней. Он забросил всё и всех. Всё кроме скрипки было ему уже не интересно в этой жизни. Скрипка перевернула его жизнь и не оставила места ни на что другое.
Шли годы. Пять, десять, двадцать, почти тридцать лет. Лёва  до сих пор ходит по кругу, теряясь в догадках - где же правда?  Где истина? И какая она? И какова реальная цена его красавицы? Разборки продолжаются до сих пор. Теперь, как и всегда, он всем доказывает, что является владельцем настоящего Амати, прекрасного и дорогостоящего!
 Жизнь превратилась в своеобразную пытку,  точнее, - в Ад, и для всех близких тоже, они все до сих пор  ходят по его кругам. Остальные герои ситуации, как стервятники  поджидают добычу, ждут  когда он сдастся.
 Ему легче было бы научиться играть на скрипке, и оставить у себя инструмент, или научить своих  детей. Успокоиться, и не думать ни о чём, но он продолжает искать правду – матку.
 Дети выросли и занимаются другим, он не стал учиться игре на скрипке. Но он по-прежнему не знает, что с ней делать, и уже боится её хранить дома, держит в банке.
 «Хождение по мукам»- вот как можно назвать его теперешнюю жизнь, этот  его роман со скрипкой длиною в жизнь никогда не прекращается.
Я часто думаю, что как, все- таки, осторожно нужно рыться в старом хламе,… а то такое можно нарыть, что на всю оставшуюся жизнь хватит,… мало не покажется!
 Как одна вещь может поменять жизнь человека и всех его близких! Что же с ней дальше будет? А с ним?
Да, мастер  Амати, вот какая история получилась с вашей скрипкой в Рождество!
2013.