Pink Floyd - More

Артём Каташов
«Что за группа, которая не написала ни одного саундтрека за время своего существования?» – так говорили в 70х. Всем известные Pink Floyd, недолго думая, взяли и написали с десяток треков к дебютной работе французского режиссера Барбета Шредера «More».
Датировался этот альбом 27 июля 1969 года. Беспрецедентная работа для Pink Floyd. Шестьдесят девятый вообще был «бешеным» годом для группы (вспомним всеми любимую Аммагамму).
Вернемся к самой работе, которая была выполнена крайне оперативно, почти за неделю, на студии Abbey Road. Музыканты не имели ресурсов и времени на эксперименты, но при этом создали одну из самых экспериментальных своих работ. Она стала неким переломом, своеобразной границей их творчества. С одной стороны, альбом не преследует определенной концепции, он слишком разношерстный для этого, но при этом он звучит цельно и полно. В целом, сам фильм More, как и многие дебютные работы, изобилует множеством несуразностей: дерганые планы; вторая половина фильма скомкана наряду с детальнейшей первой. Саундтрек тоже значительно пострадал. Хоть здесь и нет всем известных пинкфлойдовских сюит на двадцать минут, все песни достаточно коротки и лаконичны, тем не менее, Шредер умудрился даже такие короткие вещи укоротить до той поры, когда ты перестаешь улавливать суть произведения. Сразу вспоминается: «Я угадаю эту мелодию с трех нот…», - ну, вы понимаете. Конечно, «пинкам» удалось передать общую атмосферу фильма – атмосферу затуманенного сознания, атмосферу полной отстраненности, потери правильного пути в жизни. Райтовский органы, блеющие от чрезмерно глубокого тремоло-эффекта, меланхоличный, отстраненные голоса Вотерса и Гилмора, незамысловатые гитарные партии, как бы вращающиеся по кругу, перкуссионные барабанные партии с множеством пространственных эффектов – все это только подчеркнуло состояние рассудка, превращенного в кашу.
Здесь музыканты попробовали себя во всех ипостасях. The Nile Song – первый опыт группы в хард-эн-хэви. Эта песня играет в баре прямо перед первой встречей Стефана и Эстель, что подчеркивает «роковой» характер их встречи. Party Sequenee – трек с характерным этническим звучанием, с использованием музыкального отрывка, исполненного неизвестным дудочником. В данном альбоме Pink Floyd прибегали к помощи звуковых библиотек достаточно часто, повторяя новаторство Битлз. В Spanish Peace Гилмор показал свое знание стиля фламенко, да так увлекся, что даже попытался начитать какой-то текст на испанском. More Blues – тема с блюзовым звучанием, как видно из названия. Конкретно пинкфлойдовское звучание раннего периода их творчества прослеживается, например, в Main Theme, Dramatic Theme, Quicksilver.
Большинство композиций звучат либо из магнитофонов в барах, либо из граммофонов, и каждая композиция предваряет определенное событие в жизни Стефана. Под Green is the Color Стефану открывается все теплое в Эстель, именно то, во что он влюблен. Cymbaline играет из патефона, года Стефан и Эстель придаются безудержной страсти, как бы реагируя на слова песни: «Пожалуйста, разбуди меня»! Под Cirrus Minor Стефан испытывает первый кайф от героина. Сам Вотерс, написавший эту песню, не пробовал тяжелые наркотики, но бывший участник группы Баррет много рассказывал ему про эффект наркотического опьянения. Crying Song показывает отчаяние, словно "камень, который не можешь сдвинуть".
Слушать работу необходимо полностью, от начала и до конца. К тому же, сам альбом значительно отличается от саундтрека в самом фильме. Например, та же Cymbaline звучит совсем по-другому, и поет ее Вотерс, а не Гилмор, как в альбоме, а Seabirds и Hollywood вообще в альбом не вошли. Не говоря уже об «укороченности» композиций в самом фильме, звучащих как вырванные из контекста фразы.
Несмотря на все это, я считаю, что альбом удался, и поэтому он не успевает запылиться у меня на полке. Я вновь и вновь переслушиваю More и получаю огромное удовольствие, чего и вам желаю.