Инструкция к постройке

Георгий Коновалов
 Самолёт?!

 Нет ничего проще!


 Ты подобрал на улице болтик. Размахнулся с тем, чтоб выбросить его. И как можно дальше. Не торопись.

 Может, это твоя судьба, и именно этот болтик – такой блестящий и гладкий, с такой замечательной резьбой. Ну, а если он и с гайкой, то тогда ему цены нет…


 Именно этот болт может послужить началом такому делу, как постройка собственного самолёта.


 Представляешь - собственный самолёт. И тебе уже не страшны ни пробки, ни расстояния.


 Ты в небе, и ты смотришь на всё с высоты полета.


 Для начала надо выбрать модель, которая придётся тебе по душе, и будет отвечать твоим требованиям.


 Не стоит сразу замахиваться на такую модель, как «Боинг» или «Ил-62».

 «Боинг» придётся отложить на потом. Это когда ты наберешься опыта, или у тебя появятся свободные деньги.


 Конечно, хорошо собрать своих друзей и уже после взлёта включить автопилот (это устройство, которое может управлять самолётом без твоего вмешательства), а самому, вместе с приятелями, сгонять партию-другую в домино, ведь пить за рулём не рекомендуется.



 Чтоб облегчить себе задачу в выборе модели, надо просто пройтись по магазинам, где продаются сборные модели самолётов и выбрать то, что тебе больше по карману и душе.


 Конечно, можно, но для начала надо просто ознакомиться с инструкцией. Хотя покупать всё равно придётся – ведь надо будет нарисовать чертежи. Даже большие конструкторские бюро начинают с чертежей. Правда, у них нет тех возможностей, которые есть у тебя.


 Одновременно следует начать собирать различные постеры и прочую клеящуюся дребедню.


 Один из ведущих авиаконструкторов сказал, что некрасивый самолёт не летает. Значит, заранее следует озаботиться тем, чтоб украсить будущее своё детище.


 Хотя определённый риск в этом есть. Ведь не покупают ещё не родившемуся приданое.


 Только не надо очень яркого. Ведь в полёте твой аэроплан может заинтересовать экипажи, пролетающих рядом, самолётов.



 Не следует также выбирать бипланы. Что проблем у тебя не хватает - строить еще одно крыло?


 Я уж не говорю про разные там расчалки и растяжки. Модель должна быть «простенькая, но со вкусом». Безусловно, это должен быть свободнонесущий моноплан. Не надо бояться непонятных слов – они украшают текст и делают объяснение более понятным.


 Теперь о сумме, которую ты сможешь )выделить на постройку своего самолёта. Как мне кажется, в пределы ста У.Е. можно уложиться.


 Самое главное в самолёте что? Правильно, это комфорт. Поэтому заранее стоит позаботиться о твоём месте.


 Кабина должна отвечать быть оборудована, (как минимум, самыми необходимыми приборами. Это, прежде всего будильник. Ты можешь на нём проставлять время, и он всегда разбудит тебя в нужный момент. Например, когда ты будешь подлетать к аэродрому, где у тебя запланирована посадка, чтоб сбегать на рынок.


 Кроме будильника, вероятнее всего, понадобится и рулетка (желательно металлическая) метров на пятьдесят - думаю, хватит.


 Рулетка нужна для того, чтоб во время своего полёта замерять высоту полёта. Правда, это не всегда удобно, так как конец рулетки придержать будет некому и от этого пострадает точность измерений. Не думаю, чтоб особенно. Так, в пределах допустимого. Но, вполне можно обойтись и без высотомера. Он у лётчиков альтиметром называется.


 Обязательно понадобятся карты.


 Игральные не подходят.  И карты Таро тоже (хотя перед вылетом можно и раскинуть, чтоб узнать всё о полёте).

 Карты нужны аэронавигационные, не побоюсь этого слова. В крайнем случае, можно приобрести в магазине школьных принадлежностей объёмную. Так будет даже удобнее ориентироваться в горах, и ты всегда сможешь отличить горы от предгорий, а предгорья от равнины и моря. Компас, скорее всего, не понадобится. Лучше пользоваться наземными ориентирами. А если он будет, то «кашу маслом не испортишь». Ведь, правда?


