Часть 2. Крейсерок

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2012/04/29/1747

И всё же, несмотря на похвальный отзыв Остолопова, американцев идеализировать не приходится. Они активно продавали, как и русские купцы, спиртное, спаивая народы Севера. Да и браконьерами были злостными. Насколько американцы действовали активнее русских, можно судить хотя бы потому, что чукчи знали английский язык, но не знали русского.

На захваченной шхуне наибольший интерес для властей представляли не китовый ус, не 500 лисьих шкур и пол тонны клыков мамонтов, а вахтенные журналы, карты и другие документы.

 По ним можно было определить маршруты браконьеров и контрабандистов, чем и занялись в Главном гидрографическом управлении. Теперь суда, отправлявшиеся в крейсерство, действовали не наобум, а по плану, составленному на основе полученного от гидрографов материала.

 Шхуну «Генриетта» переименовали в «Крейсерок», и началась её нелёгкая служба, сначала в гидрографической экспедиции, работавшей в Амурском лимане, а потом по охране острова Тюлений. Судов для охраны лежбищ котиков не хватало, чем пользовались браконьеры и отечественные, и иностранные.

 Тогда на время промысла морского зверя на Командорские острова и на остров Тюлений стали высаживать караулы, которыми командовали офицеры. Беда была в том, что командиры судов решали главные задачи, поставленные им командованием, а доставка караулов и снятие их с островов считались второстепенным делом. Поэтому караулы иногда опаздывали привезти, а потом опаздывали снять.

Например, в 1884 году клипер «Разбойник» доставил на Командорские острова поручика Бегичева с семейством и тридцать семь солдат, а на остров Тюлений – лейтенанта Шамова и шестнадцать матросов. Причём, на Тюлений выгрузили не только провиант, но и запасы пресной воды, которую караулу предстояло беречь и расходовать очень экономно.

Тюлений - это крошечный островок в юго-западной части Охотского моря. Протяжённость его - 636 метров, ширина 40-90 м, высота до 18 м. На нём нет ни пресной воды, ни древесной растительности. Зато на песчаных пляжах находятся лежбища морских котиков и сивучей. Морским животным там благодать, а вот людям жить на нём противопоказано. Тем не менее, они жили.

Для людей построили три домика для начальника караула, двух десятков матросов или солдат и нескольких алеутов, которые занимались убоем котиков. Караулы остановили массовое уничтожение морского зверя, но пресечь полностью браконьерство они не смогли.
Вообще, когда читаешь, как грабили иностранцы, в частности, американцы и японцы, морские богатства России, то диву даёшься, создаётся впечатление, что нашим государством всегда руководили преступники.

18 февраля 1871 правительство России передало весь котиковый промысел на Командорских островах и на Тюленьем острове в аренду на двадцать лет американской компании «Гутчисон, Кооль и компания».

 Эта же компания, но под другим названием, «Аляскинская коммерческая компания», подписала договор на эксплуатацию Прибылова островов тоже сроком на двадцать лет. Оба договора были составлены крайне невыгодно для русской стороны. Тем самым русское правительство узаконило хищническое истребление котиков.

 Не менее нагло действовали и японские браконьерские шхуны. Только в 1882 году морское министерство и министерство иностранных дел добились запрета продления этих договоров, хотя американцы предложили повысить арендную плату вдвое. Можно себе представить, какую выгоду получала американская компания!

 Хищническое истребление котиков продолжалось по 1891 год.  Количество убитых самок, часто беременных, доходило до 93 процентов от общего числа животных. О том, как убивали морских котиков и с живых снимали шкуры, я писать не буду, чтобы не травмировать психику впечатлительных читателей. Иногда думаешь, что самое отвратительное животное – это человек.

                Продолжение следует