Филонов. Автопортрет. 1921 г.
Павел Филонов, один из самых ярких и самобытных русских художников-авангардистов первой трети ХХ века, родился в декабре 1882 г. в Москве в семье кучера и прачки. Начатки художественного образования он получил в Петербурге: сперва в качестве ученика малярно-живописных мастерских и в вечерних рисовальных классах Общества поощрения художников (1898), затем в частной мастерской академика Дмитриева-Кавказского (1903-1908). Для заработка ему приходилось ретушировать фотографии, делать рекламные плакаты для папирос, обертки для мыла, карамели, открытки. Именно эта поденная работа развила в нем, как он считал, громадную работоспособность, упорство и выдержку, пробудила интерес к анатомии, этнографии, зоологии и ботанике. Важно отметить две основные сферы его интересов, обозначившиеся в эти годы: иконопись и анатомия. Именно они, парадоксальным образом соединенные, и определят феномен филоновского искусства в будущем. В 1908 г. он поступил как вольнослушатель в Высшее художественное училище при Академии художеств, но уже в 1910 г. оставил его и начал самостоятельный путь.
http://proza.ru/2012/04/28/185
http://proza.ru/2012/04/28/189
В 1916-1918 гг. Филонов находился в действующей армии на румынском фронте. Свержение монархии он встретил как событие долгожданное и радостное. В 1917 г., после Февральской революции, его избрали председателем Совета солдатских депутатов Придунайского края. Вскоре после возвращения в 1918 г. с фронта Филонов участвовал в грандиозной выставке в Зимнем дворце с циклом работ «Ввод в Мировой Расцвет». В это время он считался одним из корифеев нового, социалистического искусства. И он действительно выступил его идеологом. После Октябрьской революции Филонов одно за другим пишет свои известные «аналитические» полотна: «Формула космоса» (1918-1919), «Формула петроградского пролетариата» (1920-1921), «Формула вселенной» (1920-1922), «Формула мирового расцвета» и другие. Каждое его произведение, по собственному признанию художника, становилось картиной «анатомической структуры» Вселенной, представленной одновременно во всех ее разрезах, статических и динамических состояниях, в беспрерывном общем процессе. «Конкретизация темы» осуществлялась с помощью крупно выделенных фигуративных знаков или символов. И все они должны были обладать трехмерностью, объемом, удельным весом, тяжестью, клетчаткой. Филонов упорно добивался этих качеств, заставляя жить буквально каждый миллиметр поверхности полотна. Целостная композиция складывалась у него из противоборствующих «линий силы», которые определяли динамику перехода одних форм в другие.
http://proza.ru/2012/04/28/194
http://proza.ru/2012/04/28/197
Вместе с Матюшиным, Малевичем и Пуниным Филонов организовал в Петрограде Институт художественной культуры и руководил в нем Отделом общей идеологии. Начиная с 1923 г. художник стал подвергаться все более ожесточенной травле со стороны властей. Выставка 1930 г., уже развернутая в Русском музее, так и не была открыта. В январе 1931 г. в «Красной газете» появилась разгромная статья «Классовая сущность Филонова», где художника называли «помешанным врагом рабочего класса». Филонова лишили пенсии, обрекая на голодную смерть. Мастер не сдавался. Вечно голодный, он работал по 16-18 часов в сутки.
http://proza.ru/2012/04/28/200
Филонов умер в декабре 1941 г. от голода в осажденном Ленинграде, поскольку не получал хлебных карточек от Союза художников.
Модернизм и постмодернизм http://proza.ru/2010/11/27/375