 Заговорили уже о полёте еще, не построив самого самолёта.


 Кабина, как у всех самолётов подобного типа, располагается в фюзеляже. Именно на него и следует обратить особое внимание.


 Материалом для постройки фюзеляжа многие предпочитают металл. А я говорю, нет и нет. Дерево или, в крайнем случае, пластик. Это гораздо практичнее и элегантнее. Представьте себе фюзеляж, обшитый вагонкой, обработанной под старое дерево. Можно в такой же тональности подобрать и пластик.


 Дно кабины можно сделать стеклянным. Несколько слоёв стекла, прочно связанные между собой в пакет. Тогда ты сможешь наблюдать пробегающие где-то там внизу пейзажи, не высовываясь из кабины. Сквозняки очень опасны.


 Можно пойти дальше и оставить некоторое пространство между слоями стёкол.


 Тогда туда можно будет запустить рыбок и любоваться одновременно грацией рыбок и пейзажами.


 Некоторые много говорят о фотоаппарате. Я против этого излишества. Да и потом фотографии не будут качественными. Представьте себе портрет, сделанный с самолёта.

 Это ужас.

 Шар с непонятными выступающими деталями. У кого, что выступать будет ещё неизвестно. Конечно, портретируемому можно предложить прилечь перед съёмкой, но это не всегда выглядит эстетично.


 Но и фотик может найти применение. Если ночью начать «блицевать» (это термин фотографов), то это будет похоже на навигационные огни. И ты не налетишь на летящий рейсовый самолёт. Точнее он не налетит на тебя. Можно достать мигалку с полицейской машины, но выглядит она не элегантно. Поэтому лучше фотоаппарат.


 Всё гораздо сложнее с крыльями.


 Скорее всего, у тебя нет возможности строить свой аппарат в каком-нибудь эллинге. Значит в перспективе - строительство в одной из комнат обычной многоэтажки.

 Хотя в этом есть и свои определённые плюсы. Только надо выбрать ту из комнат, в которой есть выход на балкон. Правда, придётся разобрать балконные перила, но зато первый, испытательный полёт можно будет совершить без особых проблем. Просто столкнуть самолёт, с сидящим в нём пилотом, с балкона. Он должен спланировать и плавно опуститься во дворе твоего дома среди припаркованных там авто.


 Из-за того, что самолёт будет собираться в не совсем подходящих условиях, можно сделать крылья складывающиеся. Как у самолётов палубной авиации.


 Надо слетать - разложил крылья, слетал - снова их сложил. В этом случае для изготовления подойдут сдвоенные оконные рамы. Правда, они больше подходят для крыла с изменяемой геометрией, но здесь есть простор для фантазии и выдумки.


 Для этого придётся удалить стекло. А каркас, который образовался самой рамой, надо затянуть перкалем. Если не сможете найти перкаль, подойдёт и ситец. Очень даже весёленькие крылышки могут получиться. С цветочками.


 Самолёт будет похож на какого-нибудь «махаона». Это бабочка (не дама) такая…


 Так, что выдумывай, мечтай и строй.


 Вот тоже непонятное – киль. Понятен киль у яхты – он даёт устойчивость и не позволяет яхте сделать «оверкиль», т.е. опрокинуться. Он тяжёлый. Иногда заливается свинцом или бетоном. А для чего самолёту киль?


 Ну, надо так надо. Его можно сделать надувным. Если у моряков он тянет вниз, то по логике, киль самолёта должен тянуть его вверх. Так что ему в самый раз, если он будет надувным. Мне нравится киль у «Ил-62».


 Он такой элегантный и стремящийся вверх. Красиво.


 А теперь шасси. Шасси - это по научному, а по простому – колёса. Проблем с колесами особых нет. В любом хозмаге есть в продаже тачки.

 Если разобрать пару садовых тачек, то получите два симпатичных колеса. Да и кузова, если подумать, можно, приспособить. Можно сделать бронеспинку в кабине.


 Небольшие проблемы могут возникнуть при креплении шасси к фюзеляжу. Но это не такая проблема, которая должна остановить само строительство твоего аэроплана.


 Шасси лучше делать убирающимися, чтоб встречный воздушный поток не тормозил скорость аппарата. Особого механизма для уборки шасси не потребуется – достаточно и двух прочных бечёвок, потянув за которые можно убрать шасси.


 Я сторонник, чтоб стойки выпускались не вместе. Вдруг тебе понадобиться присесть на одну ногу, то бишь на одну стойку. С колесом, конечно. Ты, небось, видел, как элегантно скользят на одном коньке фигуристы.


 Иногда может получиться так, что твой аэроплан будет напоминать кобелька у столбика. Но это на чьей вкус.


 В фюзеляже надо предусмотреть ниши, куда будут прятаться колёса.

 Здесь два варианта. Первый – ниши со стороны кабины прикрыты щитком. Этот вариант мне не нравится. Правда в кабине будет чисто, и грязь, особенно после дождя, не попадёт внутрь кабины.


 Другой вариант - оставить сквозными эти ниши. Тогда во время посадки, всегда можно будет притормозить, как говорят в народе, «лаптёй». Что, в конечном результате, очень удобно. И, самое главное, не надо думать об устройстве тормозов.


 Вот, пожалуй, и всё.


 Хотя я забыл о мелочи, которая должна помочь взлететь твоему самолёту. Ведь не будешь же каждый раз запускать его с балкона.


 Двигатель может быть реактивным (это сейчас модно), а может быть электрическим или поршневым. Пусть тебя не пугают эти термины.


 От реактивного сразу отказываемся. Даже говорить не хочу.


 Определённый интерес вызывает электродвигатель – он экологически чист и очень экономичен. Но….

 Здесь возникает сразу несколько «НО». И это, прежде всего, питание двигателя. Можно, заранее заложить в проект питание двигателя от батареек. Но, наверное, их понадобится очень много. Это, в конце концов, может стоить столько, сколько стоит весь аэроплан. Тем более, что их надо будет менять после каждого полёта. И если не «подхалтуривать» или, как сейчас говорят, «бомбить», то можно вылететь в трубу.


 Второй вариант с электродвигателем – это питание от сети. Здесь налицо тоже неудобство – шнур. Конечно, в качестве аттракциона вариант жизнеспособен. Взлетел, покрутился и приземлился…


 Здесь надо быть очень внимательным к шнуру. Он может перекрутиться и тогда короткое замыкание неизбежно. А если к тому же и пожар... Что тогда?! Нет, электродвигатель нам не подходит.


 Вот здесь и родилось, совершенно гениальное, решение – бензопила «Дружба».


 Что такое взлёт самолёта? Это разница давлений набегающего воздуха на крыло. То есть сверху давление меньше, чем снизу. И это состояние позволяет взлететь аппарату.


 Так вот, если у пилы удлинить ось, на которой сидит цепь (не убирая её, она нам ещё понадобится) и укрепить на концах два винта–пропеллера, то ты обеспечишь значительный надув воздуха под крыло.


 А если пилу расположить вдоль или по длине фюзеляжа самолета, а цепь обуть в резиновые «лапоточки», точнее не цепь, а режущие элементы – зубья, тогда быстрое движение цепи позволит аппарату вдвое, а может и втрое сократить длину разбега.


 Цепь послужит ускорителем. Как на авианосцах.


 На них сначала были пороховые ускорители, а сейчас паровые или воздушные, ну, а нас может получиться - пило-механический. А если на двигатель пилы поставить реверс, то можно будет сократить длину пробега.


 Вот теперь, пожалуй, всё.


 Ах, да мы упустили из виду болт, который нашли в самом начале. Он чудесно подойдёт для стоп–сигнала.


 Ты сможешь этим болтом прикрутить цветной фонарь к хвосту твоего крылатого друга.

 Цвет фонаря не регламентирован. Самое главное, чтоб он не был вызывающим. Не надо смотреть на классику. Надо действовать по принципу «А мне нравится!»


 Вот теперь, действительно всё.


 Счастливого полёта!

 И, чтобы количество посадок соответствовало количеству взлётов!!!


 Автор выражает горячую признательность:

 телепередаче «Это вы можете» (ушедшей в прошлое),

 журналу «Техника-молодёжи»,

а также всех тех, кто мягко и не назойливо рекомендовал мне новые технологии.